Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей
методическая разработка на тему

Работа с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным  звукоизвлечением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей»

Докладчик: педагог дополнительног образования

ЦВР г.Раменское Юрова Наталья Викторовна

Г.Раменское,

20 февраля 2012 года

Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей

Каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т.д., соответствует характерная манера звукоизвлечения, дающая нужный по окраске (для данной вокальной культуры) звук. Манера звукоизвлечения позволяет наиболее полно отобразить художественные особенности стиля, она возникает на основе более ранней вокальной культуры и совершенствуется вместе со стилем, являясь его характерной особенностью.

Нетрудно представить нелепость исполнения классической оперной партии в

манере звукоизвлечения, используемой, скажем, Уральским народным хором, или исполнение песенки „Черный кот" Ю.Саульского в манере такого выдающегося мастера-вокалиста, как Козловский... Постановка голоса — один из важнейших компонентов в воспитании певца.

 Хочу отметить, что постановку голоса ребёнку, я начинаю не раньше, чем ему исполнится 10-11 лет. До этого возраста использую игровые методы обучения вокалу.

Голос( певческий голос) – тончайший инструмент, владеть которым дано не каждому. В природе нет двух абсолютно одинаковых голосовых аппаратов. Это связано с индивидуальными особенностями каждого человека. В вокальной педагогике существует понятие формы аппарата. Под формой аппарата надо понимать расположение и форму отдельных частей аппарата относительно друг друга (положение и форма гортани, форма глотки, мягкого неба, языка и т. д.), приводящих, при наличии правильного дыхания, к нужному звучанию. Форма аппарата — гибкое понятие, учитывающее индивидуальные особенности каждого вокального аппарата, то есть природные данные. Несмотря на природную индивидуальность тембра каждого человека, на тембр голоса в значительной мере можно влиять. Для этого надо владеть процессом резонирования. Смешивая звучание

головного и грудного резонаторов в определенных пропорциях, можно подобрать оптимальный вариант тембра для каждого вокалиста.

Полноценного звучания голоса можно добиться, научившись управлять формой аппарата, опорой звука и опорой дыхания. Владея перечисленными процессами, певец и добивается звукового столба.

ФОРМА  АППАРАТА

Афоризм Ф.М. Шаляпина о том что «петь надо как говоришь», не надо понимать буквально, это относится к естественности, непосредственности, ясности и чистоты вокальной речи, делающей её похожей на обычную бытовую речь.

Тембрально оформленный, профессиональный певческий звук требует особого положения и приспособления гортани, более широкого открытия рта и такой формы ротоглоточных полостей, которая способствовала бы наилучшему выведению звука в наружное пространство.

Певцу так надо строить гласные и согласные звуки, чтобы они не нарушали кантиленного, льющегося характера голоса, чтобы красивый певческий голос гибко и выразительно передавал мелодический рисунок произведения. Слова же должны как бы нанизываться на вокальную линию.

Пение – результат особой координации в работе голосового аппарата, это качественно иное явление по сравнению с речью.

Глотка при пении должна быть широкой, свободной, при напряжении глотки звук получается зажатый и приобретает горловой оттенок. Глотка не имеет специальной расширяющей мускулатуры. Ширина глотки диктуется положением языка и состоянием её стенок, которые должны находиться в спокойном состоянии при пении.

Зажатие нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата - один из наиболее распространённых недостатков, на индивидуальных занятиях рекомендуются приёмы помогающие освободиться от зажатия. В результате чего пение становиться удобным, ничего не болит после пения, голос приобретает свободу и красивое, ровное звучание. Ровность звука при пении в разных голосовых регистрах (у голоса есть нижний, средний и верхний регистры) – это показатель качественно, правильно поставленного голоса, и уровня вокального мастерства  исполнителя.

Соблюдение формы аппарата необходимо для получения особого певческого столба. Причиной возникновения такого столба, его протяженности и полноценности является особым образом организованное певческое дыхание. Организация певческого дыхания, приводящая к возникновению полноценного столба, называется ОПОРОЙ ДЫХАНИЯ.

Суть опоры дыхания заключается в следующем:

1. Опора дыхания препятствует быстрому вытеканию воздуха при певческом выдохе.

2. Опора дыхания способствует равномерности воздушного давления, ровности звучания голоса.

3. Режим работы по опоре дыхания избирателен и связан с выбором нужного режима звучания (грудной звук или микстовый, субтон и т. д.).

Мы начинаем работу с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным для нас звукоизвлечением.

Мы начинаем с пения с закрытым ртом на „м".

Упр. 1.

Звук М, (начинать петь нужно стоя, с правильной осанкой). Помните о форме аппарата, об опоре дыхания и звука, о распространении столба и собирании его в вершину твердого неба, об отражении звука и цельности столба и т. д.

Пение должно быть на ровном сдержанном дыхании. Дыханием как бы продувайте аппарат, но продувание должно быть равномерным, без рывков. Старайтесь при этом ощущать движение воздуха во всем аппарате. Дыхания должно хватить не менее чем на 13—15 секунд, а впоследствии — больше.

Итак, вы взяли звук М. Звук должен напоминать мычание коровы, направляться вверх к головному резонатору и вызывать в нем ощущение вибрации. Звук по ощущению должен заполнять небный свод, как„чашу". Не допускайте носового призвука. Старайтесь петь абсолютно прямым и ровным по степени звукового давления звуком. Не допускайте зажатости звучания.

