Метод визуализации учебной информации
учебно-методический материал

Андреева Наталия Семеновна

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Рисунок, схема и таблица-это запоминание и осмысление изучаемого материала. Визуализация приобретает новые черты технического средства обучения.

Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания.

Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце двадцатого века в Америке. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем.

В школьном образовании применяются самые разные виды наглядности. Использование наглядных средств не должно  сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а быть органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

           Визуализации учебной информации

-помогает опредмечиванию словесного сообщения, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;

-проконтролирует полноту и характер усвоения переданной учителем информации;

-способствует развитию воображения и фантазии;

-выявляет характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;

-активизирует познавательный интерес;

-сконцентрирует внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;

- вызывает определенные ассоциации;

Техники визуализации учебной информации:

 

  1. Таймлайн.  Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

Используется в

‒ работа с биографиями или творчеством писателя;

‒ формирование у учащихся системного взгляда на исторические процессы;

‒ управление проектами (помогают видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания).

  1. Интеллект-карта.  Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Формы: ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, Используется:

‒ инструмент для структурирования идей;

‒  планирование времени;

‒ запоминание больших объемов информации;

‒ проведение мозговых штурмов.

Визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.

  1. Скрайбинг. Выступление в технике скрайбинга – это сопровождение произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации

 

  1. Инфографика-графический способ подачи информации, данных и знаний.

Инфографику можно выполнить в виде таблицы, диаграммы и графических элементов.

Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Направления использования инфографики в образовательном процессе:

‒ организация целенаправленного восприятия информации;

‒ запоминание информации с опорой на графические образы;

‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;

‒ способ обработки данных исследований;

‒ развитие критического мышления;

‒ формирование навыков функционального чтения.

Заключение.

Визуализация в обучении  позволяет решить следующие педагогические задачи:

‒ обеспечение интенсификации обучения;

‒ активизации учебной и познавательной деятельности;

‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

‒  формирование образного представления знаний и учебных действий;

‒ передача знаний;

‒ формирование умения распознавания образов;

‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;

‒  перенос образовательной информации;

‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.

Вывод:

Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualizatsiya_uchebnoy_informatsii_kak_chast_obucheniya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Метод визуализации учебной информации.

Андреева Н.С., учитель математики

МБОУ «Ытык-Кюельская СОШ №2»

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Рисунок, схема и таблица-это запоминание и осмысление изучаемого материала. Визуализация приобретает новые черты технического средства обучения.

Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания.

Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце двадцатого века в Америке. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем.

В школьном образовании применяются самые разные виды наглядности. Использование наглядных средств не должно  сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а быть органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

           Визуализации учебной информации

-помогает опредмечиванию словесного сообщения, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;

-проконтролирует полноту и характер усвоения переданной учителем информации;

-способствует развитию воображения и фантазии;

-выявляет характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;

-активизирует познавательный интерес;

-сконцентрирует внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;

- вызывает определенные ассоциации;

Техники визуализации учебной информации:

  1. Таймлайн.  Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

Используется в

‒ работа с биографиями или творчеством писателя;

‒ формирование у учащихся системного взгляда на исторические процессы;

‒ управление проектами (помогают видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания).

  1. Интеллект-карта.  Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Формы: ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, Используется:

‒ инструмент для структурирования идей;

‒  планирование времени;

‒ запоминание больших объемов информации;

‒ проведение мозговых штурмов.

Визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.

  1. Скрайбинг. Выступление в технике скрайбинга – это сопровождение произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации

  1. Инфографика-графический способ подачи информации, данных и знаний.

Инфографику можно выполнить в виде таблицы, диаграммы и графических элементов. 

Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Направления использования инфографики в образовательном процессе:

‒ организация целенаправленного восприятия информации;

‒ запоминание информации с опорой на графические образы;

‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;

‒ способ обработки данных исследований;

‒ развитие критического мышления;

‒ формирование навыков функционального чтения.

Заключение.

Визуализация в обучении  позволяет решить следующие педагогические задачи:

‒ обеспечение интенсификации обучения;

‒ активизации учебной и познавательной деятельности;

‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

‒  формирование образного представления знаний и учебных действий;

‒ передача знаний;

‒ формирование умения распознавания образов;

‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;

‒  перенос образовательной информации;

‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.

Вывод:

.Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология визуализации учебной информации

                         Технология визуализации учебной информацииВ наше время, в эпоху информационной насыщенности, огро...

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Научно-педагогическая статья, в которой раскрываются общепедагогические вопросы использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в качестве ресурса, обеспечивающего формиров...

Статья Технология визуализации учебной информации

Использование визуализации в учебном процессе...

Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”

Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе.  Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....

Визуализация учебной информации на современном уроке

                        Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через ...

Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....