Занятие для воспитанников детского дома. Тема: "Заработная плата"
план-конспект
Данный материал предназначен для успешной социализации в трудовой деятельности. Развитие понимания меры оценивания труда, А так же пропаганда к трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarabotnaya_plata.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема; «Заработная плата»
Социальный педагог
ГКУ «Детский дом (смешанный) №13
Гречишкина Наталья Владимировна.
Цель: Познакомить воспитанников с видами заработной платы. Раскрыть основные отличия заработной платы.
Задачи:
- Показать значимость заработной платы в жизни человека.
- Научить правильно, распределять заработанные средства.
- Научит уважать свой труд, умение зарабатывать достойную заработную плату.
Рабочая сила человек – это специфический товар на рынке труда. Цена рабочий силы – заработная плата. Люди, продающие свою рабочую силу, - это наемные работники. К ним относятся и рабочие, и служащие.
Наемный работник всегда стремится к высокой зарплатой, а работодатель, наоборот, заинтересован платить как можно меньше, чтобы за счет этого увеличить свою прибыль. Но все же не может наниматель и наемный работник не могут обходиться друг без друга: работодатели без наемных работников не могут организовать производственную деятельность фирмы, а наемные работники без работодателей остаться, без средств существования.
Администрация и наемный работник договариваются о взаимных обязанностях друг к другу, о характере, содержании и условии труда, о размере его оплате. Такое соглашение называется трудовым контрактом. По этому договору наемный работник обязуются выполнить определенную работу за ту величину зарплаты, которая для него приемлема.
Все работники делятся на три категории: рабочие, занятые физическим трудом; служащие, занятые умственным трудом; высший управленческий персонал. В США доля занятых умственным трудом среди всех работников составляет примерно 60%, доля управленческого персонала – примерно 10%, остальные 30% - занятые физическим трудом. В российской экономики пока число рабочих превышает число служащих, но постепенно в составе трудовых ресурсов будет расти число служащих и снижаться количество рабочих.
Каждый труд имеет свою цену – зарплату.
В основе распределение доходов лежит принцип эффективности труда, на практике это требование не осуществимо. При оплате труда определяющим является уровень образования и длительный трудовой стаж, а не фактическая производительность труда. Вознаграждение за труд обычно обсуждается в ходе переговорах работника и наниматель. Трудовой контракт заключается, если договорная заработная плата устраивает претендента на рабочие место и воспринимается им как справедливая. Таким образом, один и тот же размер зарплаты в одной и той же профессии не может быть оценен всеми людьми одинаковой как справедливый. Справедливость в определении уровня зарплаты устанавливается индивидуально каждым работником. По существу, всякая зарплата является договорной и воспринимается каждым отдельным работником либо как справедливая, либо как несправедливая.
По закону существует нижняя граница зарплаты – минимальная зарплата, которая устанавливается государством и едина для всех.
Зарплата – основной источник денежных доходов людей. От нее зависит их благополучие и мера потребления.
Различают сдельную и повременную оплату труда.
Зарплата
Сдельная Повременная
Труд оплачивается в Труд оплачивается в
Зависимости от коли - зависимости от зат-
чества изготовленной раченного времени
продукции
Если оплата производится за каждое изготовленное изделие за определенную выполненную производственную операцию или работу, то такая форма оплаты - называется сдельной. Сдельная зарплата зависит от количества выполненных производственных операции или изготовленных изделий. Чем больше работник сделал, тем выше сумма, которая ему выплачивается. Сдельная оплата применяется там, где можно подсчитать количество произведенной продукции. При изменение технологий производства, условия труда изменяются и расценки по сдельной оплате.
Чем меньше времени работник затрачивает на изготовление одного изделия, тем выше производительность его труда, тем больше и размер сдельной зарплаты. А производительность труда зависит от квалификации, профессионализма, опыта, знаний, образования, а так же от организации труда, от качества машин и оборудования.
Когда труд оплачивается в зависимости от затраченного времени, от числа отрабатываемых часов, дней, то такую форму оплаты труда называют повременной.
Почасовая норма оплаты – это тарифная ставка.
Начисление повременной зарплаты за месяц по определенному тарифу –
это месячный оклад. Размер тарифных ставок и месячных окладов зависит от квалификации работника, от его образования, занимаемой им должности, от характера выполняемой работы, от региона.
