«Организация подготовки воспитанников, стимулирующая повышение их социальной активности для адаптации в условиях семьи»
статья

Второва Марина Владимировна

XI педагогическая образовательная конференция                    « Формирование ключевых компетенций в условиях ФГОС»

 

 

 

«Организация подготовки воспитанников, стимулирующая повышение их социальной активности для адаптации в условиях семьи»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Второва Марина Владимировна

Воспитатель ГБУ АО «Рембуевский детский дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рембуевская СШ, 2018

 

         Снижение жизненного уровня и увеличение числа граждан, находящихся на грани или за чертой бедности в первую очередь ухудшили положение российской семьи. Нестабильная экономическая и политическая обстановка страны усложнила социальную ситуацию в обществе, а следствием этого стали значительные изменения внутри семейных отношений, что привело к появлению большого количества неблагополучных семей, что сказалось, несомненно, на детях. Кризис семьи способствовал росту детей-сирот.

Проблемы жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах, различны. Одной из проблем воспитанников является утрачивание семейных ценностей.

Существует представление, что дети из детских домой совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, созданием нормальных условий обучения. Но нужно не забывать, что дети лишены семьи, поэтому в процессе воспитания таких детей, особенно нужно делать акцент на значение семейных ценностей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками, от которых берет начало собственная жизнь. Дети, которые воспитываются в детских домах и интернатах, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определенным набором форм, факторов, проявлений и следствий

Вышеописанная проблема семейных ценностей может быть решена путем формирования семейных ценностей у воспитанников детских домов и выпускников, для подготовки их к будущей семейной жизни; внедрения коррекционно-воспитательной программы направленной на формирование семейных ценностей у сирот.

В целях совершенствования программы по формированию семейных ценностей у детей- сирот, так же необходимо заниматься формированием правовой культуры. Процесс формирования личности, в том числе и правовой культуры, должен строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Правовые знания нужны детям  не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях. Таким образом, в  правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого воспитанника, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Правовое воспитание детей- сирот– это путь к будущему развитию ребенка, к его понимаю собственного социального статуса. С его помощью можно подготовить ребенка к будущей взрослой жизни, к тем проблемам, которые его ожидают в будущем. Ребёнок будет знать все об обществе, в котором ему придется жить, чьи правила ему нужно соблюдать. Подобные знания об обществе помогут закрепить социальный статус ребенка, а также знания о правильном и неправильном поведении.

 

По работе в данном направлении поставлены следующие цели и задачи:

 ЦЕЛЬ: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни с учетом требований современного процесса социализации подростков.

Задачи: - организовать подготовку воспитанников, стимулирующую повышение их социальной активности для адаптации в условиях семьи.

Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.

Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых, так и индивидуальных.

В ГБОУ АО «Рембуевский детский дом» большое значение уделяется формированию социальной компетентности воспитанников для того, чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Понимая всю сложность положения выпускников, проанализировав существующие проблемы, в Рембуевском детском доме в 2015 году был разработан и реализуется по сей день социально – педагогический проект «Дорога в успешную жизнь». Работа в данном направлении производится в разных формах- это коллективные беседы, игровые- развлекательные мероприятия, индивидуальные беседы, викторины, дебаты, а так же экскурсии.

В нашем учереждении проводится работа так же и физкультурно- оздоровительном направлении. Дети с удовольствием занимаются спортом. Ежедневные прогулки, правильно подобранное меню, соблюдение режима дня, ежедневная утренняя зарядка, водные процедуры- все это способствует формированию здорового образа жизни.

Ежедневно педагоги детского дома проводят индивидуальные работы, способствующие раскрытию потенциала воспитанников. Благодаря работе педагога организатора, библиотекаря дети раскрывают свои таланты и избавляются от комплексов. Они становятся более открытыми.

В нашем детском доме традиционными стали  такие семейные праздники как-  день рождения, День матери, встреча Нового года, Рождество Христово, День Святого Валентина, Масленица, т. д. Воспитанники с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях, без стеснения исполняют сольные песни, рассказывают стихи, самостоятельно готовят праздничные номера, танцуют. 

