Профессиональная подготовка воспитанников МКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алиса» как важнейший фактор их успешной адаптации
статья на тему

Елена Вячеславовна Коношенкова

В статье описывается практический опыт работы социальных педагогов МКУ "СРЦН "Алиса" по вопросу профессиональной подготовки, трудовой реабилитации и успешной адаптации воспитанников в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx12.39 КБ
Файл 2.docx12.34 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная подготовка воспитанников  МКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алиса» как важнейший фактор их успешной адаптации

Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Прокопьевска был создан с целью социальной реабилитации детей и подростков. За время существования Центра медико-психолого-педагогическую помощь  получили около 3000 воспитанников.

В СРЦН поступают дети от 3 до 18 лет: это сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, родители которых лишены родительских прав, находящиеся в заключении, добровольно отказавшиеся от ребёнка или уклоняющиеся от воспитания.

Дети поступают в Центр, как правило, из асоциальных семей с низким моральным и культурным уровнем жизни, кроме того,  наследственность таких детей в большинстве случаев отягощена алкоголизмом, наркоманией. В таких семьях, где родители были заняты собой, а дети предоставлены сами себе, нет  положительного примера воспитания. На протяжении 3 - 4-х поколений труд в таких асоциальных семьях не является жизненной ценностью.  В психологии существует понятие «повторение жизненного сценария», следовательно, есть большая вероятность того, что ребёнок повторит семейный сценарий, если примет жизненную позицию родителей, т. е. для ребёнка из асоциальной семьи труд не  является жизненной ценностью. Сложность  воспитания таких детей заключается в формировании у них потребности в трудовой деятельности. В родительских семьях  воспитанников СРЦН такая направленность не была сформирована. Источником существования асоциальных семей является не труд, а иждивенчество, воровство, попрошайничество. Родительский пример – самый действенный воспитательный метод, и чаще всего и у таких детей в будущем, во взрослой жизни, потребности удовлетворяются такими же асоциальными методами. Поэтому, важно показать воспитанникам, что зарабатывать деньги собственным трудом более  выгодно, чем получать их незаконными способами. Ведь кроме финансового аспекта включаются такие важные факторы как сохранение здоровья и жизни, признание общества.  



Предварительный просмотр:

Развитие ребёнка, как известно, происходит при взаимодействии трёх факторов: биологического (наследственность и здоровье), социальной среды, собственной позиции. Формирование личности воспитанника СРЦН происходит в специфических условиях утраты семейного окружения, что ведет  к нарушению адаптации на физиологическом уровне, так и в социальной сфере.

Наш опыт работы показывает, что меняя социальную среду, создавая социально - полезную жизненную перспективу для ребенка, и собственная позиция ребёнка  меняется в положительную сторону. Процесс социализации - усвоение жизненного опыта и освоение социальных ролей,  протекает у детей с задержками, нарушениями и искажениями и характеризуется несформированностью «Я - образ» и «Я - концепция».

Поэтому, прежде всего проблема формирования адаптированной личности в условиях СРЦН связана с проблемой формирования и развития сознания. Именно здоровье, развитое сознание позволяет адекватно воспринимать свой внутренний мир и мир окружающий. Сознание расширяет собственные границы и открывает новые  горизонты и смыслы жизни. В СРЦН разработана и реализуется комплексно - целевая программа «Школа жизни», направленная на формирование целостной, адаптированной личности способной к целеполаганию, решению проблем, построению жизненных планов.

Поиск профессии – одна из важнейших проблем юности, которая тесно связана  с проблемами самосознания, личностного роста, проблемой несформированности жизненных планов и потребностей, неадекватного уровня притязаний.

В основе профориентационной работы Центра лежит концепция индивидуальности  (А.Анастази, Л.Тайлер), которая заключается в глубоком изучении личности человека, ее ориентации, мотивов, особенностей структуры. В рамках реализации индивидуальных программ социальной реабилитации  специалисты Центра  способствуют развитию самопознания и самосознания воспитанников, что позволяет последним осуществить адекватный выбор будущей профессии.



Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация – руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Что делать подростку, поступающему в СРЦН в возрасте 13 - 15, имеющему 6, а то и меньше классов образования, с уже сформировавшимися взглядами на жизнь? Ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его собственной воли и желания. Если сознание подростка формировалось в асоциальной среде в течение 14 - 15 лет, можно ли ожидать молниеносных результатов в его исправлении, когда социальное развитие не соответствует физиологическому возрасту? Работа в данном направление требует взаимодействия всех педагогов  Центра: применяя индивидуальный и дифференцированный подход (исходя из возможностей и способностей ребенка, с учетом его личностных особенностей) специалисты помогают определиться воспитанникам с жизненными целями, учат планировать и достигать цель социально приемлемыми способами.

Основы знаний закладываются на занятиях педагогов – психологов и социальных педагогов. Программа педагогов – психологов  «Формирование целеполагания»  предназначена для подростков, испытывающих трудности самоопределения и социальной адаптации и направлена  на формирование навыков социального приемлемого поведения и позиции активного проектирования собственной жизни. Программа выполняет задачу по формированию потребности в труде как важно составляющей части социализации дезадаптированных, трудных подростков.

Социальными педагогами МКУ «СРЦН» разработаны программы «Профориентация, профобразование и профилактика иждивенчества у подростков «группы риска» и  «Старт». Ожидаемый результат  - преодоление иждивенческих наклонностей через формирование профессиональной деятельности воспитанников.

Одновременным  этапом работы  по социальной адаптации является организация  трудовой деятельности в условиях СРЦН. Положительное отношение к труду начинает формироваться по направлениям: хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, самообслуживание.

                Таким образом, профессиональная подготовка и трудовая реабилитация, как важнейший фактор их успешной адаптации в обществе, направлена на активизацию внутренних ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

Профессиональная подготовка воспитанников как важнейший фактор их успешной адаптации.

Важность темы профориентации связана с тем, что данная работа - это основа повышения адаптивности и конкурентоспособности подрастающего поколения. Вместе с тем, на сегодняшний день выпускники социальн...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Отчёт воспитателя Фёдоровой Л.А об экскурсии в областной центр "Милосердие и порядок"воспитанников Кольчугинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В летние  каникулы воспитанники Кольчугинского социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних посетили с экскурсией  кинотеатр областного центра «Милосердие и порядок»....

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Мониторинг общей физической подготовки воспитанников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

В данной статье приведен анализ динамики изменения уровня общей физической подготовки детей целевой группы в результате проделанной физкультурно-оздоровительной, просветительской  и профилак...