ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Химия вокруг нас» 10-11класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_vokrug_nas_10-11kl.docx77.13 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: iks

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                            

Киргинцевская средняя общеобразовательная школа                                                                      

МБОУ Киргинцевская СОШ                                                                                                            

 Купинского района Новосибирской области

ПРИНЯТО

решением ТГ учителей

руководитель ТГ __  Маер Е.В.

протокол от «29» августа 2022г.

№ ______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________________ /О.В. Клименок/

«29»  августа 2022г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

(естественно-научное направление)

«Химия вокруг нас»

10-11класс

(с использованием оборудования  «Точка Роста»)

Составитель: Клименок О.В.

учитель физики и химии

Киргинцево 2022

Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1раз в неделю.

Планируемые результаты

Прохождение курса позволит учащимся достичь следующих результатов:

Личностные

- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;

- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- развить познавательные интересы;

- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

Метапредметные

- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

Предметные

- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии;

- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;

- предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;

Выпускник научится:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их химического строения;
  • применять основные положения теории химического строения органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений для объяснения обусловленных ими свойств;
  • классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в технике, продукты переработки жиров;
  • давать характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ.
  • использовать некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со взаимным превращением соединений различных классов;
  • практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным реакциям – функциональные группы органических соединений;

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, способы получения;
  • понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;
  • характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших представителей биополимеров;
  • объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров.
  • распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;
  • использовать технику выполнения важных химических операций, необходимых и при изучении других разделов химии;

Содержание курса внеурочной деятельности(34 часа)

Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории. (2 часа)

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии.

Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2часа)

Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.

Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.

Практическая работа .Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов.

Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений. (10 часов)

Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.

Практическая работа. Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Практическая работа .Измерение физических свойств: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.

Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный элементный анализ соединений.

Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный элементный анализ соединений.

Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.

Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями железа (III).

Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического вещества.

Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (16 часов).

Химия и питание. Семинар.

Витамины в продуктах питания.

Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

Природные стимуляторы.

Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин.

Органические кислоты. Свойства, строение, получение.

Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.

Органические кислоты. Кислоты консерванты.

Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.

Органические кислоты в пище.

щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.

Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.

Практическая работа.Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы.

Углеводы в пище. Молочный сахар.

Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.

Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.

Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная реакция на крахмал. Свойства крахмала.

Углеводы в пище. Крахмал

Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений и маргарине.

Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные реакции.

Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение объема при смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная реакция на одноатомные спирты.

Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.

Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.

Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.

Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.

Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения.

Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.

Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.

Практическая работа. Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды.

Коллоидные растворы и пища.

Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.

Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных напитков.

Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (4 часа)

Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.

Правила безопасности со средствами бытовой химии.

Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту.

Мыла. Состав, строение, получение.

Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.

Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.

Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло

Формы контроля

№ п/п

Название работы

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Итоговый тест.

*

*

*

*

2

Практические работы по КТП

Календарно-тематическое планирование.

п/п

№ п/п

Раздел

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Период

Тема1

Введение

1

1

1

Организационное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии

1 неделя

Тема 2.

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

1 час

2

1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Работа с химическими реактивами

Практическая работа.Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда. Практическая работа.Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.

Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов.

3 неделя

Тема 3.

Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических соединений и неорганических

5 часов

3

1

Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ.

Практическая работа.Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.

Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Измерение физических констант.

5 неделя

4

2

Определение растворимости в воде

Практическая работа.Определение растворимости в воде, разбавленных растворах хлороводорода, гидроксида натрия, в органических растворителях.

Измерение рН в растворах.

7 неделя

5

3

Качественный элементный анализ соединений

Практическая работа.Качественный элементный анализ соединений.

Обнаружение углерода, водорода, в соединениях Качественный элементный анализ соединений. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях

9 неделя

6

4

Обнаружение функциональных групп. Реакции восстанавливающих сахаров

Практическая работа.Обнаружение функциональных групп.

Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.

11 неделя

7

5

Получение производных предполагаемого органического соединения

13 неделя

Тема 4.

Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений

6 часов

8

1

Химия и питание. Витамины в продуктах питания.

Белки, жиры, углеводы в пище. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

15 неделя

9

2

Природные стимуляторы. Органические кислоты в пище.

Практическая работа.Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин. Органические кислоты в пище.

17 неделя

10

3

Органические кислоты

Свойства, строение, получение.

Получение и изучение свойств уксусной кислоты. Кислоты консерванты.

Изучение свойств муравьиной кислоты.

21 неделя

11

4

Белки

Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.

Практическая работа.Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.

23 неделя

12

5

Неорганические соединения на кухне. Контроль качества воды.

Соль, сода. Практическая работа.

Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната. Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Практическая работа.Способы устранения.

Определение жесткости воды и ее устранение. Оценка загрязненности воды. Практическая работа.Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды.

25 неделя

13

6

Коллоидные растворы и пища.

Коллоидные растворы и пища.

Изучение молока как эмульсии.

27 неделя

Тема 5.

Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений.

4 часа

14

1

Правила безопасности со средствами бытовой химии.

Правила безопасности со средствами бытовой химии.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту

29 неделя

15

2

Моющие средства и чистящие средства.

Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств.

31неделя

16

3

Мыла.

Мыла. Состав, строение, получение.

Практическая работа.Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.

33неделя

17-19

4

Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах

Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.

Практическая работа.Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло.


35 неделя

Тема 3.

Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений.

5 часов

20

1

Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ

Практическое занятие Качественный анализ органических и неорганических веществ.

Понятие: качественный анализ. Схема процесса идентификации

Проводить качественный анализ веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета. запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Практическое занятие Измерение физических констант: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Физические константы, способы их определения.

Уметь определять физические константы.

5 неделя

21

2

Определение растворимости различных веществ

Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.

Практическая работа. Измерение рН в растворах.

Понятие растворимости.

7 неделя

22

3

Качественный элементный анализ соединений.

Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях.

Понятие: элементный анализ.

Уметь определять в веществах С, Н. Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях.

Понятие: элементный анализ.

Уметь определять в веществах серу, галогены, азот.

9 неделя

23

4

Определение функциональных групп классов.

Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.

Практическая работа.Обнаружение функциональных групп.

Понятие: функциональная группа. Реакции восстанавливающих сахаров

 Изучение реакций восстанавливающих сахаров.

Понятие: восстанавливающие сахара, строение, состав.

11 неделя

24

5

Получение производных предполагаемого органического соединения

Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

 Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра.

Синтез органического соединения

Проводить синтез органического производного серебра.

13 неделя

Тема 4.

Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений.

10 часов

25

1

Химия и питание.

Химия и питание. Семинар.

Знать качественный состав пищи. Понятие – здоровое питание

15 неделя

26

2

Витамины в продуктах питания.

Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

Состав витаминов, классификация, действие на организм.

Определять витамины в продуктах питания.

17 неделя

27

3

Органические кислоты. Свойства, строение, получение.

Практическая работа.Получение и изучение свойств уксусной кислоты.

Основные свойства органических кислот, состав, строение, классификацию.

Уметь получать уксусную кислоту химическим путем, знать свойства как класса

19 неделя

28

4

Органические кислоты в пище.

Органические кислоты в пище.

Свойства щавелевой, молочной и кислот. Изучение их свойств.

Знать основные классы органических кислот, нахождение их в продуктах питания.

Синтез и выделение органических кислот.

21 неделя

29

5

Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.

Практическая работа. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы.

Знать строение, состав, классификацию углеводов.

Обнаружить наличие глюкозы в пищевых продуктах. Стадии производства сахара из сахарной свеклы. Знать свойства сахарозы.

23 неделя

30

6

Углеводы в пище. Молочный сахар.Крахмал.Целлюлоза.

 Опыты с молочным сахаром.

Многообразие сахаров в природе.

Знать различия свойств молочного сахара и сахарозы с глюкозой. Качественные реакции.

25 неделя

31

7

Одноатомные и многоатомные спирты.

Одноатомные и многоатомные спирты. Характеристика классов. Физические свойства. Качественные реакции.

Практическая работа.  Обнаружение этилового спирта и высших спиртов в растворах. Качественные реакции на спирты.

Знать Характеристику класса, свойства спиртов.

Методику определения, определять удельный вес спирта, качественные реакции на спирты.

27 неделя

32

8

Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.

Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.

Характеристика класса. Качественные реакции. Значение белков для жизненных процессов.

Определять белки в продуктах питания.

29 неделя

33

9

Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.

Практическое занятие Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.

Знать неорганические соединения используемые на кухне, определять класс веществ.

Проводить определение, знать качественные реакции на ионы

31 неделя

34

10

Коллоидные растворы и пища.

Анализ пищевых продуктов

Изучение молока как эмульсии.

Понятие о коллоидных растворах. Уметь рассказывать о коллоидных растворах в повседневной жизни.

Объяснять, почему молоко относится к эмульсиям. Практическое итоговое занятие по теме. Анализ качества прохладительных напитков.

Проводить анализ прохладительных напитков.

33 неделя

Учебно - методический комплекс:

  1. Автор составитель Г.А. Шипарева - Программы элективных курсов. Химия профильное обучение 10-11 класс – М, Дрофа 2016 г.
  2. Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М., Глобус, 2017 г.
  3. И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2017 г
  4. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Ануфриев Е.К. – Практикум по органической химии – М., Высшая школа, 2011 г
  5. О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 1986 г
  6. Э. Гросс, Х. Вайсмантель –Химия для любознательных – Л., Химия Ленинградское отделение, 2007 г.
  7. П.А.Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов - Творчество учащихся на практических занятиях по химии.- М., Аркти, 2009г

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

  1. Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru
  2. Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
  3. htpp://www.alhimik.ru
  4. htpp//www./schoolchemistry.by.ru
  5. www.1september.ru
  6. htpp//www./school-collection.edu.ru
  7. edu.tatar.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог»

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовн...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на  реализацию  учебного курса выделено 34  учебных часов (из расчѐта 1 ч/...

Рабочие программы внеурочной деятельности естественно-научного цикла 8,10 кл

Рабочие программы внеурочной деятельности нацелены на формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и н...