Занятия со звуком надо начать на тихом звучании. Постарайтесь опирать дыхание и звук. По ощущению яркий звук должен возникать лишь на твердом небе. Если вы ощущаете такой звук в глотке, значит, допущена ошибка в форме аппарата. (Если такой звук ощущается в глотке, значит, язык подходит близко к задней стенке глотки или к мягкому небу. Если звук

„проявляется" в гортани, значит, слишком интенсивна работа голосовых связок.) Столб должен ощущаться как отзвук, гудящий обертон в груди {и других дыхательных полостях), а основной звук — ясный, резонирующий и полетный — возникает, „проявляется" по ощущению только в вершине небного свода. Спуск от вершины небного свода к зубам ощущается как

преграда, в которую упирается звуковой поток.

Пойте на М ноту „до1" и не переходите к следующей ноте, не добившись более менее качественного звучания на „до". После этого опуститесь на полтона вниз и т. д. до предельных низких нот диапазона детского голоса.

Старайтесь увеличить диапазон вниз, но при этом:

1. Не допускайте смещения назад центра опоры на небный свод; звук должен оставаться близким и ярким по окраске. Старайтесь петь, по мере понижения, более близким звуком, что достигается увеличением звукового давления в центр опоры на небо и собиранием звука.

2. Не допускайте „запирания" звука на предельно низких нотах диапазона. По ощущению должно быть так — чем ниже тон, тем шире продувающий столб воздуха, но следите за „близкой" опорой звука. Дойдя до нижних предельных нот, поднимайтесь вверх по полутонам, затрачивая на каждый звук весь запас дыхания. Если нужно, повторяйте отдельные звуки. Помните, что в работе над постановкой голоса спешить нельзя!

Начинать работу над голосом рекомендуется в примерном диапазоне: от лям до ми1

В этом диапазоне легче всего добиться ощущений полноценного гудящего столба, так как это „грудной диапазон". Старайтесь вовлечь в резонирование весь объем груди, но проявляйте его на небе. Звук должен быть конкретным и точным.

Упр.2. Переходите к соединению звуков.

Звуки должны как бы вытекать один из другого. Они должны быть абсолютно одинаковы по качеству, что требует сохранения формы аппарата. Особенно следите за тем, чтобы не двигалась гортань и не зажимались мышцы нижней челюсти.

Упр.3.

Упр.4.

Упр. 3 и 4 полезно выполнять на legato и staccato

Упр.5. В этом упражнении на нотах с ферматой сосредоточьтесь на правильности звучания. Проследите за опорой дыхания.

Упр.6.

Упр.7.

 

Упр. 6 и 7 стоит так же пропеть на legato и staccato.

Далее эти же упражнения можно пропеть в работе над гласными,  по порядку «и»-«у»-«э»-«о»-«а».

Последовательность работы над звуком:

  1. Начинайте работать со звуком „м" в указанном выше диапазоне.

Первые занятия почти целиком надо посвятить пению длинных нот на одном дыхании. К концу занятия пойте упр. 2.

После того, как ребята запомнят нужную позицию, развивайте полноценность и легкость звучания. Постепенно осваивайте последующие упражнения.

  1. Освоив на ,,м" указанный диапазон, работайте над его расширением вверх и вниз. Отводите на это первую половину времени занятия, а вторую половину отведите на освоение звука ,,н".
  2. Освоив пение на ,,м" и „н", работайте над их совершенствованием, а вторую половину занятия отведите на работу с „и". Позже отведите этому 2/3 занятия.
  3. Далее переходите к следующим гласным, не оставляя без внимания предыдущие звуки, продолжая работать над их совершенствованием и расширением диапазона.
  4. Следующий этап — соединение гласных звуков через согласные. Старайтесь, чтобы согласные звуки „проявлялись" в центре опоры на нёбо, не разрушали форму ,,столба", не прерывали его течения.

Ниже предлагаются упражнения, которые нужно исполнять на одной ноте, не прерывая дыхания. Их следует исполнять на всем диапазоне. Задерживайтесь на гласных звуках:

1) Ми-ни-ви-ни-ди-ни-ру-у.

2) Ми-ру-ви-ру-ди-ри-ми.

3) Ри-ре-н-ди-сэ-н-ди-дэ-н-ди-ву.

4) Ми-мо-ву-ди-ду-до-ри-ру-ро.

5) Ми-ма-да-ри-ва-ри-ра.

6) Ко-ку-ка-ро-ко-ку-ка.

7) Мо-ма-ми-ре-ру-ро-ра.

Могут быть и другие сочетания.

.

  1. Переходите к комбинированным упражнениям, например:

  1. Особый раздел — работа над переходными нотами: от ре b, ми b 1 до соль 1 —переход к опертому микстовому регистру;

от си b1 до ре2 - переход к головному  регистру;

  1.  Пение верхних нот диапазона:

1) Расширение грудного регистра вверх от соль 1 до ми b 2 и выше(опертый микст);

2) Головной регистр от ре 2  до си b 2 и выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы -  4 года...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Программа вокально-эстрадного пения

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается ...

Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"

Главная цель данной Программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального иск...

Традиции и инновации в методике обучения и воспитания в преподавании тувинской литературы.

Через  тувинские народные традиции , передаваемые из поколения в    поколение  мы – потомки     и духовные наследники людей, заложившие их основу вел...