ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлѐнные активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_ozadachennaya_fizika_7-9_kl.docx | 185.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киргинцевская средняя общеобразовательная школа
МБОУ Киргинцевская СОШ
Купинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением ТГ учителей руководитель ТГ __ Маер Е.В. протокол от «29» августа 2022г. № ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________________ /О.В. Клименок/ «29» августа 2022г. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(естественно-научное направление)
«Озадаченная физика»
7-9 класс
(с использованием оборудования «Точка Роста»)
Составитель: Клименок О.В.
учитель физики и химии
Киргинцево 2022
Нормативная база |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М. : Просвещение, 2014 — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
|
Дата утверждения: | 29.08.2022г. |
Общее количество часов: | 102 |
Уровень реализации: | базовый |
Срок реализации: | 01.09.2022 - 31.09.2025 |
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Основная группа учащихся (включая интегрированных) | Дети с ОВЗ | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | Предметные | Метапредметные | Личностные |
- уметь пользоваться методами научного | Р. –уметь работать по предложенным | -развивать познавательные | - иметь представление о | Р. –уметь работать по предложенным | -развивать познавательные |
исследования явлений природы;
-обрабатывать результаты измерений;
-объяснять полученные результаты и делать выводы; -оценивать границы погрешностей результатов измерений;
-решать физические задачи на применение полученных знаний;
| инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. П. – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь анализировать явления К. – уметь работать в паре и коллективе; эффективно распределять обязанности | интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимать смысл физических законов; -демонстрируют умение работать с разными источниками информации; -уметь применять теоретические знания по физике на практике;
-измерять физические | инструкциям; умение излагать свои мысли в логической последовательност и; П. – умение отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь наблюдать и описывать явления К. – уметь работать в паре и коллективе; | интересы;
-оценивать собственную учебную деятельность |
исследования; - участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы; -использовать справочную литературу и другие источники информации. | величины |
В процессе внеурочной деятельности в школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие и коррекция внимания 2.Формирование универсальных учебных умений 3.Развитие речи
Содержание внеурочной деятельности по физике «Озадаченная физика» 7 класс
№ | Название раздела (темы) | Содержание учебного предмета, курса |
1. | Первоначальные сведения о строении вещества | Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги. |
2. | Взаимодействие тел | Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач |
3. | Давление. Давление жидкостей и газов | Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач |
4. | Работа и мощность. Энергия | Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач. |
8 класс
№ | Название раздела (темы) | Содержание учебного предмета, курса |
1. | Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный | Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение погрешностей измерений. |
2. | Тепловые явления и методы их исследования | Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха. |
3. | Электрические явления и методы их исследования | Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение задач на закон Джоуля -Ленца. |
4. | Электромагнитные явления | Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач. |
5. | Оптика | Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света. Наблюдение полного отражения света. |
класс
№ | Название раздела (темы) | Содержание учебного предмета, курса |
1. | Магнетизм | Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые. Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита. Решение качественных задач. |
2. | Электростатика | Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество. Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки. Решение нестандартных задач. |
3. | Свет | Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение. Цвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе. Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь? Решение нестандартных задач. |
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлѐнные активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который
создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».
