Творческий проект «Филология на службе ЗОЖ» (Методическая разработка)
методическая разработка (5 класс) по теме

Микитюк Лариса Геннадьевна

Проект «Филология на службе ЗОЖ»

 

Тип проекта: поисковый, творческий

 

Категория учащихся: учащиеся 2-11классов

 

Предметная область: предметы образовательной области филология

 

Основополагающие вопросы:

1) Что такое ЗОЖ?

2) Как представлены проблемы ЗОЖ в литературе, фольклоре? ( поисковая работа)

3) Каково наше отношение к ЗОЖ? ( через разные виды творческих работ)

 

Аннотация проекта:

   Если вы хотите узнать о ЗОЖ посредством предметов образовательной области филология, если вы хотите быть здоровыми, если вы хотите знать , что думают о ЗОЖ другие, если вы хотите сделать общество здоровее своим творчеством -смело отправляйтесь с нами на освоение проекта «Филология на службе ЗОЖ»

Дидактические цели проекта:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

-совершенствование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-приобретение навыков самостоятельной работы с разным объёмом информации.

Методические задачи проекта:

-закрепить знания О ЗОЖ;

-пропаганда ЗОЖ.

-профилактика вредных привычек

Проблемы самостоятельных исследований:

Выявить, что есть ЗОЖ?

Отыскать произведения отечественных и зарубежных поэтов и писателей о ЗОЖ, спорте.

Нарисовать рисунки, пропагандирующие ЗОЖ.

Сочинить произведения о ЗОЖ, спорте.

Разгадывание занимательного материала о спорте.

Приготовиться к конкурсу «Гимн спорту» на разных языках.

Провести мероприятия, пропагандирующие ЗОЖ: линейки, классные часы, выставки творческих работ.

 

Результаты исследований:

Презентация исследовательской (на уроках внеклассного чтения), творческой деятельности учащихся(на конкурсах и выставках) .

Этапы работы:

-формирование тем исследования;

-формирование группы для проведения исследования;

-работа в группах;

-подготовка презентации;

-защита проекта;

-коллективное обсуждение, результаты оценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_filologiya_na_sluzhbe_zozh.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Творческий проект «Филология на службе ЗОЖ»

Пояснительная записка

         Проект «Филология на службе ЗОЖ» носит поисковый и творческий характер.

В рамках двух мероприятий: декады ЗОЖ и предметного месячника образовательной области филология на очередном заседании МО филологов было принято решение совместить два мероприятия. Метод проекта выбран неслучайно- в рамках развития академической одарённости, охвата большего количества ребят интересным делом было принято решение организовать масштабный проект «Филология на службе ЗОЖ».

        На организационной линейке школьникам было предложно активно включиться в работу : в каждом классе были избраны инициативные группы, которые активно включились в планирование проекта, определение исследовательских и творческих групп. Работа велась в течение месяца, промежуточные наработки стекались в штаб. Координаторы (лидеры групп и педагоги)  отслеживали результаты и назначали дату отчётного презентационного мероприятия .Каждое отчётное мероприятие анализировалось, чтобы в последующих промахи не повторились.

          Для осуществления проекта были использованы ресурсы библиотек ( школьной, районной), интернета . Привлекались к участию в проекте и родители. Для осуществления задуманного прибегали к техническим средствам: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

         Для оформления выставки творческих работ использовали ватманы, плакаты, карандаши и краски.

      План- сценарий мероприятия постоянно был в поле зрения участников- на доске объявлений.

Оперативки о проделанной работе вывешивались на информационную стену.

На итоговой линейке были подведены итоги, победители конкурсных мероприятий и участники проекта были награждены Грамотами, Благодарностями и сладкими призами.

Оглавление

Введение                                                                                             4  

                                                                                                                                                                   

Основная часть «Филология на службе ЗОЖ»                               5   

         

1.Проект как одна из форм внеклассной работы по предмету     5                                  

2. Планирование проекта «Филология на службе ЗОЖ»              6              

3.  Проектный продукт  «Филология на службе ЗОЖ»                 7  

                               

Заключение                                                                                         8  

         

Список литературы                                                                            9    

         

Приложение                                                                                       10            

                                                                   

                                               

                                                                   Введение

                Новая школа требует нового выпускника: коммуникабельного, креативно мыслящего, обладающего универсальными учебными действиями, умеющего добыть знания из разных источников и уметь применить их в нестандартных ситуациях ( как на уроке , так и во внеурочной деятельности).Именно поэтому для внеурочной предметной деятельности удобна форма- масштабный по количеству участников краткосрочный творческий проект. Школа стоит на службе сохранения здоровья ребёнка, формирования ЗОЖ, а значит, в рамках реализации творческого проекта уместно культивировать тему ЗОЖ.

                 Цель работы - охватить творческой деятельностью наибольшее количество ребят (с 1 по 11 класс). Развивая академическую, интеллектуальную и лидерскую одарённость, интерес к предметам: русскому, английскому, немецкому языкам, литературе, ИЗО, музыке, предложить детям различные виды внеклассной работы (рисование, поиск прозаического и поэтического материала на тему ЗОЖ, сочинение собственных произведений в стихах и прозе, разгадывание загадок, кроссвордов о спорте, разучивание песен о ЗОЖ на разных языках, конкурс чтецов на заданную тему.

                    Предполагается работа творческого, поискового характера-использование проектной методики.

               Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все  так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.[1,35].

    В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам 5 – 9 и 10 – 11 классов. [3 ,172].                      

Суть проектного метода– стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.

   Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен: он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда. [1, 35].

                    Для успешного освоения проекта предполагается использование библиотечных ресурсов, ресурсов сети ИНТЕРНЕТ, работа с родителями.

