Авторская разработка профилактического проекта для старшеклассников «Трезвость – норма жизни! Присоединяйся к нам!»
план-конспект урока (10 класс)
Программа направлена на формирование здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_stsenariy_profilakticheskogo_zanyatiya_dlya_starsheklassnikov.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская разработка профилактического тренинга для старшеклассников
«Трезвость – норма жизни! Присоединяйся к нам!»
Из инновационного опыта педагога-психолога Орлова Н.Т., МАОУ СОШ №1 г. Когалым
по теме: «Современные технологии первичной профилактики наркомании в образовательной среде в контексте требований ФГОС. Формирование ценностного отношения к здоровью»
Методические рекомендации.
Актуальность. В настоящее время наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой употребление ПАВ является одновременно биологической, психологической и социальной проблемой, поскольку в процессе возникновения и формирования зависимости от ПАВ непосредственно имеют значение генетическая и психосоматическая предрасположенность, психологические особенности личности и её социальная диспозиция. Сегодня к наркотикам относятся все психоактивные вещества, вызывающие психологическую зависимость, в том числе алкоголь, табак, пиво, которые до сих пор продаются в магазинах легально, хотя закон на запрет уже есть. Сегодня молодеет возраст тех, кто пробовать и потом употреблять психоактивных вещества начинает с 11-12лет. Ряд факторов провоцируют или программируют подростков на употребление, а не на отказ. Психологическими факторами риска приобщения к употреблению ПАВ является отсутствие у современного школьника нормативного мировоззрения (убеждения, ценности, установки, взгляды); отсутствие установок на трезвость; психический инфантилизм; имитационное поведение; ограниченность интересов; эмоционально-волевой дефицит; трансформация механизмов психологической защиты; позитивность возникающих эффектов при употреблении ПАВ; безопасность в ближайшей перспективе использования ПАВ.
Социальные факторы риска приобщения – это «мода» на ПАВ; доступность; терпимость социума, аддиктивные традиции и обычаи (алкоголизм, курение родителей семье, в обществе; ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Семейные факторы риска- это постоянная занятость родителей, отсутствие нормативных форм совместной деятельности; злоупотребление ПАВ в семье; дисфункциональный стиль воспитания. Факторы риска в условиях образовательного учреждения: отсутствие полноценных условий для гармоничного психического и физического развития несовершеннолетних (отсутствие комплексных программ и новых технологий); недостаток специалистов сопровождения, неуспеваемость, недостаточная грамотность педагога в вопросах возрастной физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья ученика, загруженность учителей. Факторы риска приобщения к употреблению ПАВ дезорганизуют становление личности в её нормативных притязаниях, и тем самым препятствуют развитию так называемых нормативных личностных статусов, которые являются базовыми для формирования и устойчивого функционирования личности в стиле здорового образа жизни. Поиск путей устранения данных рисков является актуальной задачей для всех участников образования. Всё это свидетельствует о актуальности обновления форм и методов профилактической работы.
Противоречия. Наблюдается противоречие между знаниями подростков о вреде наркотиков и склонность к употреблению. Пагубность употребления ПАВ пролонгирована, то есть последствия видны не сразу. Разработаны модели профилактической работы среди подростков, есть нормативно-правовая база по данной тематике, однако работа не всегда эффективна. Мы так много говорим о вреде алкоголя и наркотиках, что бдительность учащихся притупляется и это зло становится обыденным, привычным. А трезвость- это что? Когда и как о трезвости говорить. Пора менять сознание учащихся и взрослых. И в главном документе, регламентирующем профилактическую работу в школе (Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года) говорится о пропаганде здорового образа жизни среди детей и молодежи, но не упоминается о трезвом образе жизни.
Поэтому сегодня необходимо искать новые пути и создавать технологии, направленные на отрезвление сознания, формировать психологию трезвости, укреплять нравственность и самосознание у детей и молодежи в целях развития у них трезвенного мышления.