Тематическое планирование (1 год обучения)
7класс
Наимен ование раздела | Содержание | Количест во часов | Форма занятия | Использование оборудования «Точка роста» | Дата | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. На базе Центра "Точка Роста" | 1 | беседа | Ознакомление с цифровой лабораторией "Точка роста" (демонстрация технологии измерения) | ||
I. Первоначальные сведения о строении вещества | 7 ч | |||||
2 | Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления различных приборов». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, термометр, датчик температуры | ||
3 | Экспериментальная работа № 2 «Определение геометрических размеров тел». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Набор геометрических тел | ||
4 | Практическая работа № 1 «Изготовление измерительного цилиндра» | 1 | практическая работа | |||
5 | Экспериментальная работа № 3 «Измерение температуры тел» | 1 | эксперимент | |||
6 | Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров малых тел». | 1 | эксперимент | |||
7 | Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа бумаги» | 1 | эксперимент | |||
Глава II. Взаимодействие тел | 12ч | |||||
8 | Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения тел». | 1 | эксперимент | |||
9 | Решение задач на тему «Скорость равномерного движения» | 1 | решение задач | |||
10 | Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1 капли воды». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | электронные весы |
11 | Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара» На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, электронные весы | ||
12 | Экспериментальная работа № 9 «Измерение плотности хозяйственного мыла». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, электронные весы | ||
13 | Решение задач на тему «Плотность вещества». | 1 | решение задач | |||
14 | Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». | 1 | эксперимент | |||
15 | Экспериментальная работа № 11 «Определение массы и веса воздуха в комнате» | 1 | эксперимент | |||
16 | Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных по одной прямой». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Штатив, рычаг, линейка, два одинаковых груза, два блока, нить нерастяжимая, линейка измерительная, динамометр | ||
17 | Экспериментальная работа № 13 «Измерение жесткости пружины» На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Штатив с крепежом, набор пружин, набор грузов, линейка, динамометр | ||
18 | Экспериментальная работа № 14 «Измерение коэффициента силы трения скольжения». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Деревянный брусок, набор грузов, механи- ческая скамья, динамометр | ||
19 | Решение задач на тему «Сила трения». | 1 | решение задач | |||
III. Давление. Давление жидкостей и газов | 7 ч | |||||
20 | Экспериментальная работа № 15 «Исследование зависимости давления от площади поверхности» | 1 | эксперимент | |||
21 | Экспериментальная работа № 16 «Определение давления цилиндрического тела». Как мы видим? | 1 | эксперимент | |||
22 | Экспериментальная работа № 17 «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола». Почему мир разноцветный. | 1 | эксперимент |
23 | Экспериментальная работа № 18 «Определение массы тела, плавающего в воде». | 1 | эксперимент | |||
24 | Экспериментальная работа № 19 «Определение плотности твердого тела». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, электронные весы | ||
25 | Решение качественных задач на тему «Плавание тел». | 1 | решение задач | |||
26 | Экспериментальная работа № 20 «Изучение условий плавания тел». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Динамометр, штатив универсальный, мерный цилиндр (мензурка), груз цилиндрический из специального пластика, нить, поваренная соль, палочка для перемеши- вания | ||
IV. Работа и мощность. Энергия | 8ч | |||||
27 | Экспериментальная работа № 21 «Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме с 1 на 2 этаж» | 1 | эксперимент | |||
28 | Экспериментальная работа № 22 «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на2 этаж» | 1 | эксперимент | |||
29 | Экспериментальная работа № 23 «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, нить, динамометр, штатив, линейка | ||
30 | Решение задач на тему «Работа. Мощность». | 1 | решение задач | |||
31 | Экспериментальная работа № 24 «Вычисление КПД наклонной плоскости». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Штатив, механическая скамья, брусок с крючком, линейка, набор грузов, динамометр | ||
