Программа внеурочной деятельности "Личностный рост"
рабочая программа
Данная программа призвана создавать условия для самораскрытия учащихся, осознания ими своей личности, индивидуальных особенностей, познавательных и коммуникативных способностей, раскрытия своего потенциала. Также программа призвана создать условия для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения, взаимодействия в группе и развития соответствующих навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneuroch.deyat_._lichnostnyy_rost.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 547
Красносельского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА | ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНА | ||||||||
Руководитель МО _________________ Протокол № _____ | На Педагогическом совете Протокол №____________ | Директор _________________/А.Г. Малая/ Приказ от «___» _________2019 №_______ | ||||||||
«___»__________2019 | «__»________________2019 |
| ||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Личностный рост»
для 6-9 классов
Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Программу составил: социальный педагог
Гусева А.М.
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Указ Президента РФ о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана первоочередных
мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы».
4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
5. Методические рекомендаций Министерства образования и науки РФ.
Актуальность программы
Данный курс является частью общешкольной программы внеурочной деятельности, направленной на преодоление тенденции к снижению уровня мотивации школьников к достижениям через опыт освоения ими разнообразных культурно-образовательных практик: социальных, нравственных, познавательных.
Данная программа призвана создавать условия для самораскрытия учащихся, осознания ими своей личности, индивидуальных особенностей, познавательных и коммуникативных способностей, раскрытия своего потенциала. Также программа призвана создать условия для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения, взаимодействия в группе и развития соответствующих навыков.
Занятия проводятся в форме тренингов, коммуникативно-деятельностных игр, исследовательских и творческих проектов с добавлением мини-лекций – то есть мероприятий, имеющих событийную основу. В силу возрастной специфики освоение учащимися содержания данного курса возможно лишь при достижении ими уровня основной школы (т.е. с 6 класса).
Программа состоит из 3 взаимосвязанных модулей общим объемом 68 часов, ориентированных на освоения учащимися 6, 7, 8 и 9 классов. Программа первого и второго модуля рассчитана на проведение по 11 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели), а программа третьего модуля рассчитана на проведение 12 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели). Для каждого модуля формируется собственное календарно-тематическое планирование. Между модулями выстроена тематическая преемственность. Учебные группы формируются из каждой параллели.
Цели и задачи программы
Цель: развитие личности школьников, формирование коммуникативных навыков, навыков для саморазвития, творческих способностей и нестандартного мышления.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями их личности, показать различные способы самопознания и развития своей личности;
- развить коммуникативные навыки подростков, лидерские качества;
- овладение учащимися знаниями о психических процессах (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта);
- формирование у учащихся навыков самообразования и саморазвития, развитие интереса к своей личности и к способам ее улучшения;
- создание условий для формирования мотивации и волевых качеств у подростков;
- создание условий для формирования позитивного взаимодействия между людьми, формирования навыков понимания других людей, их эмоций и особенностей характера;
- создание условий для развития творческого потенциала учащихся.
Адресат
Программа предназначена для подростков 6-9 классов, учащихся ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга, развивающих навыки эффективной коммуникации, личностного роста, творческого и познавательного развития, знакомящихся со способами группового и межличностного взаимодействия.
Содержание программы
Модуль 1. «Знакомимся и учимся общаться»
Целесообразность темы:
В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Это значит, что общение является очень важной частью жизни для подростка. Именно поэтому очень важно показать учащимся различные способы мирного и бесконфликтного общения, разнообразные способы культурного и одобряемого в обществе самовыражения в общении. Развитие коммуникативных и лидерских качеств, особенно в подростковом возрасте, является существенным шагом для развития и самореализации личности.
Налаживание контакта с группой сверстников, регулярное общение с ними и обсуждение интересующих вопросов и проблем, взаимодействие и выполнение заданий в группе помогут подростку понять себя и окружающих, научиться налаживать общение с разными личностями, доверять им и помогать в решении их проблем, поддерживать и давать советы при необходимости.
Занятия направлены и на изучение своей личности, своих индивидуальных особенностей. Школьники смогут понять сильные и слабые стороны своей личности, приспособить свои качества для жизни и учебы, а также развить новые или скорректировать уже существующие личностные особенности.
Цель модуля:
Развитие в подростках коммуникативных навыков, лидерских качеств, способности к самопознанию и развитию личностных качеств.
