Технология визуализации учебной информации
статья по физике по теме
Технология визуализации учебной информации
В наше время, в эпоху информационной насыщенности, огромную значимость приобретают проблемы компоновки знания и оперативного его использования.
По классификации ученых существует технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она направлена на :
- формирование знаний, умений, навыков;
- обучение всех категорий учащихся с разными возможностями;
- ускоренное обучение.
Границы этой технологии расширяются и предлагается ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ учебного материала, понимая под этим не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации». Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, масштаб, движение. Эти образы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации.
Интенсификация учебно-познавательной деятельности происходит за счет того, что и педагог и обучаемый ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, а значит, связать отдельное в единое целое.
Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ, т.е. представление ее в сжатом виде. Под «сжатием» информации понимается прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация и генерализация. Наилучшее усвоение программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Суть рассматриваемой технологии сводится к систематическому использованию в учебном процессе визуальных моделей и рациональных приемов «сжатия» информации.
Визуальные образы являются не иллюстрацией к мысли автора, а проявлением самого мышления. Если преподаватель активизирует визуальное мышление своих учеников, то тем самым, воздействует на их мышление в целом.
Но существует феномен неоднозначности понимания одного и того же текста разными учащимися. По характеру восприятия , и следовательно представления, информация делится на :
- аудиальную (доминирует слух);
- кинестическую (доминируют двигательные ощущения); и
- полимодальную (преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы).
Технология ВИЗУАЛИЗАЦИИ направлена на более полное и активное использование возможностей учащихся, сочетая визуальные образы, текст и устное пояснение преподавателя. Такая технология обучения высвобождает дополнительное время на творческий продуктивный характер деятельности учащихся, позволяет им воспринимать достаточно большой объем учебного материала в его целостности, облегчает осмысление и запоминание.
При этом необходим систематический, а не выборочный контроль. И тогда сработает принцип «соленого огурца», высказанный Шаталовым: если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то хочется им или не хочется, они все равно станут солеными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология визуализации учебной информации
В наше время, в эпоху информационной насыщенности, огромную значимость приобретают проблемы компоновки знания и оперативного его использования.
По классификации ученых существует технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она направлена на :
- формирование знаний, умений, навыков;
- обучение всех категорий учащихся с разными возможностями;
- ускоренное обучение.
Границы этой технологии расширяются и предлагается ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ учебного материала, понимая под этим не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации». Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, масштаб, движение. Эти образы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации.
Интенсификация учебно-познавательной деятельности происходит за счет того, что и педагог и обучаемый ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, а значит, связать отдельное в единое целое.
Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ, т.е. представление ее в сжатом виде. Под «сжатием» информации понимается прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация и генерализация. Наилучшее усвоение программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Суть рассматриваемой технологии сводится к систематическому использованию в учебном процессе визуальных моделей и рациональных приемов «сжатия» информации.
Визуальные образы являются не иллюстрацией к мысли автора, а проявлением самого мышления. Если преподаватель активизирует визуальное мышление своих учеников, то тем самым, воздействует на их мышление в целом.
Но существует феномен неоднозначности понимания одного и того же текста разными учащимися. По характеру восприятия , и следовательно представления, информация делится на :
- аудиальную (доминирует слух);
- кинестическую (доминируют двигательные ощущения); и
- полимодальную (преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы).
Технология ВИЗУАЛИЗАЦИИ направлена на более полное и активное использование возможностей учащихся, сочетая визуальные образы, текст и устное пояснение преподавателя. Такая технология обучения высвобождает дополнительное время на творческий продуктивный характер деятельности учащихся, позволяет им воспринимать достаточно большой объем учебного материала в его целостности, облегчает осмысление и запоминание.
При этом необходим систематический, а не выборочный контроль. И тогда сработает принцип «соленого огурца», высказанный Шаталовым: если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то хочется им или не хочется, они все равно станут солеными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-638973-1433067795.jpg)
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Научно-педагогическая статья, в которой раскрываются общепедагогические вопросы использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в качестве ресурса, обеспечивающего формиров...
Статья Технология визуализации учебной информации
Использование визуализации в учебном процессе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-460240-1422127043.jpg)
Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”
Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546066-1417955642.jpg)
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе. Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-599186-1426907879.jpg)
Метод визуализации учебной информации
Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет до...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-772961-1631710302.jpg)
Визуализация учебной информации на современном уроке
Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через ...
Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"
Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....