32 | Экспериментальная работа № 25 «Измерение кинетической энергии тела» | 1 | эксперимент | |||
33 | Решение задач на тему «Кинетическая энергия». | 1 | решение задач |
34 | Итоговый контроль знаний. | 1 | дидактическо е задание | |||
Итого | 34 |
Тематическое планирование (2 год обучения)
8класс
Наимен ование раздела | Содержание | Количест во часов | Форма занятия | Использование оборудования «Точка роста» | Дата | |
I. Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный | 3 ч | |||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. На базе Центра "Точка Роста" | 1 | беседа | Ознакомление с цифровой лабораторией "Точка роста" | ||
2 | Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления приборов, снятие показаний» На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Линейка, лента мерная, измерительный цилиндр, термометр, датчик температуры | ||
3 | Определение погрешностей измерения. Решение качественных задач. | 1 | решение задач | |||
Глава II. Тепловые явления и методы их исследования | 8ч | |||||
4 | Определение удлинения тела в процессе изменения температуры На базе Центра "Точка Роста" | 1 | опыт - исследование | Лабораторный термометр, датчик температуры | ||
5 | Решение задач на определение количества теплоты. | 1 | решение задач | |||
6 | Применение теплового расширения для регистрации | 1 | презентация |
температуры. Анализ и обобщение возможных вариантов конструкций. | ||||||
7 | Экспериментальная работа № 2 «Исследование процессов плавления и отвердевания». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Датчик температуры, калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, электронные весы. | ||
8 | Практическая работа № 1 «Изучение строения кристаллов, их выращивание». | 1 | практическая работа | |||
9 | Изучение устройства тепловых двигателей. | 1 | лекция | |||
10 | Приборы для измерения влажности. Экспериментальная работа № 3 «Определение влажности воздуха в кабинетах школы» На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Датчик температуры, термометр, марля, сосуд с водой | ||
11 | Решение качественных задач на определение КПД теплового двигателя. https://uchitel.pro/задачи-на-кпд-тепловых- | 1 | решение задач | |||
III. Электрические явления и методы их исследования | 8 ч | |||||
12 | Практическая работа № 2 «Определение удельного сопротивления различных проводников». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | практическая работа | Датчик напряжения, вольтметр двухпредельный, источник питания, комплект проводов, резисторы, ключ | ||
13 | Закон Ома для участка цепи. Решение задач. | 1 | решение задач | |||
14 | Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. | 1 | наблюдение | |||
15 | Решение задач на зависимость сопротивления проводников от температуры. | 1 | решение задач | |||
16 | Практическая работа № 3 «Расчѐт потребляемой электроэнергии собственного дома». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | практическая работа | Датчик тока, датчик напряжения, амперметр двухпредельный, вольтметр двухпредельный, лампочка, источник питания, комплект проводов, ключ | ||
17 | Расчѐт КПД электрических устройств. | 1 | решение задач |
18 | Решение задач на закон Джоуля - Ленца. | 1 | решение задач | |||
19 | Решение качественных задач. | 1 | деловая игра | |||
IV. Электромагнитные явления | 5ч | |||||
20 | Получение и фиксированное изображение магнитных полей. На базе Центра "Точка Роста" | 1 | практическая работа | Демонстрация «Измерение магнитного поля вокруг проводника с током»: датчик магнитного поля, два штатива, комплект проводов, источник тока, ключ | ||
21 | Изучение свойств электромагнита. | 1 | наблюдение | |||
22 | Изучение модели электродвигателя. | 1 | лекция, дем. эксперимент | |||
23 | Экскурсия. | 1 | беседа | |||
24 | Решение качественных задач. | 1 | решение задач | |||
V. Оптика | 10 | |||||
25 | Изучение законов отражения. | 1 | лекция, дем. эксперимент | |||
26 | Экспериментальная работа № 4 «Наблюдение отражения и преломления света». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафраг- ма, полуцилиндр, планшет на плотном листе с круговым транспортиром | ||
27 | Экспериментальная работа № 5 «Изображения в линзах». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафраг- ма, экран стальной, направляющая с измерительной шкалой, собирающие линзы, |
рассеивающая линза, слайд «Модель предмета» в рейтере | ||||||
