Технология визуализации учебной информации
статья по физике по теме

 

                           Технология визуализации учебной информации

В наше время, в эпоху информационной насыщенности, огромную значимость приобретают проблемы компоновки знания  и оперативного его использования.

    По классификации ученых существует технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она направлена на :

- формирование знаний, умений, навыков;

- обучение всех категорий учащихся с разными возможностями;

- ускоренное обучение.

   Границы этой технологии расширяются и предлагается ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ учебного материала, понимая под этим не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации». Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, масштаб, движение. Эти образы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации.

    Интенсификация учебно-познавательной деятельности происходит за счет того, что и педагог и обучаемый ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, а значит, связать отдельное  в единое  целое.

     Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ, т.е. представление ее в сжатом виде. Под «сжатием» информации понимается   прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация и генерализация. Наилучшее усвоение программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Суть рассматриваемой технологии сводится  к систематическому использованию в учебном процессе визуальных моделей и рациональных приемов «сжатия» информации.

    Визуальные образы являются не иллюстрацией к мысли автора, а проявлением самого мышления. Если преподаватель активизирует визуальное мышление своих учеников, то тем самым, воздействует на их мышление в целом.

    Но существует феномен неоднозначности понимания одного и того же текста разными учащимися. По характеру восприятия , и следовательно представления, информация делится на :

       - аудиальную (доминирует слух);

       - кинестическую (доминируют двигательные ощущения);  и

       - полимодальную (преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы).

    Технология  ВИЗУАЛИЗАЦИИ направлена на более полное и активное использование возможностей учащихся, сочетая визуальные образы, текст и устное пояснение преподавателя. Такая технология обучения высвобождает дополнительное время на творческий продуктивный характер деятельности учащихся, позволяет им воспринимать достаточно большой объем учебного материала в его целостности, облегчает осмысление и запоминание.

    При этом необходим систематический, а не выборочный контроль. И тогда сработает принцип «соленого огурца», высказанный Шаталовым: если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то хочется им или не хочется, они все равно станут солеными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vizualizacii_uchebnoy_informacii.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

                           Технология визуализации учебной информации

В наше время, в эпоху информационной насыщенности, огромную значимость приобретают проблемы компоновки знания  и оперативного его использования.

    По классификации ученых существует технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она направлена на :

- формирование знаний, умений, навыков;

- обучение всех категорий учащихся с разными возможностями;

- ускоренное обучение.

   Границы этой технологии расширяются и предлагается ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ учебного материала, понимая под этим не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации». Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, масштаб, движение. Эти образы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации.

    Интенсификация учебно-познавательной деятельности происходит за счет того, что и педагог и обучаемый ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, а значит, связать отдельное  в единое  целое.

     Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ, т.е. представление ее в сжатом виде. Под «сжатием» информации понимается   прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация и генерализация. Наилучшее усвоение программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Суть рассматриваемой технологии сводится  к систематическому использованию в учебном процессе визуальных моделей и рациональных приемов «сжатия» информации.

    Визуальные образы являются не иллюстрацией к мысли автора, а проявлением самого мышления. Если преподаватель активизирует визуальное мышление своих учеников, то тем самым, воздействует на их мышление в целом.

    Но существует феномен неоднозначности понимания одного и того же текста разными учащимися. По характеру восприятия , и следовательно представления, информация делится на :

       - аудиальную (доминирует слух);

       - кинестическую (доминируют двигательные ощущения);  и

       - полимодальную (преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы).

    Технология  ВИЗУАЛИЗАЦИИ направлена на более полное и активное использование возможностей учащихся, сочетая визуальные образы, текст и устное пояснение преподавателя. Такая технология обучения высвобождает дополнительное время на творческий продуктивный характер деятельности учащихся, позволяет им воспринимать достаточно большой объем учебного материала в его целостности, облегчает осмысление и запоминание.

    При этом необходим систематический, а не выборочный контроль. И тогда сработает принцип «соленого огурца», высказанный Шаталовым: если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то хочется им или не хочется, они все равно станут солеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Научно-педагогическая статья, в которой раскрываются общепедагогические вопросы использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в качестве ресурса, обеспечивающего формиров...

Статья Технология визуализации учебной информации

Использование визуализации в учебном процессе...

Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”

Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе.  Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....

Метод визуализации учебной информации

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет до...

Визуализация учебной информации на современном уроке

                        Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через ...

Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....