Метод визуализации учебной информации
учебно-методический материал
Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Рисунок, схема и таблица-это запоминание и осмысление изучаемого материала. Визуализация приобретает новые черты технического средства обучения.
Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания.
Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце двадцатого века в Америке. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем.
В школьном образовании применяются самые разные виды наглядности. Использование наглядных средств не должно сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а быть органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Визуализации учебной информации
-помогает опредмечиванию словесного сообщения, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
-проконтролирует полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
-способствует развитию воображения и фантазии;
-выявляет характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
-активизирует познавательный интерес;
-сконцентрирует внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
- вызывает определенные ассоциации;
Техники визуализации учебной информации:
- Таймлайн. Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.
Используется в
‒ работа с биографиями или творчеством писателя;
‒ формирование у учащихся системного взгляда на исторические процессы;
‒ управление проектами (помогают видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания).
- Интеллект-карта. Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.
Формы: ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, Используется:
‒ инструмент для структурирования идей;
‒ планирование времени;
‒ запоминание больших объемов информации;
‒ проведение мозговых штурмов.
Визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
- Скрайбинг. Выступление в технике скрайбинга – это сопровождение произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации
- Инфографика-графический способ подачи информации, данных и знаний.
Инфографику можно выполнить в виде таблицы, диаграммы и графических элементов.
Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.
Направления использования инфографики в образовательном процессе:
‒ организация целенаправленного восприятия информации;
‒ запоминание информации с опорой на графические образы;
‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;
‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;
‒ способ обработки данных исследований;
‒ развитие критического мышления;
‒ формирование навыков функционального чтения.
Заключение.
Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:
‒ обеспечение интенсификации обучения;
‒ активизации учебной и познавательной деятельности;
‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;
‒ формирование образного представления знаний и учебных действий;
‒ передача знаний;
‒ формирование умения распознавания образов;
‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;
‒ перенос образовательной информации;
‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.
Вывод:
Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualizatsiya_uchebnoy_informatsii_kak_chast_obucheniya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод визуализации учебной информации.
Андреева Н.С., учитель математики
МБОУ «Ытык-Кюельская СОШ №2»
Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Рисунок, схема и таблица-это запоминание и осмысление изучаемого материала. Визуализация приобретает новые черты технического средства обучения.
Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания.
Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце двадцатого века в Америке. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем.
В школьном образовании применяются самые разные виды наглядности. Использование наглядных средств не должно сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а быть органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Визуализации учебной информации
-помогает опредмечиванию словесного сообщения, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
-проконтролирует полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
-способствует развитию воображения и фантазии;
-выявляет характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
-активизирует познавательный интерес;
-сконцентрирует внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
- вызывает определенные ассоциации;
Техники визуализации учебной информации:
- Таймлайн. Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.
Используется в
‒ работа с биографиями или творчеством писателя;
‒ формирование у учащихся системного взгляда на исторические процессы;
‒ управление проектами (помогают видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания).
- Интеллект-карта. Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.
Формы: ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, Используется:
‒ инструмент для структурирования идей;
‒ планирование времени;
‒ запоминание больших объемов информации;
‒ проведение мозговых штурмов.
Визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
- Скрайбинг. Выступление в технике скрайбинга – это сопровождение произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации
- Инфографика-графический способ подачи информации, данных и знаний.
Инфографику можно выполнить в виде таблицы, диаграммы и графических элементов.
Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.
Направления использования инфографики в образовательном процессе:
‒ организация целенаправленного восприятия информации;
‒ запоминание информации с опорой на графические образы;
‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;
‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;
‒ способ обработки данных исследований;
‒ развитие критического мышления;
‒ формирование навыков функционального чтения.
Заключение.
Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:
‒ обеспечение интенсификации обучения;
‒ активизации учебной и познавательной деятельности;
‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;
‒ формирование образного представления знаний и учебных действий;
‒ передача знаний;
‒ формирование умения распознавания образов;
‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;
‒ перенос образовательной информации;
‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.
Вывод:
.Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология визуализации учебной информации
Технология визуализации учебной информацииВ наше время, в эпоху информационной насыщенности, огро...
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Научно-педагогическая статья, в которой раскрываются общепедагогические вопросы использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в качестве ресурса, обеспечивающего формиров...
Статья Технология визуализации учебной информации
Использование визуализации в учебном процессе...
Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”
Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе. Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....
Визуализация учебной информации на современном уроке
Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через ...
Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"
Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....