«Использование «Я-посланий» в общении»
методическая разработка
В материале описано проведение обучающего тренинга для подростков. Дети учатся конструктивным навыкам общения с использованием техники "Я-послание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_treninga_dlya_podrostkov.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тренинга для подростков
Использование «Я-посланий» в общении
Цель: обучение использованию «Я-посланий» в общении.
Разминка.
1. Имена – качества
Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности
Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса – любовь, Сергей – скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня
Основная часть.
2. Интервью
Цель: - развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
3. Беседа «Я-послания»
Цель: предоставление информации о «Я-посланиях» и особенностях их употребления.
Скажите:
«Мы можем внести перемены в наше общение, изменив слова, которые используем в ежедневных беседах друг с другом. Общаясь с другими людьми, особенно когда мы чувствуем себя расстроенными, наша первая реакция — это обвинение кого-то. Делаем мы это, используя «Ты-послание».
Например: «Ты никогда...» или «Ты всегда...», или «Это твоя вина!» Однако, произнося эти слова, мы ставим других людей в неловкое положение или состояние обороны.
У нас у всех есть друзья. Каждому важно, чтобы друг его хорошо понимал. Не всегда это получается, даже близкие люди могут друг друга обидеть. Часто это случается из-за тех слов, которые мы говорим.»
Спросите учеников:
- Слышал ли кто-нибудь из вас подобные слова в свой адрес?
- Как вы себя чувствовали?
- Что говорили в ответ?
Выслушайте ответы.
Скажите:
«Общение, которое состоит из «Ты-посланий» приводит к гневу и разочарованию. Это может серьезно навредить взаимоотношениям. Мы можем изменить эту ситуацию, научившись менять «Ты-послания» на «Я-послания». «Я-послание» говорит о том, что я беру беру ответственность за свои чувства на себя, вместо того, чтобы обвинять в этом другого. Это облегчает наши взаимоотношения, так как размыкает порочный круг. Я не обвиняю собеседника, ему уже не нужно защищаться, он способен выслушать меня.
Например:
«Ты-послание»: «Ты постоянно меня перебиваешь!»
«Я-послание»: «Я чувствую себя расстроенным, когда меня перебивают»
«Ты-послание»: «Замолчи — ты всегда обзываешься»
«Я-послание»: «Я чувствую обиду, когда ты меня так называешь»
Напишите на доске возможные образцы для выстраивания «Я-послания»:
Я чувствую _______________________, когда ______________________________
Мне нужно _______________________, потому что _________________________
Я хочу __________________________________________
Прочитайте классу пример:
«Представьте себе, что вы читаете новый журнал. Ваша младшая сестра вьется вокруг вас и мешает. Что бы вы ей сказали?»
Вызовите добровольца. Если прозвучит «Ты-послание», попросите переформулировать его на «Я-послание».
Пример:
«Ты-послание»: «Ты, малявка! Сколько можно доставать меня?»
«Я-послание»: «Я чувствую раздражение, когда кто-то все время меня перебивает и мешает мне читать».
Вывесьте плакат «Искусство использования «Я-послания» или напишите на доске
Использование «Я-посланий»
Светофор
Красный свет:
Шаг 1: Стоп! Что ты чувствуешь?
Почему ты себя чувствуешь именно так?
Желтый свет:
Шаг 2: Поставь себя на место собеседника.
Как он может себя чувствовать в этой ситуации?
Зеленый свет :
Шаг 3: Сформируй «Я-послание в своем сознании.
Произнеси его, по возможности тихим, спокойным голосом»
4. Ролевая игра «Я-послание»
Цель: обучение навыку использования «Я-посланий» в общении.
Скажите:
«Формулирование «Я-посланий» может показаться довольно сложным и неудобным, особенно сначала. Давайте потренируемся.»
Из группы вызываются по два добровольца, которые должны разыграть между собой сценки. Первый начинает читать первую фразу, второй отвечает ему, вслух проговаривая шаги. Затем происходит обсуждение. После этого они меняются ролями и проигрывают следующую сценку.
Сценарии:
1. Ты говоришь по телефону, а твой брат громко включил музыку. Тебе ничего не слышно. Ты просишь: «Сделай потише!». Он отвечает: «А почему я должен?»
Возможное «Я-послание»: «Мне нужна тишина, потому что я должен поговорить по телефону».
2. Ты не понял тему по математике, а учитель считает, что ты просто лентяй. Однажды он возвращает тебе контрольную работу и говорит: «Ты что, хочешь провалиться на экзамене по моему предмету?».
Возможное «Я-послание»: «Я не хочу провалиться на экзамене, просто я не понял тему, хотя и старался».
3. Твоя подруга уверена, что ты разболтала всему классу секрет, который она рассказала только тебе. Она говорит: «Ты мне больше не подруга, потому что ты меня предала!»
Возможное «Я-послание»: «Мне нужно с тобой поговорить, потому что я этого не делала. Я не хочу с тобой ссориться».
4. Ты занял деньги у своего классного товарища и забыл возвратить их вовремя. Теперь он говорит: «Эй, ты, где деньги, которые ты занял у меня? Или может я должен сказать, что ты украл у меня?»
Возможное «Я-послание»: «Мне ужасно неудобно, что я забыл их отдать тебе! Надеюсь, что ты мне простишь»
Обсудите с группой:
- Легко ли было использовать «Я-послания»?
- Что вы при этом чувствовали?
Подведите итог, использую плакат «Я-послание»
Заключение.
5. «Что я сейчас чувствую»
Цель: развитие навыков осознанного восприятия собственного эмоционального состояния.
Каждый по кругу говорит, что он сейчас чувствует, каково ему было на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука - послание славянам"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Азбука - послание славянам" предназначено для учащихся 5-7 классов и может быть использовано как общешкольное на праздновании Дня славянской письменности и к...
статья "Использование ИКТ на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи."
применение информационных технологий на уроках культуры общения...
Послание Президента РФ
Классный час для старшеклассников!очень интересный материал!...
Использование компьютера для огранизации межкультурного общения на уроках ИЯ
Доклад к заседанию кафедры....
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ
«Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития:петербургский опыт»...
Исследовательская работа «Послание «В Сибирь» и послание И. Пущину «Мой первый друг» А. С. Пушкина»
Цели: 1.Провести анализ текстов стихотворений «Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С.Пушкина2.Выявить воплощённый в этих текстах авторс...