Неоценимую помощь в проведении работы по формированию у детей положительного образа семьи нам оказывают произведения устного народного творчества. Донести до детей саму суть понятия «семья» помогают те произведения, в которых опорными являются понятия семья, мать, отец, дети, брат и другие, отражающие родственные отношения. Работу в данном направлении осуществляет наш библиотекарь. Дети изучают такие произведения как- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «Снегурочка», «Крошечка-Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Репка». При знакомстве с народными сказками особо подчеркиваем круг самых близких для ребёнка людей, раскрываем понятия «род», «родня», «отчий дом». Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у воспитанников направленности на мир семьи нам помогает чтение произведений таких авторов, как: А. Барто, Якова Акима, В. Осеевой, Ел Благининой и др. С их помощью дети легче осознают своё место в системе семейных отношений, укрепляются в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Для формирования у воспитанников представления о «хороших» и «плохих» детях используем такие произведения как: «Аленький цветочек» Аксакова, татарскую сказку «Три сестры», «сестрица Аленушка и братец Иванушка », Е. Пермяк "Как Маша стала большой", «Как Миша хотел маму перехитрить» и др. Детям предлагается оценить поведение персонажей; высказать свое отношение к ним; ответить на вопросы: «А как бы ты поступил?», «Что, по- твоему, значит «плохие», «хорошие» дети?». Эти вопросы подводят детей к самостоятельным выводам, помогают связать их с особенностями своих поступков, чувств и отношения к другим людям. Знакомим и совместно с детьми разбираем смысл пословиц и поговорок о семье: «В семье согласно, так идёт дело прекрасно», «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей», «Для внука дедушка — ум, для дедушки внук — дело» и др., что позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. Работа в данном направлении прослеживается в художественно- эстетическом творчестве: -рисовании «Моя семья», «Дом для моей семьи», «Портрет мамы и бабушки», «Украшаем посуду. Гжельские узоры», «Мой гардероб», «Комнатные растения». - изготовлении подарков для мам, открыток для членов семьи ко Дню пожилого человека, ко Дню отца, ко Дню Российской армии, «Валентинки» ко Дню Валентина. -оформление открыток ко дню 8 Марта, ко дню защитника отечества, - прослушивание детских песен «Песня мамонтенка», «Моя мама самая любимая на свете», «Бабушка рядом с дедушкой», т .д.

Говорить о том, что работа педагогов Рембуевского детского дома дает стопроцентный результат, мы не можем, но положительные результаты есть. К примеру, в Рембуевский детский дом поступил ребенок, состоявший на учете КДН и ПДН, были проблемы с учебой, с дисциплиной. В ходе работы с воспитанником, у него был выявлен интерес к спорту, стал посещать секции. Представлял детский дом на районных и областных соревнованиях. Окончив школу, в 2017 году воспитанник продолжил обучение в одном из Северодвинских училищ. Учеба дается ему трудно, но преподаватели идут ему на встречу, проводят с ним дополнительные занятия по тем предметам, которые даются ему трудно, т.к. ребёнок представляет училище на областных соревнованиях, защищает честь учебного заведения, завоевывает призовые места.

Так же несколько лет назад выпускником детского дома был мальчик, который при поступлении находился под уголовным преследованием. За ним числился коллективный разбой, угон автомобиля. Но опять же спорт дал ему толчок в новую жизнь, открыл для него новый мир и помог найти свое место в жизни. Сейчас фотография этого воспитанника находится на доске почета в Индустриально- педагогическом колледже, а он является мастером спорта по боксу города Архангельска.

Несколько лет в детском доме воспитывалась девочка. При поступлении у ребенка была неуравновешенная психика, окружающее воздействие она воспринимала болезненно. В ходе работы с девочкой, было выявлено желание участвовать в творческих номерах. На данный момент, она учится в колледже культуры и является примерной студенткой.

На сегодняшний день в Рембуевском детском доме находятся более 5 детей по временному договору. Родители не хотят преодолевать сложившиеся трудности в воспитании своих детей, исправлять свои ошибки и отдают своих детей в детский дом. Так, 2,5 месяца назад, по временному договору, к нам поступил новый воспитанник. Со стороны опекуна были жалобы на неправильный образ жизни- ребенок употреблял алкоголь, курил, не ночевал дома. За время проживания в детском доме, не смотря на характеристики опекуна, ребенок ни разу не нарушил режим, принимает участие в творческой жизни детского дома, стал посещать спортивные секции, привез золотую медаль с областных соревнований по минифутболу. Ребенок хочет быть в коллективе, ему нравится эта жизнь. Через собственное развитие он получит второй шанс, шанс на исправление.

Не смотря на то, что каждый из педагогов работает в своем направлении, все мы- единая команда. Вся наша работа полностью нацелена на создание социально адаптированного человека с чувством собственной значимости, уважающего закон и правопорядок, на создание полноправного гражданина государства. Всё это в совокупности позволит ему создать благополучную семью, научит преодолевать жизненные трудности, поможет стать достойным родителем, способным воспитать хороших, порядочных детей- детей, которые будут воспитываться в благоприятной атмосфере и никогда не попадут в детский дом!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_na_konferentsiyu_2018.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

XI педагогическая образовательная конференция                    « Формирование ключевых компетенций в условиях ФГОС»

«Организация подготовки воспитанников, стимулирующая повышение их социальной активности для адаптации в условиях семьи»

Выполнила: Второва Марина Владимировна

Воспитатель ГБУ АО «Рембуевский детский дом»

Рембуевская СШ, 2018

         Снижение жизненного уровня и увеличение числа граждан, находящихся на грани или за чертой бедности в первую очередь ухудшили положение российской семьи. Нестабильная экономическая и политическая обстановка страны усложнила социальную ситуацию в обществе, а следствием этого стали значительные изменения внутри семейных отношений, что привело к появлению большого количества неблагополучных семей, что сказалось, несомненно, на детях. Кризис семьи способствовал росту детей-сирот.