Задачи модуля:
- познакомить учащихся с принципами и процедурой тренинга;
- развить в группе чувство сплоченности, доверия и желания помочь;
- познакомить учащихся с особенностями их личности, показать различные способы самопознания и развития своей личности;
- развить коммуникативные навыки в подростках, лидерские качества.
Ожидаемые результаты:
- у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками и лидерские качества, а также навыки работы в группе;
- у подростков развивается интерес к своей личности и к развитию личностных качеств;
- у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, с учетом интересов других участников, умение слушать и вставать на чужое место, понимать собеседников, эффективно разрешать конфликты;
- умение применить полученные знания на практике в реальной жизни;
- у подростков развиваются навыки взаимопомощи и взаимоподдержки.
Форма работы:
Программа предполагает работу в мини-группах (10-15 человек) в формате тренинга (теоретическая часть и практика).
Организация занятий:
Программа рассчитана на 11 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели) и предназначена для проведения в 6-9 классах.
Методическое оснащение:
Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами психологии и проведения тренингов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.
Содержание программы:
1. Введение. Знакомство. Правила. Знакомство с принципами тренинга
2. Сплочение группы
3. Самопознание
4. Развитие коммуникативных навыков и лидерских качеств
5. Подведение итогов
Модуль 2. «Исследуй и развивайся»
Целесообразность темы:
Развитие своих задатков, способностей, сильных сторон личности является важной стороной роста для каждого человека. Особенно важно это в подростковом возрасте, где детям нужно показать и доказать возможность развития и самоулучшения. Понимание психических процессов в самих себе поможет подросткам осознать, что изменения возможны. С помощью нужных объяснений и рекомендаций, дети научатся понимать свои сильные и слабые стороны, улучшать слабые и использовать сильные. Это крайне необходимо в постоянно меняющемся мире, где от человека требуется постоянное саморазвитие и самообразование.
Цель модуля:
Формирование представления о психических процессах, выявление слабых и сильных сторон своей личности, а также способов развития.
Задачи модуля:
- овладение учащимися знаниями о психических процессах (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта);
- формирование представления о своем уровне развития различных психических процессов;
- формирование у учащихся навыков самообразования и саморазвития, развитие интереса к своей личности и к способам ее улучшения;
- знакомство учеников с разными способами диагностики уровня своего развития и методами тренировки различных качеств и свойств.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися общими знаниями о психических процессах и их особенностях;
- понимание себя, своих познавательных особенностей и возможностей, желание их улучшить;
- умение применить полученные знания на практике в реальной жизни;
- понимание необходимости саморазвития и самообразования, развитие желания работать над достижением поставленных целей.
Форма работы:
Программа предполагает работу в мини-группах (10-15 человек) в формате тренинга (теоретическая часть и практика).
Организация занятий:
Программа рассчитана на 11 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели) и предназначена для проведения в 6-9 классах.
Методическое оснащение:
Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами психологии и проведения тренингов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.
Содержание программы:
1. Ощущения
2. Восприятие
3. Внимание
4. Память
5. Мышление и интеллект
6. Подведение итогов
Модуль 3. «Творим и понимаем друг друга»
Целесообразность темы:
Развитие креативности и воображения учащихся является основой творческого и всестороннего развития каждого ребенка, которое влияет и на другие стороны его жизни. У подростков будут развиваться нестандартное мышление, творческие способности, креативность, склонность к нахождению необычных решений. Для успешного общения подросткам необходимо понимать эмоции и чувства других людей, своих собеседников, особенности их темперамента и характера, быть гибким и адаптироваться к общению с разными типами людей. Изучение мотивации и воли поможет подросткам развить в себе волевые качества, найти подходящую мотивацию для реализации своих планов и целей.
Цель модуля:
Формирование у учащихся навыков для развития креативности, творческих способностей, нестандартного мышления, а также понимания эмоций, чувств, особенностей других людей для эффективного общения с ними, развитие мотивации и волевых качеств.
Задачи модуля:
- создание условий для осознания необходимости творческого развития, а также тренировки нестандартного мышления и креативности;
- создание условий для формирования мотивации и волевых качеств у подростков;
- создание условий для формирования позитивного взаимодействия между людьми, формирования навыков понимания других людей, их эмоций и особенностей характера;
- создание условий для развития творческого потенциала учащихся.
Ожидаемые результаты:
- заинтересованность учащихся творческой деятельностью и развитием своих творческих способностей;
- понимание чувств, эмоций, особенностей темперамента и характера людей, умение на практике применить знания для успешного общения;
- умение ставить перед собой цели и реализовывать их с помощью мотивации и волевых качеств.
