"Ставим условие - долой сквернословие!"
материал
Предварительный просмотр:
Протокол №5
От 28.11.18г. (Открытого семейного собрания на тему: «Ставим условие - долой сквернословие!" Присутствовало -8 воспитанников;
- 4 воспитателя;
- администрация д/дома.
Повестка дня.
- Итоги выполнения режимных моментов детьми.
- Выступление по теме: ««Ставим условие - долой сквернословие!") Воспитатель Ширяева Л.В. (вступительное слово )
б) стихотворение Анатолия Лысова “Дикарь». Подготовленное выразительное чтение отрывка стихотворения воспитанником ПИСКУНОВА Н.
г) результаты анкетирования «Сквернословие в моей жизни»
д) воспитатель Романова М.А. «Сквернословие и здоровье» .
е) воспитатель. Лоскутова Н.А « Наше слово».
ж) воспитатель Автейкина Е.П. Творческое задание. Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»
и) Воспитатель Романова М.А. Кодекс об административных правонарушениях, придумывание антирекламы
ж) Итоги, выводы
Форма проведения - семейное собрание
«Ставим условие - долой сквернословие!"»
«Нет ничего заразнее слова» Восточная мудрость. «Каков человек, такова его и речь»
Сократ.
Цель: содействовать речевой культуре воспитанников, расширить знания воспитанников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Задачи: - ознакомление подростков с понятием «сквернословие»; - способствовать формированию чувства стыда к нецензурным словам, потребности выражать цивилизованно эмоции и чувства; - способствовать формированию привычки контролировать свою речь; - развитие навыков сопротивления сквернословию; - выработка практических рекомендаций по борьбе со сквернословием; - расширение кругозора и эрудиции.
Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, антирекламы).
План проведения.
- Итоги выполнения режимных моментов детьми.
- Выступление по теме: «Ставим условие - долой сквернословие!")
- а) Воспитатель Ширяева Л.В. (вступительное слово )
- б) стихотворение Анатолия Лысова “Дикарь». Подготовленное выразительное чтение отрывка стихотворения воспитанником ПИСКУНОВА Н.
в) результаты анкетирования «Сквернословие в моей жизни»
г) воспитатель Романова М.А. «Сквернословие и здоровье» .
д) воспитатель. Лоскутова Н.А « Наше слово».
е) воспитатель Автейкина Е.П. Творческое задание. Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»
ж) воспитатель Романова М.А. Кодекс об административных правонарушениях, придумывание антирекламы
з) итоги, выводы
Ход собрания.
1. По первому вопросу выступила председатель Совета
семьи Борискина Юля., она доложила, что ситуация по
поведению в семье хорошая, замечаний в группе нет.
2. а) Воспитатель Ширяева Л.В.
Воспитатель:
«Нет ничего заразнее слова» Восточная мудрость. «Каков человек, такова его и речь» Сократ. Цель: содействовать речевой культуре воспитанников, расширить знания воспитанников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. Задачи: - ознакомление подростков с понятием «сквернословие»; - способствовать формированию чувства стыда к нецензурным словам, потребности выражать цивилизованно эмоции и чувства; - способствовать формированию привычки контролировать свою речь; - развитие навыков сопротивления сквернословию; - выработка практических рекомендаций по борьбе со сквернословием; - расширение кругозора и эрудиции. Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, антирекламы). Форма проведения: семейное собрание Ход мероприятия: 1.Организационный момент. (Слайд №2) Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем начать сегодняшнее наше мероприятие, я хотела бы прочитать вам стихотворение Михаила Матусовского: Есть слова пострашнее, чем порох Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Мир устроен на этой основе И достаточно, в общем, серьёзно О любом опрометчивом слове, Пожалеете рано иль поздно. Вы к словам проявляйте терпение Не берите в расчёт кривотолков. Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков. 2. Объявление темы и постановка цели : -Ребята, вы все знаете, что человеку в жизни приходится испытывать много эмоций. С какими эмоциями вы знакомы? (Ответы воспитанников: интерес, радость, горе, страх, стыд). -Чего же может стыдиться человек? (Ответы). -Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд- это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности. Стыд- одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек. -Как вы думаете можно ли стыдиться слов и каких слов мы должны стыдиться? (Обсуждение…) -Правильно, мы должны стыдиться бранных слов, т.е. сквернословия. О таких словах мы сегодня и будем говорить. Тема нашего семейного собрания (Слайд №3) «Ставим условие – долой сквернословие!» Послушайте небольшое стихотворения Анатолия Лысова, которое называется “Дикарь». (Слайд №4) (Подготовленное выразительное чтение отрывка стихотворения воспитанником ПИСКУНОВА Н.) Я видел нынче дикаря И говорил с ним даже, Но, откровенно говоря, О нём всего не скажешь. Пусть лексикон дикарский пуст, – Зато как речь цветиста: Что шаг, то мат слетает с уст Такого “шаг-матиста”. Сказать лишь можно, что с лица И не дикарь он вовсе: Не носит он в носу кольца Монет в ушах не носит. Но передать его язык Поэт не правомочен: В таком бы случае мой стих Был сплошь из многоточий. А надо, что ни говори, Пресечь их брань вначале – Пресечь, покуда дикари Совсем не одичали! Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный “мате-матик”. Ребята, как вы думаете, а у нас в детском доме много таких дикарей? По результатам анкетирования «Сквернословие в моей жизни» (Слайд №5) выяснилось, что много. Изучая ваши ответы, я поняла, что у вас случаются ситуации, в которых вы плохо сдерживаете свои эмоции. На вопрос «Как часто ты произносишь бранные слова, вы отвечали, что ежедневно-4, редко, иногда –6 и никогда – всего 3 воспитанника. Это очень похвально, что встречаются дети, которые никогда не произносят бранных слов, но хотелось бы, чтобы их число было как можно больше. Чтобы это был не маленький сегмент, а целый круг, чтобы все воспитанники сказали, что не употребляют бранных слов, к этому нужно стремиться. Следующим был вопрос: «В каких ситуациях ты произносишь бранные слова?» Когда кто-то раздражает, в ссоре- ответили большинство воспитанников. Хочется отметить, что на вопрос «От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?» многие написали от друзей, ровесников, взрослых. Очень приятно, что многие отметили, что не слышат таких слов от воспитателей. И что радует, на вопрос «Что ты испытываешь, когда произносишь эти слова?» многие ответили, стыд – 6 воспитанников, но уже ничего – 4 воспитанника. Как видим результаты не утешительные. Словесной распущенностью страдают многие воспитанники нашей семьи. Что же такое сквернословие? Об этом нам прочитает Дябкина К… (Слайд №6) Сообщение №1. Что такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна - «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное; грязь и гниль, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное. Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам». Воспитатель Романова М.А. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. На самом деле сквернословие отражает ограниченность словарного запаса говорящего или неумение выразить мысль. Ученые института психологии Российской Академии наук доказали, что употребление мата снижает интеллект и дают такой совет молодежи: «Если хотите стать неудачником и ничего в жизни не добиться – продолжайте материться!». Слово способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Еще Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». А сейчас давайте заслушаем еще одно небольшое сообщение об истории возникновения сквернословия. И прочитает об этом Селезнев А…. (Слайд №7) Сообщение№2. История возникновения сквернословия. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. (Слайд №8) Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова употреблялись только в низших слоях общества. Сегодня же мат для многих перестал быть ненормативной лексикой. Мат- обычное явление российской повседневности. На нем теперь просто разговаривают. Мы слышим мат на улице, в транспорте, в других различных общественных местах. Ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова». Воспитатель: Романова М.А. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие и сейчас мы попробуем в этом разобраться. А поможет нам в этом Борискина А…. (Слайд №9) Сообщение 3. Сквернословие и здоровье. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований. Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). (Слайд №10) Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Брань, как и радиация, может не только расшатать здоровье, но и изуродовать потомство. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику оказывают пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах. (Слайд№11) Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог бы видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, то он никогда бы не произносил эти слова. Воспитатель. Лоскутова Н.А Итак мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила и каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу. Наше слово - русское, потому что мы общаемся на русском языке. О богатстве русского языка можно судить по толковым словарям. (Слайд №12) Словарь современного литературного русского языка Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. (Слайд №13) Если мы обратимся к творчеству нашего великого русского поэта А.С.Пушкина, то пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290 слов, а по социологическим исследованиям словарь современного взрослого человека состоит из 5-8 тысяч слов. Какие безграничные возможности есть у современного русского человека для обогащения своего запаса слов! Мы, люди, вообще очень странно относимся к словам. Верим в заговоры, перед экзаменом или другим ответственным делом непременно желаем услышать «ни пуха, ни пера». А вот верить в то, что дурное слово, сквернословие разрушает изнутри – отказываемся. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество, вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Что же такое сквернословие – это порок, т.е. недостаток, плохое поведение или болезнь? Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести сквернословие, безусловно, это плохая привычка, т.е. порок, но постепенно оно становится болезнью, человек уже не может построить простое предложение, не употребив плохих слов. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. (Слайд №14) О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Много пословиц о силе русского слова. Давайте вспомним некоторые из них. На слайде будет появляться начало пословицы, а вы должны сказать ее продолжение. (Слайд №15) 1. Язык мой – враг мой. (Слайд №16) 2. Слово - серебро, молчание – золото. (Слайд №17) 3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. (Слайд №18) 4. От сабли рана заживет, от слова – нет. (Слайд №19) 5. Доброе слово лечит, а злое – калечит. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Воспитатель Автейкина Е.П. А сейчас творческое задание. (Слайд №20) Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?» Мы пришли к такой точке зрения, что мат ведёт к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России. Конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя. Всегда есть люди, к которым грязь не пристает. Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются). У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх: (Слайд №21) ПАМЯТКА. • перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию; • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова; • читать русскую классическую литературу; • запоминать стихотворения, афоризмы. Как ни странно, действенный способ избавиться от привычки материться - следить за тем, что говоришь. Не спешите, говорите обдуманные фразы. И больше позитива в жизни, ищите новые и прекрасные слова, расширяйте свой кругозор. Помните, что Ваша речь - показатель уровня Вашей культуры. Сделайте его выше! Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Возьмем это за правило общения в своей семье. Для себя мы правило выявили и постараемся его выполнять. Воспитатель Романова М.А. Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать? (Выслушиваем мнение ребят). Да, нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено даже законом. И сейчас Митрошин Егор… зачитает нам, что об этом говорит кодекс об административных правонарушениях. (Слайд №22) Сообщение№4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. Таким образом, нецензурное выражение в общественных местах могут повлечь за собой наложение административного штрафа или административный арест. Воспитатель. Романова М.А. Так что прежде, чем что-то сказать в общественном месте, стоит подумать над ясной и четкой формулировкой своей мысли. (Слайд №23) Антиреклама сквернословия. А знаете, сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции - студенты и молодые журналисты придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Примерные варианты лозунгов: Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Или: Наше условие - долой сквернословие! Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать следующие рифмы: Кто -------------------------------------------------------не богат (немного глуповат)! Мат - ----------------------------------------------------------------- ушат! Мат - -------------------------------------------------------------- в ад. Мат _________________________________________________ девчат. Хочешь успеха ________________________________________ материться! Сколько _____________________ будешь и лечиться! (Раздаю листы приложение 4 и маркеры). (Варианты ответов: Кто использует мат, то умишком не богат; Мат- это помоев ушат; Мат- дорога в ад; Мат уродует девчат; Хочешь успеха добиться – книжки читай, прекращай материться! Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться. Мат- это ядов концентрат!) Воспитатель Автейкина Е.П. Игра «Эстафета добрых слов» (Слайд №24) Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота», «мир», «солнце», «улыбка», «удача», «радость», «везенье», «уют», «тепло», «нежность», «благополучие», «достаток», «успех» и другие). Мне кажется, у нас стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день! Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Сейчас в России и во всём мире много трудностей и проблем. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна. У того, кто сквернословит есть 2 пути: (Слайд №25) Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, и тем самым включить программу самоуничтожения, т.е. убить себя изнутри. Второй – это путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает нам возможность свободно выбрать по какому пути идти, по первому или по второму. (Слайд №26) Попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно посмотрите, что же будет происходить в вашей жизни. Вы увидите, что все-таки отказавшись от дурного матерного языка, вы обретете счастье, везение, здоровья, ясность мысли, поступков и любовь ваших близких. И помните, что сквернословить- это тоже самое, что плевать в небо, потому что все возвращается обратно плохим. Воспитатель Ширяева Л.В Рефлексия. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. 1.Скажите, вот после сегодняшнего нашего разговора вы измените свое отношение к сквернословию? Трудно ли вам будет отказаться от этой вредной привычки? 2.Как вы думаете могут ли совмещаться сквернословие и здоровый образ жизни? 3.Я хотела бы спросить у вас, что вам больше всего запомнилось. 4.Какой же вывод сделаем с мероприятия? (Ответы учащихся: говорить хорошие, вежливые, умные слова, чтобы всё пространство заполнялось добротой, тогда и весь мир станет добрее). (Включить видеоролик «Дорогою добра».) (Слайд №27) Завершить наш разговор хочется отрывком из стихотворения «Слова» Вадима Шефнера: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить Словом можно в разящий свинец перелить. Спасибо вам всем! Список используемой литературы 1. Гришева К. А., Кондратей М. В., Ткаченко В. В. Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 654-658. 2. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2011. 3. Ковалев Г.Ф. Русский мат – следствие уничтожения табу. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации. - Воронеж, 2005. - C. 184-197 4. Яковлев М.Н. Актуальные социальные вопросы // Право и жизнь. - 2016. - №12. – С.12-13. |
Решение собрания
- У тех ребят у кого плохие оценки,много троек подтянуться.
- Всем ребятам стараться работать над собой, стараться вести здоровый образ жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...
"Ставим условие:Долой сквернословие"
На сегодняшний день очень остро стоитпроблема сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности, старались передать потомкам эту гл...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Ставим условие: долой сквернословие!»
Классный час в 9 классе...
Ставим условие: долой сквернословие!
Сценарий часа общения, посвященного профилактике вредных привычек для учащихся 5-9 классов....
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...
Час общения " Ставим условие: долой сквернословие!"
Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...
Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»
Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...