Разный уровень оплаты труда:
1. При сдельной оплате труда одни работники получают больше, другие – меньше, в зависимости от количества произведенной продукции.
2. Некоторым работникам выплачиваются премии за эффективность труда, а так же за ночную, сложную и вредную работу.
3. Сверхурочные выплаты – дополнительное вознаграждение по более высокой ставке за сверхурочно проработанное время.
4. Трудовой стаж. Опытным работникам выплачивается более высокая зарплата, чем молодым специалистам. В некоторых видах профессии оклад растет в зависимости от стажа.
5. Региональные надбавки к основной зарплате.
6. Квалифицированный и более ответственный труд оплачивается выше, чем неквалифицированный и менее ответственный. Высококвалифицированный специалист может выполнить самую сложную работу.
7. Возможно, получения доли прибыли компании к основной зарплате или окладу.
Существуют профессии с тяжелыми, опасными или вредными для здоровья условиями труда. Труд в таких неблагоприятных условиях, конечно, оплачивается выше, чем труд в нормальных условиях. И наконец, нужно дать понятие о номинальной и реальной зарплате.
Номинальная зарплата – это те деньги, которые работники получают на руки в классе предприятия за определенный период времени (за месяц).
Реальная зарплата – это количество товаров и услуг, которое работник может купить на эти деньги, т.е. на свой заработок, свой номинальные доходы.
Зарплата
Номинальная Реальная
Сумма, Количество товаров и
которую работникам услуг, которые работник
Выдают в день может приобрести на
получки полученные деньги
Реальная зарплата зависит от номинальной зарплаты и от уровня цен на товары и услуги. Чем больше номинальная зарплата и чем ниже цены, тем выше достаток работника, и наоборот.
Если цены повышаются, то стоимость денег меняется, они обесцениваются.
Инфляция – это не прерывный рост уровня цен.
Допустим, что работник 2 года получает заработанную плату в размере 1000 рублей в месяц. Но за это время из-за инфляции цены на большинство товаров выросли в 3 раза. Это означает, что работник на ту же сумму денег может купить товаров в 3 раза меньше, чем 2 года назад, т.е. номинальная его зарплата осталась без изменений, а реальная – сильно уменьшилась. Но ведь каждого работящего, прежде всего, волнует, сколько он может купить нужных ему товаров на свой заработок. Поэтому главный интерес представляет именно реальная зарплата.
Вопросы:
1. Что должно быть оговорено сторонами при заключение трудового договора?
2. На каких условиях вы бы согласились предоставить нанимателю свою рабочую силу?
3. Существует ли справедливая зарплата?
4. Что такое сдельная зарплата? От чего зависит его размер?
5. Какую зарплату называют повременной?
6. Что такое тариф? В какой форме оплаты труда он применяется?
7. От чего зависит размер повременной зарплате?
8. Какие виды профессий соответствует сдельной (повременной) оплате труда?
9. У кого, на ваш взгляд, зарплата должна быть выше: у летчика-испытателя или у продавца; у врача или почтальона, у милиционера или у дворника? Почему?
10. Почему даже у представителя одной и той же профессии может быть разный уровень оплаты труда?
11. Сказываются ли условия труда на уровень зарплаты?
12. Что такое наминальная зарплата?
13. Что означает реальная зарплата? От чего она зависит?
14. Как называется ситуация непризывного роста цен?
15. Как изменяется реальная зарплата под условием инфляции?
16. Что для работника важнее наминальная или реальная зарплата? Почему?
Практикум 1. Заработанная плата.
Существует несколько типов вида зарплаты. У каждого из них есть положительные и отрицательные стороны. Проанализируете именно с этой точки зрения, перечисленные далее виды заплаты и запишите вывод.
№ п/п | Виды зарплаты | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1 2 3 | Сдельная Повременная Доход предпринимателя |
Ответьте на вопрос: «Какая форма труда вас больше всего устраивает и почему?»
Задача. Столяр сделал 15 стульев, а ученик столяра – 6 стульев за день. Оплата работы за один стул равна – 15 рублей. На сколько больше получил столяр по сравнению с учеником? Как называется такая форма оплаты труда?