Проблемы жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах, различны. Одной из проблем воспитанников является утрачивание семейных ценностей.

Существует представление, что дети из детских домой совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, созданием нормальных условий обучения. Но нужно не забывать, что дети лишены семьи, поэтому в процессе воспитания таких детей, особенно нужно делать акцент на значение семейных ценностей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками, от которых берет начало собственная жизнь. Дети, которые воспитываются в детских домах и интернатах, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определенным набором форм, факторов, проявлений и следствий

Вышеописанная проблема семейных ценностей может быть решена путем формирования семейных ценностей у воспитанников детских домов и выпускников, для подготовки их к будущей семейной жизни; внедрения коррекционно-воспитательной программы направленной на формирование семейных ценностей у сирот.

В целях совершенствования программы по формированию семейных ценностей у детей- сирот, так же необходимо заниматься формированием правовой культуры. Процесс формирования личности, в том числе и правовой культуры, должен строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Правовые знания нужны детям  не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях. Таким образом, в  правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого воспитанника, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Правовое воспитание детей- сирот– это путь к будущему развитию ребенка, к его понимаю собственного социального статуса. С его помощью можно подготовить ребенка к будущей взрослой жизни, к тем проблемам, которые его ожидают в будущем. Ребёнок будет знать все об обществе, в котором ему придется жить, чьи правила ему нужно соблюдать. Подобные знания об обществе помогут закрепить социальный статус ребенка, а также знания о правильном и неправильном поведении.

По работе в данном направлении поставлены следующие цели и задачи:

 ЦЕЛЬ: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни с учетом требований современного процесса социализации подростков.

Задачи: - организовать подготовку воспитанников, стимулирующую повышение их социальной активности для адаптации в условиях семьи.

Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.

Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых, так и индивидуальных.

В ГБОУ АО «Рембуевский детский дом» большое значение уделяется формированию социальной компетентности воспитанников для того, чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Понимая всю сложность положения выпускников, проанализировав существующие проблемы, в Рембуевском детском доме в 2015 году был разработан и реализуется по сей день социально – педагогический проект «Дорога в успешную жизнь». Работа в данном направлении производится в разных формах- это коллективные беседы, игровые- развлекательные мероприятия, индивидуальные беседы, викторины, дебаты, а так же экскурсии.

В нашем учереждении проводится работа так же и физкультурно- оздоровительном направлении. Дети с удовольствием занимаются спортом. Ежедневные прогулки, правильно подобранное меню, соблюдение режима дня, ежедневная утренняя зарядка, водные процедуры- все это способствует формированию здорового образа жизни.

Ежедневно педагоги детского дома проводят индивидуальные работы, способствующие раскрытию потенциала воспитанников. Благодаря работе педагога организатора, библиотекаря дети раскрывают свои таланты и избавляются от комплексов. Они становятся более открытыми.

В нашем детском доме традиционными стали  такие семейные праздники как-  день рождения, День матери, встреча Нового года, Рождество Христово, День Святого Валентина, Масленица, т. д. Воспитанники с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях, без стеснения исполняют сольные песни, рассказывают стихи, самостоятельно готовят праздничные номера, танцуют.  