Новизна идеи. Изучение ряда нормативно-правовых документов, обзор актуальной методической литературы по данной тематике, анализ своей работы на протяжении нескольких лет по формированию сознательных установок подростков на здоровый образ жизни позволили выявить противоречия в сложившейся ситуации:
- мы не говорим о трезвости, и не указываем на ценностное содержание состояния трезвости, хотя декларируем, что трезвость является высшей духовно-нравственной ценностью.
- подростки достаточно осведомлены о вреде ПАВ для здоровья, но употребляют.
- 3) в России есть трезвенническое движение, имеющее свою историю, достаточная информационная база, а трезвенное воспитание в школе не ведётся.
Поэтому новизна моего опыта состоит в том, что главной отличительной чертой психолого-педагогической профилактики вредных привычек является разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, сколько о противоположном нормальном состоянии человека – о трезвости, истории трезвеннического движения в России, об алкогольном терроре против России, о развенчании мифов , что трезвости в России нет, о механизмах и причинах программирования населения, психологических и социальных последствиях для каждого человека и государства в целом. Эта работа направление на формирование установое на трезвый образ жизни, а значит здоровый. Я предлагаю современную социально-психологическую модель формирования трезвенных здоровых интересов, в которых используются позитивные технологии, личностно-ориентированный и деятельностный подход, интерактивные методы (тренинги, дискуссии, групповые проекты). Сегодня важно информировать учащихся о законах, принятых правительством России о запрете на производство и продажу продукции. Цель: поэтапный отказ от этого яда. Именно благодаря трезвенническому движению в России появились чёткие законы о запрете на алкоголь, табак, а ведь многие годы они были незапрещёнными. Сейчас идёт 5 трезвенническая волна в России. А на земном шаре 2\3 населения уже живут трезво. Работа должна проходить со всеми участниками образования. И начинать надо с разъяснения понятия трезвость.
Условия реализации в школе данного опыта: владение знаниями в области формирования психологии трезвости и личностный позитивный настрой на трезвость, создавать волонтёрские и собриологические отряды «За трезвый образ жизни», разрабатывать проекты, проводить акции и др.
Я представляю одно из мероприятий проекта «Трезвость- норма жизни»
Вот об этом надо говорить детям, создавая программы и мероприятия для учащихся, родителей и учителей.
Конспект проведения мероприятия
Лучше быть белой овцой,
чем глупым бараном в заблудшем стаде!
наркотикам - НЕТ!
Трезвости - ДА,
Наша миссия – жить трезво!
- Организационный момент. Экспресс-диагностика.
Цель этой диагностики. Знакомство с актуальными трезвенными установками в аудитории.
Сядьте, пожалуйста, по центру зала, те, кто лично против травления любыми ПАВ и сознательно понимает, что это яд для всех.
Слева - те, кто считает, что можно травиться, уверенны, что не страшно!
Справа - те, кто сомневается. (по ходу нашего занятия вы можете пересесть по мере формирования вашего сознательного выбора)
- Кто занимается спортом?
- Кто участвует в работе «Ребячки»?
- Какие спортсмены вызывают у вас уважение? Почему?
- Когда будут олимпийские игры в России и в каком городе?
- Что планируете делать после школы?
- Что цените в жизни?
- Какой будет твоя жизнь через 10 лет!
-Вы свободный человек7
Вы творческий человек?
Всё это трезвая здоровая жизнь. И это норма. Вам известно, что такое боль? Вам известно, что такое радость? Чем отличается радость здорового человека от радости наркозависимого человека? (вы можете пересесть).
2. Актуализация темы занятия.
Мы (люди) называем себя вершиной эволюционного процесса, мы утверждаем, что человек является самым приспособляемым живым существом на земной поверхности. Мы на самом деле научились жить даже в условиях космического пространства, но мы же представляем собой тот единственный вид, представители которого могут самостоятельно прекращать своё существование, и мы же по иронии судьбы — тот единственный вид, который в процессе своей эволюции реально подошёл к тому, чтобы полностью прекратить жизнь на Земле, чтобы на той самой эволюции, которой мы обязаны самим фактом своего существования, поставить раз и навсегда жирную точку.
