ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Химия вокруг нас» 10-11класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
рабочая программа по химии (10, 11 класс)
Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_himiya_vokrug_nas_10-11kl.docx | 77.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киргинцевская средняя общеобразовательная школа
МБОУ Киргинцевская СОШ
Купинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением ТГ учителей руководитель ТГ __ Маер Е.В. протокол от «29» августа 2022г. № ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________________ /О.В. Клименок/ «29» августа 2022г. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(естественно-научное направление)
«Химия вокруг нас»
10-11класс
(с использованием оборудования «Точка Роста»)
Составитель: Клименок О.В.
учитель физики и химии
Киргинцево 2022
Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1раз в неделю.
Планируемые результаты
Прохождение курса позволит учащимся достичь следующих результатов:
Личностные
- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- развить познавательные интересы;
- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные
- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
Предметные
- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии;
- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
- предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;
Выпускник научится:
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их химического строения;
- применять основные положения теории химического строения органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений для объяснения обусловленных ими свойств;
- классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в технике, продукты переработки жиров;
- давать характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ.
- использовать некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со взаимным превращением соединений различных классов;
- практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным реакциям – функциональные группы органических соединений;
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, способы получения;
- понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;
- характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших представителей биополимеров;
- объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров.
- распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;
- использовать технику выполнения важных химических операций, необходимых и при изучении других разделов химии;
Содержание курса внеурочной деятельности(34 часа)
Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории. (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии.
Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2часа)
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.
Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.
Практическая работа .Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов.
Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений. (10 часов)
Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.
Практическая работа. Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.
Практическая работа .Измерение физических свойств: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.
Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный элементный анализ соединений.
Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный элементный анализ соединений.
Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.
Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями железа (III).
Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического вещества.
Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (16 часов).
Химия и питание. Семинар.
Витамины в продуктах питания.
Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.
Природные стимуляторы.
Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение.
Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.
Органические кислоты. Кислоты консерванты.
Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.
Органические кислоты в пище.
щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.
Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.
Практическая работа.Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы.
Углеводы в пище. Молочный сахар.
Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.
Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.
Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная реакция на крахмал. Свойства крахмала.
Углеводы в пище. Крахмал
Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений и маргарине.
Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение объема при смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная реакция на одноатомные спирты.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.
Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.
Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения.
Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.
Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.
Практическая работа. Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды.
Коллоидные растворы и пища.
Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.
Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных напитков.
Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (4 часа)
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.
Правила безопасности со средствами бытовой химии.
Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.
Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло
Формы контроля
№ п/п | Название работы | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Итоговый тест. | * | * | * | * |
2 | Практические работы по КТП | ||||
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № п/п | Раздел | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Период |
Тема1 | Введение | 1 | ||||
1 | 1 | Организационное занятие. | Инструктаж по технике безопасности. Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии | 1 неделя | ||
Тема 2. | Приемы обращения с лабораторным оборудованием | 1 час | ||||
2 | 1 | Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Работа с химическими реактивами | Практическая работа.Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда. Практическая работа.Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов. Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов. | 3 неделя | ||
Тема 3. | Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических соединений и неорганических | 5 часов | ||||
3 | 1 | Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. | Практическая работа.Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ. Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Измерение физических констант. | 5 неделя | ||
4 | 2 | Определение растворимости в воде | Практическая работа.Определение растворимости в воде, разбавленных растворах хлороводорода, гидроксида натрия, в органических растворителях. Измерение рН в растворах. | 7 неделя | ||
5 | 3 | Качественный элементный анализ соединений | Практическая работа.Качественный элементный анализ соединений. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях Качественный элементный анализ соединений. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях | 9 неделя | ||
6 | 4 | Обнаружение функциональных групп. Реакции восстанавливающих сахаров | Практическая работа.Обнаружение функциональных групп. Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований. | 11 неделя | ||
7 | 5 | Получение производных предполагаемого органического соединения | 13 неделя | |||
Тема 4. | Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений | 6 часов | ||||
8 | 1 | Химия и питание. Витамины в продуктах питания. | Белки, жиры, углеводы в пище. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке. | 15 неделя | ||