Ответ: на 135 рублей больше, (сдельная).
Прожиточный минимум – это сумма, которая требуется человеку для оплаты жилья, неотложных услуг и для приобретения самых необходимых продуктов питания и промышленных товаров. На эти деньги человек должен быть в состоянии приобрести все необходимые для существования, исходя из действующих цен.
Величина прожиточного минимума определяется специалистами. Она рассчитывается в каждой стране исходя из уровня цен и минимально необходимого набора благ и услуг. В разных странах величина прожиточного минимума различна.
Прожиточный минимум в странах развитой экономикой – это нижняя граница заработной платы, т.е. прожиточный минимум там равен размеру минимальной оплате труда. В этих странах все работодатели по закону обязаны оплачивать труд своих работников не ниже минимальной зарплаты, установленной государством и равной прожиточному минимуму. Если предприятию не по силам платить минимальную заработанную плату, оно объявляется бонкротом и его по закону следует ликвидировать. Так обстоят дела в развитых капиталистических странах.
Прожиточный минимум существенно зависит от цен, поэтому в условия инфляции он также непрерывно изменяется.
Практикум
Задание. Составление трудового контракта между наемным работником и администрацией предприятия.
Речь должна иди о конкретной вакантной должности.
Контракт должен составляться письменно в произвольной форме, но содержать обязательные пункты:
1) Вид работы и его характер;
2) Продолжительность рабочего времени в часах;
3) Вид и размер оплаты труда;
4) Срок действия контракта в виде числа, месяца, на которое он заключен;
5) Подпись обоих договаривающихся сторон.
6) Укажите в договоре какую вы хотите получать заработную плату за свой труд.
Форма трудового договора
1. Предприятие (организация)
(наименование)
в лице
(должность, фамилия, имя, отчество)
именуемое в дальнейшем «Предприятие»,
и гражданин __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Именуемое в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующим.
2. Работник ________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Принимается на работу___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения предприятия: Цех, отдел, лаборатория и т.д.)
По профессии, должности_______________________________________________________________
(полное наименование профессии, должности)
Квалификации_____________________________________________________________________________
(разряд, квалификационная категория)
3. Договор является договором по основой работе, договором по совместительству (нужное подчеркнуть).
4. Вид договора: на неопределенный срок (бессрочный),
На определенный срок ___________________________________________________________________
(указать причину заключения срочного договора)
На время выполнения определенной работы ____________________________________________
(указать причину)
5. Срок действия договора:
Начало работы__________________________________________________________________________
Окончание работы _____________________________________________________________________
6.Срок испытания:
Без испытания,
С испытательным сроком_________________________________________________________________
(продолжительность испытательного срока)
7.Работник должен выполнять следующие обязанности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Предприятие обязано организовать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обязанность работодателя по обеспечению условия работы на рабочем месте с указанием компенсаций и льгот работнику за тяжелые, особо тяжелые работы и работы с вредными, особо вредными или опасными условиями труда
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Гарантия согласно Указу Президента РФ от 21 апреля 1993 года № 471 «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации».
11. Особенности режима рабочего времени: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, почасовая работа (нужное подчеркивать).
12. Работнику устанавливается:
Должность оклада (тарифная ставка)_______________ р. в месяц
Или ___________________ р. за 1 час работы,
Надбавка (доплата) _________________________ р. (в % к ставке, окладу),
(указать вид доплат, надбавок)
Другие выплаты___________________________________________________________
13. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью:
основной ____________рабочих дней, дополнительный _________ рабочих дней.
14. Другие условия договора, связанные со спецификой труда
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Адрес сторон и подписи
Работник Предприятие (работодатель)
________________________ _____________________________
_________________________ _____________________________
Адрес____________________ ____________________________
__________________________ (фамилия, имя, отчество, должность)
Рефлексия:
1. Что должно быть оговорено сторонами при заключение трудового договора?
2. На каких условиях вы бы согласились предоставить нанимателю свою рабочую силу?
3. Существует ли справедливая зарплата?
4. Что такое сдельная зарплата? От чего зависит его размер?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»
В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...
Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"
Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста на тему «Школа человечности»
Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет. Примерное количество тематических занятий – 25....