28 | Экспериментальная работа № 6 «Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы». | 1 | эксперимент | |||
29 | Экспериментальная работа № 7 «Наблюдение интерференции и дифракции света». | 1 | эксперимент | |||
30 | Решение задач на преломление света. | 1 | решение задач | |||
31 | Экспериментальная работа № 8 «Наблюдение полного отражения света». | 1 | эксперимент | |||
32 | Решение качественных задач на отражение света. | 1 | решение задач | |||
33 | Защита проектов. Проекты. | 1 | исследования | |||
34 | Итоговый контроль знаний. | 1 | дидактическо е задание | |||
Итого | 34 |
Тематическое планирование (3 год обучения)
9класс
Наимен ование раздела | Содержание | Количест во часов | Форма занятия | Использование оборудования «Точка роста» | Дата | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 | 1 | беседа | |||
I. Магнетизм | 9 ч | |||||
2 | Экспериментальная работа № 1 «Компас. Принцип работы». | 1 | эксперимент | |||
3 | Практическая работа № 2 «Ориентирование с помощью компаса». | 1 | практическая работа |
4 | Магниты. Действие магнитов. Решение задач | 1 | наблюдение, решение задач | |||
5 | Экспериментальная работа № 3 «Занимательные опыты с магнитами». | 1 | эксперимент | |||
6 | Магнитная руда. Полезные ископаемые Самарской области. | 1 | презентация | |||
7 | Действие магнитного поля. Магнитное поле Земли. На базе Центра "Точка Роста" | 1 | Демонстрация «Измерение поля постоян- ного магнита»: датчик магнитного поля, по- стоянный магнит полосовой | |||
8 | Действие магнитного поля. Решение задач. | 1 | решение задач | |||
9 | Экспериментальная работа № 4 «Изготовление магнитов». | эксперимент | ||||
10 | Презентация проектов. | исследования | ||||
Глава II. Электростатика | 9ч | |||||
11 | Экспериментальная работа № 5 «Статическое электричество». | 1 | эксперимент | |||
12 | Осторожно статическое электричество. Решение задач | 1 | решение задач | |||
13 | Экспериментальная работа № 6 «Занимательные опыты». | 1 | эксперимент | |||
14 | Электричество в игрушках. Схемы работы | 1 | практическая работа | |||
15 | Электричество в быту | 1 | кинопоказ | |||
16 | Экспериментальная работа № 7 « Устройство батарейки». | 1 | наблюдение | |||
17 | Экспериментальная работа № 8 «Изобретаем батарейку». | 1 | практическая работа | |||
18 | Презентация проектов. | 1 | научные исследования | |||
19 | Презентация проектов. | 1 | научные исследования | |||
20 | Презентация проектов. | 1 | научные исследования |
III. Свет | 15ч | |||||
20 | Источники света. На базе Центра "Точка Роста" | 1 | лекция, дем. эксперимент | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафраг- ма | ||
21 | Как мы видим? | 1 | лекция, дем. эксперимент | |||
22 | Почему мир разноцветный. | 1 | лекция | |||
23 | Экспериментальная работа № 9 «Театр теней» | 1 | эксперимент | |||
24 | Экспериментальная работа № 10 «Солнечные зайчики» На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафраг- ма, полуцилиндр, планшет на плотном листе с круговым транспортиром | ||
25 | Дисперсия. Мыльный спектр | 1 | лекция, дем. эксперимент | |||
26 | Радуга в природе. | 1 | презентация | |||
27 | Экспериментальная работа № 11 «Как получить радугу?». На базе Центра "Точка Роста" | 1 | эксперимент | Осветитель с источником света на 3,5 В, источник питания, комплект проводов, щелевая диафрагма, полуцилиндр, планшет на плотном ли- сте с круговым транспортиром | ||
28 | Экскурсия | 1 | беседа | |||
29 | Лунные и Солнечные затмения. | 1 | лекция, дем. эксперимент | |||
30 | Как сломать луч? | 1 | беседа | |||
31 | Зазеркалье. | 1 | лекция, дем. эксперимент | |||
32 | Экспериментальная работа № 12 «Зеркала» | 1 | эксперимент |
33 | Защита проектов | 1 | исследования | |||
34 | Заключительное занятие. Защита проектов. | 1 | исследования | |||
Итого | 34 |
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. В результате изучения данного курса контроль знаний и навыков учащихся будет проходить в течение учебного курса - в форме фронтального опроса, самостоятельных практических работ, дискуссий с выстроенными логическими цепочками и доказательствами. Оценивается самостоятельность выполнения задач, так же работа учащихся оценивается с учетом их активности, качества подготовленных выступлений, демонстрационных опытов, умений решения задач. Оценивается также участие в обсуждении, качество задаваемых вопросов, владение монологической и диалогической речью, уровень физической компетенции.