9 | 2 | Природные стимуляторы. Органические кислоты в пище. | Практическая работа.Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин. Органические кислоты в пище. | 17 неделя | ||
10 | 3 | Органические кислоты | Свойства, строение, получение. Получение и изучение свойств уксусной кислоты. Кислоты консерванты. Изучение свойств муравьиной кислоты. | 21 неделя | ||
11 | 4 | Белки | Белки. Характеристика класса. Качественные реакции. Практическая работа.Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков. | 23 неделя | ||
12 | 5 | Неорганические соединения на кухне. Контроль качества воды. | Соль, сода. Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната. Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Практическая работа.Способы устранения. Определение жесткости воды и ее устранение. Оценка загрязненности воды. Практическая работа.Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды. | 25 неделя | ||
13 | 6 | Коллоидные растворы и пища. | Коллоидные растворы и пища. Изучение молока как эмульсии. | 27 неделя | ||
Тема 5. | Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. | 4 часа | ||||
14 | 1 | Правила безопасности со средствами бытовой химии. | Правила безопасности со средствами бытовой химии. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту | 29 неделя | ||
15 | 2 | Моющие средства и чистящие средства. | Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. | 31неделя | ||
16 | 3 | Мыла. | Мыла. Состав, строение, получение. Практическая работа.Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков. | 33неделя | ||
17-19 | 4 | Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах | Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав. Практическая работа.Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло. | 35 неделя | ||
Тема 3. | Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений. | 5 часов | ||||
20 | 1 | Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ | Практическое занятие Качественный анализ органических и неорганических веществ. Понятие: качественный анализ. Схема процесса идентификации Проводить качественный анализ веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета. запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Практическое занятие Измерение физических констант: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Физические константы, способы их определения. Уметь определять физические константы. | 5 неделя | ||
21 | 2 | Определение растворимости различных веществ | Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия. Практическая работа. Измерение рН в растворах. Понятие растворимости. | 7 неделя | ||
22 | 3 | Качественный элементный анализ соединений. | Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Понятие: элементный анализ. Уметь определять в веществах С, Н. Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Понятие: элементный анализ. Уметь определять в веществах серу, галогены, азот. | 9 неделя | ||
23 | 4 | Определение функциональных групп классов. | Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований. Практическая работа.Обнаружение функциональных групп. Понятие: функциональная группа. Реакции восстанавливающих сахаров Изучение реакций восстанавливающих сахаров. Понятие: восстанавливающие сахара, строение, состав. | 11 неделя | ||
24 | 5 | Получение производных предполагаемого органического соединения | Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра. Синтез органического соединения Проводить синтез органического производного серебра. | 13 неделя | ||
Тема 4. | Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. | 10 часов | ||||
25 | 1 | Химия и питание. | Химия и питание. Семинар. Знать качественный состав пищи. Понятие – здоровое питание | 15 неделя | ||
26 | 2 | Витамины в продуктах питания. | Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке. Состав витаминов, классификация, действие на организм. Определять витамины в продуктах питания. | 17 неделя | ||
27 | 3 | Органические кислоты. Свойства, строение, получение. | Практическая работа.Получение и изучение свойств уксусной кислоты. Основные свойства органических кислот, состав, строение, классификацию. Уметь получать уксусную кислоту химическим путем, знать свойства как класса | 19 неделя | ||
28 | 4 | Органические кислоты в пище. | Органические кислоты в пище. Свойства щавелевой, молочной и кислот. Изучение их свойств. Знать основные классы органических кислот, нахождение их в продуктах питания. Синтез и выделение органических кислот. | 21 неделя | ||
29 | 5 | Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза. | Практическая работа. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы. Знать строение, состав, классификацию углеводов. Обнаружить наличие глюкозы в пищевых продуктах. Стадии производства сахара из сахарной свеклы. Знать свойства сахарозы. | 23 неделя | ||
30 | 6 | Углеводы в пище. Молочный сахар.Крахмал.Целлюлоза. | Опыты с молочным сахаром. Многообразие сахаров в природе. Знать различия свойств молочного сахара и сахарозы с глюкозой. Качественные реакции. | 25 неделя | ||
31 | 7 | Одноатомные и многоатомные спирты. | Одноатомные и многоатомные спирты. Характеристика классов. Физические свойства. Качественные реакции. Практическая работа. Обнаружение этилового спирта и высших спиртов в растворах. Качественные реакции на спирты. Знать Характеристику класса, свойства спиртов. Методику определения, определять удельный вес спирта, качественные реакции на спирты. | 27 неделя | ||
32 | 8 | Белки. Характеристика класса. Качественные реакции. | Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков. Характеристика класса. Качественные реакции. Значение белков для жизненных процессов. Определять белки в продуктах питания. | 29 неделя | ||
33 | 9 | Неорганические соединения на кухне. Соль, сода. | Практическое занятие Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната. Знать неорганические соединения используемые на кухне, определять класс веществ. Проводить определение, знать качественные реакции на ионы | 31 неделя | ||
34 | 10 | Коллоидные растворы и пища. Анализ пищевых продуктов | Изучение молока как эмульсии. Понятие о коллоидных растворах. Уметь рассказывать о коллоидных растворах в повседневной жизни. Объяснять, почему молоко относится к эмульсиям. Практическое итоговое занятие по теме. Анализ качества прохладительных напитков. Проводить анализ прохладительных напитков. | 33 неделя |
Учебно - методический комплекс:
- Автор составитель Г.А. Шипарева - Программы элективных курсов. Химия профильное обучение 10-11 класс – М, Дрофа 2016 г.
- Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М., Глобус, 2017 г.
- И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2017 г
- Артеменко А.И., Тикунова И.В. Ануфриев Е.К. – Практикум по органической химии – М., Высшая школа, 2011 г
- О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 1986 г
- Э. Гросс, Х. Вайсмантель –Химия для любознательных – Л., Химия Ленинградское отделение, 2007 г.
- П.А.Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов - Творчество учащихся на практических занятиях по химии.- М., Аркти, 2009г
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru
- Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
- htpp://www.alhimik.ru
- htpp//www./schoolchemistry.by.ru
- www.1september.ru
- htpp//www./school-collection.edu.ru
- edu.tatar.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог»
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовн...
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на реализацию учебного курса выделено 34 учебных часов (из расчѐта 1 ч/...
Рабочие программы внеурочной деятельности естественно-научного цикла 8,10 кл
Рабочие программы внеурочной деятельности нацелены на формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и н...