                   Отличительной особенностью данного мероприятия является интеграция предметов: русского, иностранных языков, литературы, этнографии, ИЗО, музыки, физкультуры , ОБЖ.

                    В ходе проекта находят реализацию следующие формы: Тематическая линейка «Поэзия здоровья», открытые классные часы «Мы о ЗОЖ», «Произведения русских поэтов и писателей о спорте»- уроки внеклассного чтения , Конкурс « Разгадай-ка» - загадки и ребусы о спорте, Конкурс «Малые жанры фольклора о спорте»- пополнение банка пословиц и поговорок о спорте, Конкурс « Раскрась спорт», Конкурс творческих работ «Мы и ЗОЖ», Конкурс чтецов «Поём гимн спорту»

                     Итоговое мероприятие - общешкольный конкурс чтецов, выставка творческих работ (рисунки, литературные произведения)

   

              Основная часть:  Проект «Филология на службе ЗОЖ»

  1. Проект как одна из форм внеклассной работы по предмету (месячника филологии)

                              Особенности проекта как метода обучения

   К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).

   Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.

    Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

  В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

     Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проблема ЗОЖ как нельзя значима для молодого поколения. А средства решения проблемы предложены разные: поисковый, занимательный, творческий материал. Ребёнок волен выбирать средство решения проблемы.

   Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В рамках данного мероприятия- месячника филологии- важно прийти к цели используя предметный материал (возможна интеграция). В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Реализуя проект «Филология на службе ЗОЖ», дети используют различный языковой материал: русский, английский, немецкий. Различный жанровый материал: стихи, прозу, песни, фольклорный материал. Воплощением проекта  является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством  решения проблемы проекта. Проект носил масштабный характер, охватывал большое количество участников, потому- то и проектный продукт у каждой группы свой: тематическая линейка, открытые классные часы, конкурс рисунков, конкурс чтецов, выставка творческих работ.

             Один из важнейших этапов любого проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

  1. Планирование проекта.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. Немаловажно определить и сроки выполнения каждого этапа проекта.

Планирование проекта «Филология на службе ЗОЖ»

После объявления темы проекта выбираются координаторы проекта, которые проводят анкетирование, выясняя, в какую группу желает влиться каждый. Среди предложенных: группа поисковиков, цель которых отыскать в литературе произведения, посвящённые ЗОЖ , спорту и выступить на уроках внеклассного чтения, найти среди фольклорных произведений малые жанры  на соответствующую тему  ; цель группы художников- нарисовать рисунки о ЗОЖ, представив работы на выставке; цель группы творцов-  сочинить собственные  произведения о ЗОЖ; цель группы артистов- приготовиться к конкурсу чтецов; цель группы пропагандистов - пройти с лекциями и беседами о ЗОЖ по классам; цель группы интеллектуалов – поработать над загадками, ребусами, кроссвордами о спорте. Распределившись в группы, индивидуально оговариваются сроки выполнения работы и продумываются наименования и формы мероприятий.

                        Запланированные мероприятия:

Мероприятие

Участники

Сроки

Конкурс «Банк произведений «Мы и ЗОЖ»

5-11 класс

До 23 ноября

Конкурс творческих работ о ЗОЖ

5-11кл.

До 30 ноября

Тематическая линейка «Поэзия здоровья»

3, 4, 6 классы

26 ноября

Конкурс чтецов «Поём гимн спорту»

2-11 класс

29 ноября

Конкурс «Малые жанры фольклора о спорте»- пополнение банка пословиц и поговорок о спорте

5-11 класс

До 30 ноября

Конкурс

« Разгадай-ка» - загадки и ребусы о спорте

5-8 класс

До 30 ноября

Конкурс « Раскрась спорт»

1-4 классы

До 30 ноября

Подведение итогов месячника- выставка творческих работ, итоговая линейка.

1-11 классы

3 декабря

       

Планируя работу, учтены возрастные особенности уч-ся. Младшие охотно выбирают рисование и разгадывание загадок. Дети среднего звена охотно сочиняют , занимаются поисковой деятельностью (ищут фольклорные произведения о ЗОЖ и спорте).  Старшие школьники  ведут поиск литературных (поэтических и прозаических) произведений о спорте, выступают с лекциями, проводят беседы.  Дети всех возрастных групп охотно готовятся к конкурсу чтецов. Каждый участник проекта волен выбирать наиболее приемлемое для него мероприятие, поэтому возрастные рамки  проекта в   условны.

         

  1. Проектный продукт

 Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта. [3,174].

 В финале нашего проекта дети самопрезентовали проектный продукт на уроках внеклассного чтения (уч-ся 5- 11 кл.), на тематических линейках (уч-ся начальных классов), классных часах (среднее и старшее звено), выставках творческих работ (уч-ся 3-11 кл.). Апофеозом проекта стали конкурс чтецов «Поём гимн спорту» и заключительная линейка, где были подведены итоги проекта.

  Для реализации задуманного использовался творческий проект с элементами поисковой работы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. А результаты были , действительно, разные: выставки, конкурсы, лекции, беседы и т. д.        

                                                             

                               

                                            Заключение

          Метод проекта – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

          Проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.[2, 4].

            Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.  Главное – продумать  способы введения метода проектов в структуру уроков и внеклассных мероприятий.

           Проект «Филология на службе ЗОЖ» позволил провести масштабную работу по формированию ЗОЖ, способствовал развитию академической, лидерской, интеллектуальной одарённости; позволил интегрировать в деятельности разновозрастные группы детей. Проведя (совместный с детьми) анализ проекта, пришли к выводу, что такие масштабные мероприятия интересны и полезны!

                                                   

                                       

                       

                           

                                       Список литературы

    1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

    2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

    3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

 

                                                                                                               

                                                                                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...