Как и на всех живых существ, на нас постоянно действуют разрушительные силы окружающей среды, умением противостоять которым мы справедливо гордимся, но беда пришла откуда не ждали: мы научились отражать атаки врага снаружи, а он пришёл изнутри. Мы тратим огромные средства на то, чтобы предсказать землетрясение, ураган или цунами, но мы пока лишь с удивлением взираем на то, как саморазрушительные процессы сметают с лица Земли не меньшее, если не большее, число людей. Мы видим, как некое мощное течение уносит от нас прочь подростков и взрослых, злоупотребляющих психоактивными веществами и заканчивающих жизнь самоубийством. Огромная невидимая рука вырывает их с корнем из школьной, семейной и личной жизни. Никакие призывы не в силах остановить их и вернуть к нормальной жизни. Более того, они сами часто протягивают к нам руки с мольбой о помощи, потому что чувствуют и понимают гораздо лучше нас: что-то страшное проснулось в глубинах их мозга. Мы же не понимаем, а чаще и не хотим понять, полностью всего того, что происходит. И мы к этому пока настолько не готовы, что даже не способны иногда признать сам факт наличия проблемы. Как верно подметил Карл Меннингер: все, кто изучал поведение человека, неизбежно приходят к осознанию того, что основную причину людских невзгод следует искать в самих людях. Иными словами, сегодня ты в ответе за своё будущее!
3. Видеоролик. «О последствиях употребления ПАВ». Цель: погружение в проблему. Развитие рефлексии. Они тоже мечтали о счастье, о любви, о нормальной жизни… Как получается, что рождённый для добрых дел человек может превратиться в хронически больного наркозависимого человека? Как формируется психологическая зависимость от алкоголя, сигарет, пива, наркотика? Кому это выгодно? Кто от этого страдает? Кто радуется! Вы выбираете свой путь или вас выбирают? Когда начинает формироваться зависимость от алкоголя, сигарет, наркотиков? Изучено ли формирование психологической зависимости от ПАВ?
Если ты человек – включай мозги, смотри, анализируй, осознавай! Выбор за тобой пока это не поздно! И это правда!
3. Кинотерапия. Трилогия.
Как всё начиналось! (Начало программирования с детства)
Я как все! Круто! (Но есть ещё шанс уйти от зависимости!)
Последний трамвай! (Когда возврата нет!)
4. Закрепление. В чём опасность психической зависимости от ПАВ?
-Проблемы с учёбой. Проблемы с милицией. Теряются родственные связи с семьёй.
-Подкрадывается безболезненно и незаметно, но захватывает больно и навсегда!
-в невозможности контролировать своё поведение.
-в непредсказуемости.
-в неизлечимости.
-Невозможности иметь здоровых детей или вообще неспособность к репродуктивной деятельности.
-В проявлении побочных заболеваний гепатит А, В, С, ВИЧ- инфекции, СПИД.
- Смерть.
5. Активизация установок на трезвость. Просмотр презентации о проекте «Трезвость- норма жизни! Присоединяйся к нам!».
6. Формирующий опрос.
А). Знаешь ли ты, что является правдой трезвой жизни? (отвечают участники встречи)
Б). Слоганы и девизы про трезвый здоровый образ жизни исполняют волонтёры в стиле рэп.
1).2/3 населения планеты живут в трезвости!
2). Правда, что сегодня миллионы ребят делают выбор в пользу трезвого, здорового образа жизни. 3). Правда, что наркотики — это яд, любая зависимость — это хроническое заболевание.
4). Правда, что трезвость- это выбор сильных!
5). Стань хорошим примером здорового сознания, помоги заблудшим, пока это не поздно!
6). Много общественно-активных ребят состоят в трезвенном движении России, готовых пропагандировать идеи трезвости.
7). Тысячи ваших сверстников достигают успехи в спорте и делают научные открытия. В этом радость и счастье!