Итоговая аттестация по внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов «Озадаченная физика» проводится в форме дидактического задания в целях определения степени освоения учащимися учебного материала по практической физике, в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задания ориентированы на проверку усвоения содержания разделов/тем:
- взаимодействие тел (плотность вещества, сила трения, коэффициент трения) (модуль 7 класс);
- элементы статики, тепловые явления, электростатика, законы постоянного тока, законы оптики (модуль 8 класс);
Форма - дидактическое задание (тесты, практические задания, решение творческих задач) составлены в двух вариантах. Время выполнения работы – один урок.
План работы (7 класс)
Номер задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения | Балл за выполнение задания |
1 | Практическая работа. | Умение собрать практическую установку согласно задания | 1 |
2 | Определительная формула величины | Знание формул плотность вещества, сила трения | 1 |
3 | Измерение физической | Умение пользоваться измерительными | 1 |
величины. | приборами, определять цену деления приборов, измерять физическую величину. | ||
4 | Вычислительные навыки | Вычислять физическую величину, записывать результат в единицах измерения СИ | 1 |
Максимальное количество баллов за выполнение работы составляет _10_ баллов.
Выставление отметок: отметка «5» - 80-100% - 8-10 балла, отметка «4» - 66%-79% - 7баллов,отметка «3» - 30%-65% - 6 – 3 балла,
отметка «2» - менее 30% - 0 – 2 балла.
Итоговая аттестация 7 класса
«Озадаченная физика»
Вариант№1
Используя рычажные весы, мерный цилиндр, стакан с водой, цилиндр, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр.
В бланке ответов:
- сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
- запишите формулу для расчета плотности;
- укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
- запишите численное значение плотности материала цилиндра.
Вариант №2
Используя брусок с крючком, динамометр с пределом измерения 1Н, динамометр с пределом измерения 5Н, 2 груза массой 100г, направляющая, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между бруском и поверхностью направляющей.
В бланке ответов:
- сделайте рисунок экспериментальной установки;
- запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
- Укажите результаты измерения веса бруска с грузами и силы трения скольжения при движении бруска с грузом по поверхности направляющей;
- Запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий (7 класс) Вариант №1
1) V = V2 – V1 2) ρ= m / V
3) m = 66 г; V = 56мл = 56 см3; 4) ρ = 1.2 г/см3 = 1200 кг/м3 .
Содержание критерия | Баллы |
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
| 4 |
Приведены все элементы правильного ответа 1-4, но допущена ошибка при вычислении значения искомой величины. ИЛИ Допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины. ИЛИ Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует, или отсутствует формула в общем виде для расчѐта искомой величины | 3 |
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчѐта искомой величины, и не получен ответ. ИЛИ Правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчѐта искомой величины, но не получен ответ, и не приведѐн рисунок экспериментальной установки. ИЛИ Правильно приведены значения прямых измерений, приведѐн правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчѐта искомой величины | 2 |
Записаны только правильные значения прямых измерений. ИЛИ Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчѐта искомой величины. ИЛИ Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки | 1 |
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Вариант №2
1)
- Fупр = Fтр (при равномерном движении);
Fтр = µN; N = P → Fтр = µР ; µ =
3) Fупр =0,44 Н; Р= 2,8Н
4) µ = 0,16
Содержание критерия | Баллы |
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
| 4 |
Приведены все элементы правильного ответа 1-4, но допущена ошибка при вычислении значения искомой величины. ИЛИ Допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины. ИЛИ Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует, или отсутствует формула в общем виде для расчѐта искомой величины | 3 |
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчѐта искомой величины, и не получен ответ. ИЛИ Правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчѐта искомой величины, но не получен ответ, и не приведѐн рисунок экспериментальной установки. ИЛИ Правильно приведены значения прямых измерений, приведѐн правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчѐта искомой величины | 2 |
Записаны только правильные значения прямых измерений. ИЛИ Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчѐта искомой величины. ИЛИ Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки | 1 |
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания | 0 |
Максимальный балл | 4 |
План работы (8 класс)
Номер задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения | Балл за выполнение задания |
1.1 | Явления теплопроводности | Объяснение явлений теплопроводности | 1 |
1.2 | Агрегатные состояния вещества | Чтение графиков нагревания тел. | 1 |
1.3 | Законы постоянного тока | Практические умения по работе с электроприборами. Умение нахождения величины экспериментальным методом | 4 |
ИТОГО | 6 | ||
2.1 | Явления теплопроводности | Объяснение явлений теплопроводности | 1 |
2.2 | Агрегатные состояния вещества | Чтение графиков охлаждения тел. | 1 |
2.3 | Законы постоянного тока | Практические умения по работе с электроприборами. Умение нахождения величины экспериментальным методом | 4 |
ИТОГО | 6 |
Максимальное количество баллов за выполнение работы составляет _6_ баллов.
