Ставим условие - долой сквернословие
методическая разработка (7 класс)
основная задача: убедить детей в том, что нецензурная бань не совместима со здоровым образом жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavim_uslovie_-_doloy_skvernoslovie_.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставим условие: долой сквернословие!
Час общения, посвящённый проблеме сквернословия.
От гнилого сердца и гнилые слова
Русская пословица.
Основная задача: убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.
Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы, КТД)
Цели: расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока Оформление:
написать на доске: - (слайд)
а) тему, эпиграфы; - (слайд)
б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, трус, предатель;
в) рифмы для антирекламы/: мат-ад,брат, богат,глуповат, слабоват, материться - добиться, злиться, больница, лечиться;
оставить место для памятки.
План внеклассного занятия
2.Игра «Эстафета приятных слов».
3.Информационный блок «Заразные слова».
4.Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».
5.Творческие задания:
а) памятка «Как избавиться от сквернословия?».
б) антиреклама сквернословия.
6) КТД «Дерево добрых слов»
7.Заключительное слово.
8.Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Игра «Эстафета приятных слов»
Ведущий : Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». (слайд)
Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета приятных слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание)
Ведущий: ВАМ ПРИЯТНО БЫЛО СЛЫШАТЬ ДРУГ ОТ ДРУГА ТАКИЕ СЛОВА? Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Информационный блок « Заразные слова»
Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернёмся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия».(слайд)
Название происходит от греческого копрос - кал, грязь и лалия - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.
Ребята, а что такое сквернословие? Ответы учащихся.
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".
История возникновения сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла.
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам.
Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные « заруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай.
(слайд с разницей растений)
Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой.
Так же учёные доказали, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные.
Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание « бить морду». Но и они признают, что мат - оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человекуже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже- он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Вопрос классу_ каждый самостоятельно, определите, кто на какой стадии находится?
Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
Ребята, для чего вам Нужно сквернословие? Ответы ребят
- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
- Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
- Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?
Творческие задания
Попробуем вместе избавиться от сквернословия? да
Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата- это угроза национальной безопасности России.
Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? ( дети высказываются).говорят
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:
- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
- читать классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы.
- Некоторые предлагаютиспользовать вместо нецензурных слов заменители ( ёлки-палки, блин, фиг..). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало
Составление антирекламы сквернословия.
Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждёт штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии милиционерам, которые задержали нарушителей.
Активисты акции - студенты, журналисты-придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,
-Чтобы в жизни состояться матом лучше не ругаться!
-Наше условие-долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)
(Примерные варианты лозунгов):
- если поселился мат, тот умишком небогат
- мат не для девчат.
-Хочешь красноречия добиться –прекращай ругаться, материться!
- «Дерево хороших слов».
Заключительное слово.
Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.
Итоги
Обращение к учащимся: «Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? « (ответы учащихся)
Рефлексия.
А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить
предложения:
- Я сегодня задумался о….
- Мне сегодня понравилось…
- Я изменил мнение о …
- Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)
Учитель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:
Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое,
что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...
"Ставим условие:Долой сквернословие"
На сегодняшний день очень остро стоитпроблема сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности, старались передать потомкам эту гл...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Ставим условие: долой сквернословие!»
Классный час в 9 классе...
Ставим условие: долой сквернословие!
Сценарий часа общения, посвященного профилактике вредных привычек для учащихся 5-9 классов....
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...
Час общения " Ставим условие: долой сквернословие!"
Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...
"Ставим условие - долой сквернословие!"
Семейное собрание...