"Азбука - послание славянам"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Азбука - послание славянам" предназначено для учащихся 5-7 классов и может быть использовано как общешкольное на праздновании Дня славянской письменности и культуры (24 мая).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_-_poslanie.doc | 460.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ. АЗБУКА – ПОСЛАНИЕ СЛАВЯНАМ». Учитель – Федорова Т. Б.
Цели: – Развитие интереса к родной истории и культуре.
- Воспитание бережного отношения к слову, родному языку.
- обучение ораторскому мастерству.
№ | Содержание | Наглядность |
1. | Слово учителя. Вступительная беседа с залом. Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? «Трудно, но можно», - скажете вы. У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. А можно ли представить себе жизнь без электричества? Трудно, но ведь известно, что раньше люди жили при свечах и лучине. А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности? Не исключено, что кто-то подумает про себя» Ну и что, вот было бы здорово: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты!» Допустим. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п. Недаром русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин говорил: см наглядность. | Плакат на доске: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир. Н.М. Карамзин» |
2. | Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям? Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. Люди жили в пещерах, в некоторых из которых до них обитали медведи. Оглянулись люди по сторонам и увидели на стенах своего жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что на ровной поверхности можно оставить изображение. Так возникла дорога к письменности. (Выступление 1 ведущего) | Инсценировка: «Медведь» царапает «стену». |
3. | Как дальше развивалась письменность, можно представить себе из отрывка поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» - так звали легендарного вождя индейцев. (Выступление 2 ведущего) Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой на бересте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур и знаков. Все они изображали Наши мысли, наши речи. Белый круг был знаком жизни, Черный круг был знаком смерти; Дальше шли изображенья Неба, звезд, луны и солнца. Вод, лесов и горных высей, И всего, что населяет Землю вместе с человеком. Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес – дугу над нею, Для восхода – точку слева, Для заката – точку справа, А для полдня – на вершине. Все пространство под дугою Белый день обозначало, Звезды в центре – время ночи, А волнистые полоски – Тучи, дождь и непогоду.
| Инсценировка: «Гайавата» «рисует» на плакате под бересту большой кистью знаки , о которых рассказывается в стихотворении: «жизнь»- «смерть» - «звезды» - «солнце» - «воды» - «леса - «горы» - «земля» - «небо» - «восход» - «закат» - «полдень» - «ночь» - «дождь» -
|
4. | Что изобрел Гайавата? Такое письмо называется рисуночным письмом. Но рисунок можно неверно прочитать. Попробуйте рассказать, о чем написано на этом «куске бересты». После беседы с залом 1 ведущий читает «расшифровку»: «Ранним утром Человек собрался на охоту. Он вышел из пещеры, а жена и маленькая дочь провожали его. Человек увидел большого зверя и в поединке победил его. Он очень обрадовался. По случаю удачной охоты все племя ликовало и устроило праздник». | Плакат с изображением: картинка на «куске бересты» |
5. | Посмотрите, как по-разному развивалась письменность в древние времена у разных народов. От рисуночного письма египтяне пришли к «священным знакам» - иероглифам. (Слово учителя) В Ассирии развивалась клинопись. Вот письменность древних индийцев. Посмотрите, как интересно сочетаются понятия в китайских иероглифах: «поле» + «сила»= «мужчина» Затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому. | Стенд с изображением: а) иероглифы; б) клинопись; в) слоговое письмо; г)китайские иероглифы (См. наглядные таблицы к урокам истории) |
6. | Рождению славянской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. (Выступление 2 ведущего) Они были выходцами из греческого города Салоники. Они не только создали азбуку, но и открыли в 863 году в столице Моравского княжесва Велиград школу, в которой велось преподавание на церковнославянском языке. Ими было воспитано 200 (!) книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и в конце 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. Ученик читает стихотворение: Родом из Византии К соседям-славянам пришли Братья Кирилл и Мефодий. Что же они принесли? Азбуку – грамоты знамя! Чтобы, чертя на коре, Учились, учились славяне Писать на родном языке. Букву за буквой придумал Младший из братьев Кирилл, Старший из братьев –Мефодий С греческого переводил. Для того, чтобы книги читали, Узнавали о странах других, Чтоб о Родине рассказали В летописях своих. Слово учителя. В 1863г. в России было принято постановление праздновать память святых равноапостольных «учителей словенских» Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по современному светскому календарю).В современной России традиция общенационального празднования их памяти возродилась в 1985г. Этот день объявлен государственным праздником – Днем славянской письменности и культуры. В братской нам стране Болгарии в эти дни дети делают флажки, на которых их руками очень красиво выписаны буквы кириллицы, поют гимн Кириллу и Мефодию, читают посвященные им стихи. | Плакат со славянской азбукой. Плакат с изображением святых Кирилла и Мефодия Ученик раздает флажки с буквами гостям праздника. |
7. | Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром1 в 1708г. Его называют гражданской азбукой. Сравним эти азбуки. Выступления учеников Эта азбука была создана братьями-монахами Кириллом и Мефодием в 862 году для Чехии - на основе праславянского и греческого алфавитов. На Русь эта азбука пришла с Крещением в 988 году и просуществовала без изменений до 1711 года, когда Пётр 1, царь-реформатор, для упрощения канцелярских работ выбросил 8 букв: N S V н, зело, о , от, пси, кси, ук, ижица Эта реформа коснулась только гражданского алфавита, не затронув церковного. Современная православная церковь пользуется этой азбукой до сих пор. В 1801 году русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин в своем стихотворении «Слёзы» впервые употребил букву Ё вместо сочетания букв 1О. Таким образом, он придумал букву, отображающую русское произношение. Последняя реформа алфавита была проведена после Октябрьской революции в 1918 году. Были выброшены буквы (ять), (и), О (фита) и отменено написание Ъ у существительных мужского рода на согласный; муж-ъ, сын-ъ. Это самая «дорогая» буква русского алфавита. Примерно с 13 века буква Ъ (ер) хранит молчание. Раньше она обозначала редуцированный, т. е. очень краткий звук О, который в конце слов со временем утратился. Однако она продолжала занимать место в конце слов (плакат). Исследователи дотошно подсчитали, что буква Ъ пожирала более 8% времени и бумаги, стоила стране ежегодно 4000.000 рублей. Написание этой буквы, как и ряда других было отменено по реформе 1918г. На основе русского алфавита в Советском Союзе были созданы национальные алфавиты для народов, не имеющих письменности, например, азербайджанцев, чеченцев, якутов и других народов Севера. | Плакат с современной азбукой Показывает на старославянской азбуке. Плакатик Плакат: «ЖилЪ –былЪ котЪ онЪ елЪ бутербродЪ.» |
8. |
Азбука не просто набор букв в определенном порядке. Сегодня мы познакомимся с любопытной версией журналиста Ярослава Кеслера, который считает, что в азбуке зашифровано послание нам - потомкам. Давайте познакомимся с ним. 1. Буква А - читалась - аз – означает - «я» Буква Б - читалась - буки - значит - «буквы» Буква В – читалась - веди – то есть «познал», «знаю» (от глагола «ведать» - знать). Получается: «Я ЗНАЮ БУКВЫ». 2. Буква Г - читалась - глаголь - переводится - «слово» (причем не только сказанное, но и написанное) Буква Д - добро - может пониматься как «нажитое богатство, достояние» Буква Е - есте - 3-е лицо единственного числа от глагола быть - «есть». Получается: «СЛОВО - ЭТО ДОСТОЯНИЕ». 3. Буква Ж – читалась - живете – переводится как «живите» (Повелительное наклонение от глагола жить). Буква 8 - зело – означает - «усердно, со рвением» Буква 3 - земля - может быть понято и как планета Земля, и как её жители - земляне. Получается - «ЖИВИТЕ В ТРУДЕ, ЗЕМЛЯНЕ». 4. Буква И – читалась как иже – означает «те, которые» Буква К - како - значит «как, подобно» Буква Л - читалась - люди Получается: «КАК ПОДОБАЕТ ЛЮДЯМ». 5. Буква М – читалась - мыслете – это повелительное наклонение от глагола « мыслить, постигать разумом». Буква Н – читалась - наш Буква О - читалась - он - оный - в значении «единый, единственный» Буква П - покой - здесь как «основа мироздания» (сравните -«покоится, основывается») Получается:»ПОСТИГАЙТЕ НАШЕ МИРОЗДАНИЕ». 6. Буква Р – читалась - рцы - повелительное наклонение от глагола «говорить», то есть «говори, читай вслух» Буква С - слово .. Буква Т - твердо - можно перевести как «уверенно, убежденно» Получается: «ИЗРЕКАЙ СЛОВО УБЕЖДЕННО» 7. Буква У – читалась ук – имеет смысл «основа знания» (Этот корень слышится в слове наУКа). Буква Ф – читалась ферт – значит – оплодотворяет, дает дары. Буква X – читалась хер – знающие немецкий язык, объяснят вам, что Негг по-немецки - «господин, Бог»; а по-гречески «иеро» - «божественный». Получается: «ЗНАНИЕ ОПЛОДОТВОРЯЕТ ВСЕВЫШНИЙ» или «НАУКА – ДАР БОЖИЙ».
8. Буква Ц – читалась как цы - переводится «точи, вникай» Буква Ч - черве - «тот, кто точит», старается. дерзает Буква Ш - ша - «что, чтобы» Получается: «ВНИКАЙ, ДЕРЗАЙ, ЧТОБЫ» 9. Буквы ъ,Ь – читались как еР и еРь – они означают «сущее, вечное, недоступное человеческому РАзуму, светоч, солнце» (Так, у египтян Ра - бог солнца; корень «ер» слышится в таких словах как «вРЕмя», «РАй», «РАдуга», в кличе «уРА») Буква Ю – читалась как юс - переводится «свет, ясный» Буква Я - яти - «иметь, постичь» (слышится в словах «взЯть, изъЯть») Получается: «СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ». Прочитаем послание целиком: Я знаю буквы Слово - это достояние Живите в труде, земляне Как подобает людям Постигайте наше мироздание Несите знания убежденно Наука - дар Бога Вникайте, дерзайте, чтобы Сущего свет постичь | Ученики держат двусторонние карточки с буквами и их значением. |
9. | В заключении послушаем стихотворение И. Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам? Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. |
Может быть использована рефлексия:
- Сегодня я узнал…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Я думаю, что полученную информацию…
Использованная литература:
1. Пособие «Нетрадиционные уроки по русскому языку в 5-6 классах»,
Изд. «Учитель», Волгоград,2003г.
2. Статья Ярослава Кеслера «Азбука. Послание к славянам» (Журнал «Чудеса и приключения» №12, 2000г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
«Составление глаголицы – первой славянской азбуки. Почему равноапостольные Мефодий и Кирилл решили составить азбуку для славян?»
Урок-лекция по Основам Православной Культуры для 6 класса....
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"
Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...
Исследовательская работа «Послание «В Сибирь» и послание И. Пущину «Мой первый друг» А. С. Пушкина»
Цели: 1.Провести анализ текстов стихотворений «Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С.Пушкина2.Выявить воплощённый в этих текстах авторс...