Выставление отметок: отметка «5» - 80-100% - _5-6_ балла, отметка «4» - 66%-79% - _4 балла, отметка «3» - 30%-65% - 2 - 3 балла, отметка «2» - менее 30% - _1 балл.
Промежуточная аттестация 8 класса
«Озадаченная физика» Вариант 1
1.На снег положили три куска сукна различной окраски: белый, черный и зеленый. Когда солнце пригрело, то спустя некоторое время под ними протаял снег (рис. 98). Каким номером на этом рисунке обозначено белое, черное и зеленое сукно?
- Белое — 1, черное — 2, зеленое — 3.
- Белое — 2, черное — 3, зеленое — 1.
- Белое — 3, черное — 1, зеленое — 2.
2. При какой температуре начался процесс плавления?
1. 50 °С; 2. 100 °С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.
- Соберите цепь по схеме. Определите сопротивление электрических ламп используя амперметр, вольтметр.
Промежуточная аттестация 8 класса
«Озадаченная физика» Вариант2
- К дощечке прибиты два одинаковых листа белой жести. Внутренняя поверхность одного из них покрыта копотью, а другая оставлена блестящей. К наружной поверхности листов приклеены воском спички. Между листами помещают раскаленный металлический шарик (рис. 93). Одновременно ли отпадут спички от листов жести?
- Одновременно.
- От закопченной поверхности спички отпадут раньше.
- От блестящей поверхности спички отпадут раньше.
- При какой температуре начался процесс отвердевания?
1. 50 °С; 2. 80 °С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.
- Соберите цепь по схеме. Определите работу, выполненную электрическими лампами в течение 5 мин, используя амперметр, вольтметр, секундомер
1) 1 2) 5
- 1. Собрать цепь по схеме.
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий (8 класс)
1 вариант
- Подключить амперметр и вольтметр, учитывая правила подключения приборов.
- Провести прямые измерения (силы тока и напряжения)
- По вычислительной формуле определить искомую величину.
2 вариант
1) 2 2) 2
3) 1. Собрать цепь по схеме.
- Подключить амперметр и вольтметр, учитывая правила подключения приборов.
- Провести прямые измерения (силы тока и напряжения).
- По вычислительной формуле определить искомую величину.
Итоговая аттестация по внеурочной деятельности учащихся 9 классов «Озадаченная физика» проводится в форме защиты проектов.
Форма контроля – защита проекта. Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и еѐ результатов.
Требования к защите проекта:
- Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи.
- Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации)
- Использование практических мини-исследований (показ опыта)
- Качественные ответы на вопросы слушателей по теме
- Четко сформулированы выводы
Приблизительные темы творческих проектов, презентаций:
- Как измерить неизмеримое.
- Точность измерений.
- История календаря.
- От песочных часов до атомных.
- Солнечная система
- Скорость движения транспорта в городе
- Энергия ветра
- Как удержать равновесие
- Почему падают тела
Информационно – методическое обеспечение
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
- Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с.
- Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
- Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
- Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.
- Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996. 12
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227 11. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
- Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
- Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//
- Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//
- Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
- Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656 17. Формирование умений учащихся решать физические задачи: revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог»
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовн...
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на реализацию учебного курса выделено 34 учебных часов (из расчѐта 1 ч/...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Химия вокруг нас» 10-11класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных завед...
Рабочие программы внеурочной деятельности естественно-научного цикла 8,10 кл
Рабочие программы внеурочной деятельности нацелены на формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и н...