8). Включай мозги! Не дай себя обмануть! Не дай мафии тебя в наркоболото затянуть!!!
9). Не подражай чужим кумирам! И это правда!
10). Помни, что ни один наркотик не сделает тебя красивее, умнее, счастливее привлекательнее, успешнее, чем ты есть на самом деле!
11). Посмотри правде в глаза, изучи себя и формируй сам свою душу, тело, мозг!
12). Правда, что для этого тебе потребуется сила воли и усердие! Но взамен ты получишь счастье, радость, любовь! Успех, работу, достаток! Семью, уважение, здоровье!
13). Это и есть настоящая жизнь!
14). Наша миссия – жить трезво и здраво!
15). Все вместе произносят: «Трезвость – норма жизни!»
Заключение. Демонстрируется плакат «Трезвая жизнь», раздаются буклеты «Трезвость-норма жизни!».
7. Обратная связь. В конце занятия, обучающиеся выбирают кружки разного цвета:
Синий –кто бережёт своё здоровье и принимает трезвый образ жизни.
Красный - кто готов пропагандировать идеи трезвого образа жизни личным примером.
Жёлтый – кто признаёт, что последствия употребления наркотиков пагубны, что это угроза жизни.
Список литературы
- Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальной практики / Н.В. Вострокнутов – М.:
Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания,
2004 – 182 с.
- Галичкина О.В. Система работы по профилактики наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур /
О.В.Галичкина – Вол.: Издательство «Учитель», 2006 – 159 с.
- Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей / Р.Р. Гарифуллин – М.:
Издательство «Сфера», 2002 – 64 с.
- Ерхова Н.В., Климович В.Ю. Знания сила СПИД победила: нагляднометодическое пособие по профилактике ВИЧ/СПИДа / Н.В.Ерхова, В.Ю. Климович – М.: Издательство «Центр Планетариум», 2005 – 64 с.
- Ерышев О.Ф. Лечение алкогольной зависимости / О.Ф. Ерышев – СПб.:
Издательский «Нева», 2004 – 128 с.
- Зубова Н. А. Методическое пособие СТАЛКЕР: профилактика наркозависимости / Н. А. Зубова, С. М. Тихомиров – СПб.: Научнопроизводственная фирма «Амалтея», 2003 – 150 с.
- Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения / Т.Г.Кобякова, О. А.Смердов –М.: Научно-методический центр «Диагностика.
Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2000 – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка "Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»
Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренингаЦели и задачи:1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек3. Ориентиро...
Презентация для защиты авторской разработки в рамках муниципального конкурса "Я выбираю жизнь"
Презентация для защиты собственной методической разработки "Интеллектуально-познавательной игры с элементами тренинга "Алгоритм здорового образа жизни" на муниципальном конкурсе "Я выбираю жизнь"...
Авторская разработка сценария «Общий сбор ДО «Кристалл» + МО «Совет старшеклассников», посвященный 90-летию рождения ПИОНЕРИИ» (приложение-презентация)
Сценарий мероприятияАвтор: Мишина Галина ВладимировнаДолжность: педагог-организаторКласс: 5-11кл«Общий сбор ДО «Кристалл» + МО «Совет старшеклассников», посвященный 90-летию рождения ПИОНЕРИИ»...
Разработка занятия со старшеклассниками о ценности жизни (с презентацией)
Данное занятие посвящено ценности жизни. Важно, чтобы ребята подросткового возраста почувствовали и поняли, что жизнь - это самое ценное, что есть у человека. Занятие также является профилактичес...
Сценарий мероприятия "Трезвость - норма жизни!"
Внеклассное мероприятие по профилактике алкоголизма "Трезвость - норма жизни!"...
Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Здоровый образ жизни. Трезвость – норма жизни».
Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 34.02.01. сестринское дело по дисциплине: « Иностранный язык...
трезвость - норма жизни
классный час...
Комментарии
Татьяна
всё понятно, ново, актуально.