Форма работы:
Программа предполагает работу в мини-группах (10-15 человек) в формате тренинга (теоретическая часть и практика).
Организация занятий:
Программа рассчитана на 12 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели) и предназначена для проведения в 6-9 классах.
Методическое оснащение:
Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами психологии и проведения тренингов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.
Содержание программы:
1. Креативность
2. Воображение
3. Эмоции и чувства
4. Темперамент и характер
5. Мотивация и воля
6. Подведение итогов
Тематический план
№ | Тематические блоки/темы | Содержание | Кол-во часов | Методическое обеспечение |
Модуль 1. «Знакомимся и учимся общаться» | ||||
1 | Введение. Знакомство. Правила. Знакомство с принципами тренинга | Знакомство. Правила. Принципы тренинговых занятий. Упражнения для разминки и знакомства с группой. | 4 | Бумага для записей, ручка |
2 | Сплочение группы | Более детальное знакомство с членами группы, развитие навыков работы в группе. Упражнения для развития уверенности в себе, коммуникативных навыков, получение нового опыта социального взаимодействия. | 4 | Бумага для записей, ручка |
3 | Самопознание | Прохождение и анализ различных психологических методик, которые помогут учащимся разобраться в себе, понять и принять себя, а также развить те стороны своей личности, которые развиты недостаточно. | 6 | Бумага для записей, ручка |
4 | Развитие коммуникативных навыков и лидерских качеств | Развитие способностей пользоваться невербальными средствами общения, отстаивать свои интересы, понимать окружающих, мотивы их действий и реакции, устанавливать контакты и поддерживать общение. | 6 | Бумага для записей, ручка |
5 | Подведение итогов | Обобщение и закрепление знаний и навыков, обсуждение достигнутого, анализ полученного опыта. Обратная связь. | 2 | Бумага для записей, ручка |
Модуль 2. «Исследуй и развивайся» | ||||
6 | Ощущения | Мини-лекция «Ощущения». Органы чувств и Определение репрезентативной системы и развитие умения работать с ней | 4 | Бумага для записей, ручка |
7 | Восприятие | Мини-лекция «Восприятие». Изучение принципов восприятия, познавательного контроля при восприятии, влияния деятельности на точность восприятия времени. | 4 | Бумага для записей, ручка |
8 | Внимание | Мини-лекция «Внимание». Диагностика внимания и его улучшение. | 4 | Бумага для записей, ручка |
9 | Память | Мини-лекция «Память». Исследование процесса запоминания, забывания. Развитие и тренировка памяти. Мнемоника | 4 | Бумага для записей, ручка |
10 | Мышление и интеллект | Мини-лекция «Мышление и интеллект». Определение уровня интеллекта и способов его улучшить | 4 | Бумага для записей, ручка |
11 | Подведение итогов | Обобщение и закрепление знаний и навыков, обсуждение достигнутого, анализ полученного опыта. Обратная связь. | 2 | Бумага для записей, ручка |
Модуль 3. «Творим и понимаем друг друга» | ||||
12 | Креативность | Мини-лекция «Креативность». Изучение уровня креативности. Развитие креативности. | 4 | Бумага для записей, ручка |
13 | Воображение | Мини-лекция «Воображение». Изучение особенностей творческого воображения, уровня продуктивности воображения, индивидуальных особенностей воображения. | 4 | Бумага для записей, ручка |
14 | Эмоции и чувства | Мини-лекция «Эмоции и чувства». Проявление и узнавание эмоций и чувств. Мимика и пантомимика. | 4 | Бумага для записей, ручка |
15 | Темперамент и характер | Мини-лекция «Темперамент и характер». Определение типа темперамента и акцентуации характера. Способы общения с подростками определенного типа темперамента и вида акцентуации характера. | 4 | Бумага для записей, ручка |
16 | Мотивация и воля | Мини-лекция «Мотивация и воля». Виды мотивации и способы ее применять. Волевые качества и способы их развития. | 4 | Бумага для записей, ручка |
17 | Подведение итогов | Обобщение и закрепление знаний и навыков, обсуждение достигнутого, анализ полученного опыта. Обратная связь. | 4 | Бумага для записей, ручка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса
Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...
Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО
Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям летних детских оздоровительных площадок, лагерей. Идея программы за...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на реализацию учебного курса выделено 34 учебных часов (из расчѐта 1 ч/...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Химия вокруг нас» 10-11класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных завед...