Неоценимую помощь в проведении работы по формированию у детей положительного образа семьи нам оказывают произведения устного народного творчества. Донести до детей саму суть понятия «семья» помогают те произведения, в которых опорными являются понятия семья, мать, отец, дети, брат и другие, отражающие родственные отношения. Работу в данном направлении осуществляет наш библиотекарь. Дети изучают такие произведения как- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «Снегурочка», «Крошечка-Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Репка». При знакомстве с народными сказками особо подчеркиваем круг самых близких для ребёнка людей, раскрываем понятия «род», «родня», «отчий дом». Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у воспитанников направленности на мир семьи нам помогает чтение произведений таких авторов, как: А. Барто, Якова Акима, В. Осеевой, Ел Благининой и др. С их помощью дети легче осознают своё место в системе семейных отношений, укрепляются в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Для формирования у воспитанников представления о «хороших» и «плохих» детях используем такие произведения как: «Аленький цветочек» Аксакова, татарскую сказку «Три сестры», «сестрица Аленушка и братец Иванушка », Е. Пермяк "Как Маша стала большой", «Как Миша хотел маму перехитрить» и др. Детям предлагается оценить поведение персонажей; высказать свое отношение к ним; ответить на вопросы: «А как бы ты поступил?», «Что, по- твоему, значит «плохие», «хорошие» дети?». Эти вопросы подводят детей к самостоятельным выводам, помогают связать их с особенностями своих поступков, чувств и отношения к другим людям. Знакомим и совместно с детьми разбираем смысл пословиц и поговорок о семье: «В семье согласно, так идёт дело прекрасно», «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей», «Для внука дедушка — ум, для дедушки внук — дело» и др., что позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. Работа в данном направлении прослеживается в художественно- эстетическом творчестве: -рисовании «Моя семья», «Дом для моей семьи», «Портрет мамы и бабушки», «Украшаем посуду. Гжельские узоры», «Мой гардероб», «Комнатные растения». - изготовлении подарков для мам, открыток для членов семьи ко Дню пожилого человека, ко Дню отца, ко Дню Российской армии, «Валентинки» ко Дню Валентина. -оформление открыток ко дню 8 Марта, ко дню защитника отечества, - прослушивание детских песен «Песня мамонтенка», «Моя мама самая любимая на свете», «Бабушка рядом с дедушкой», т .д.

Говорить о том, что работа педагогов Рембуевского детского дома дает стопроцентный результат, мы не можем, но положительные результаты есть. К примеру, в Рембуевский детский дом поступил ребенок, состоявший на учете КДН и ПДН, были проблемы с учебой, с дисциплиной. В ходе работы с воспитанником, у него был выявлен интерес к спорту, стал посещать секции. Представлял детский дом на районных и областных соревнованиях. Окончив школу, в 2017 году воспитанник продолжил обучение в одном из Северодвинских училищ. Учеба дается ему трудно, но преподаватели идут ему на встречу, проводят с ним дополнительные занятия по тем предметам, которые даются ему трудно, т.к. ребёнок представляет училище на областных соревнованиях, защищает честь учебного заведения, завоевывает призовые места.

Так же несколько лет назад выпускником детского дома был мальчик, который при поступлении находился под уголовным преследованием. За ним числился коллективный разбой, угон автомобиля. Но опять же спорт дал ему толчок в новую жизнь, открыл для него новый мир и помог найти свое место в жизни. Сейчас фотография этого воспитанника находится на доске почета в Индустриально- педагогическом колледже, а он является мастером спорта по боксу города Архангельска.

Несколько лет в детском доме воспитывалась девочка. При поступлении у ребенка была неуравновешенная психика, окружающее воздействие она воспринимала болезненно. В ходе работы с девочкой, было выявлено желание участвовать в творческих номерах. На данный момент, она учится в колледже культуры и является примерной студенткой.

На сегодняшний день в Рембуевском детском доме находятся более 5 детей по временному договору. Родители не хотят преодолевать сложившиеся трудности в воспитании своих детей, исправлять свои ошибки и отдают своих детей в детский дом. Так, 2,5 месяца назад, по временному договору, к нам поступил новый воспитанник. Со стороны опекуна были жалобы на неправильный образ жизни- ребенок употреблял алкоголь, курил, не ночевал дома. За время проживания в детском доме, не смотря на характеристики опекуна, ребенок ни разу не нарушил режим, принимает участие в творческой жизни детского дома, стал посещать спортивные секции, привез золотую медаль с областных соревнований по минифутболу. Ребенок хочет быть в коллективе, ему нравится эта жизнь. Через собственное развитие он получит второй шанс, шанс на исправление.

Не смотря на то, что каждый из педагогов работает в своем направлении, все мы- единая команда. Вся наша работа полностью нацелена на создание социально адаптированного человека с чувством собственной значимости, уважающего закон и правопорядок, на создание полноправного гражданина государства. Всё это в совокупности позволит ему создать благополучную семью, научит преодолевать жизненные трудности, поможет стать достойным родителем, способным воспитать хороших, порядочных детей- детей, которые будут воспитываться в благоприятной атмосфере и никогда не попадут в детский дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная подготовка воспитанников МКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алиса» как важнейший фактор их успешной адаптации

В статье описывается практический опыт работы социальных педагогов МКУ "СРЦН "Алиса" по вопросу профессиональной подготовки, трудовой реабилитации и успешной адаптации воспитанников в обществе....

Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям.

Обучение труду, является одним из важнейших  аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на достижение ощущения социального к...

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

План участия ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья» в антитеррористической акции среди воспитанников учреждений, нуждающихся в социальной адаптации

План участия ГАУ НСО «ЦСПСД  «Семья»  в  антитеррористической акции среди воспитанников учреждений, нуждающихся в социальной адаптации...

«Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного коллектива»

laquo;Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного кол...

Психологическое сопровождение воспитанников в период их адаптации к условиям социально-реабилитационного центра

В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состоя...