Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям.
материал на тему

Обучение труду, является одним из важнейших  аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская коррекционная  школа–интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

                     

                      Доклад на тему:

Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня  самостоятельности для адаптации к  новым   социальным условиям.

                                 

                                                                       Учитель: Хусаинов Р.Г.

  Обучение труду, является одним из важнейших  аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит в формировании обобщённых умений, самостоятельности при выполнении работы, планировании, способности выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при изменении условий.

Л.С. Выгодский указывал на важность выяснения той связи, которая существует между интеллектуальным развитием ребёнка и развитием  его трудовой деятельности. Ещё более сложен вопрос о связи между интеллектуальным развитием и развитием трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно когда речь идёт о формировании трудовых практических умений и навыков. У подавляющего большинства обучающихся коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования практических навыков протекает медленно.

В процессе  профессионально-трудового обучения в 10-11 классе обучающиеся, обучаясь по специальной программе, получают определённые навыки. Во время обучения в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы.

Программы профессионально - трудового обучения (обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений) построены по операционно-предметной системе, т.е. обучение детей различным практическим операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе практических занятий по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений.

Одним из решающих условий включения выпускников школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

Формирую, практические навыки и умения на уроках трудового обучения, такие как  ремонт системы водоснабжения и канализации, подготовка к покраске и покраска стен, штукатурка стен, сверление бетона , кирпича, дерева и другие. Опираюсь с одной стороны на важнейшие требования производства, которые, в конечном счете, определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь  словесной инструкцией, образцом, рисунком, уметь организовать свою работу. С другой стороны, учитывал  психофизические особенности ученика: слабость активных процессов памяти, нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, хронические заболевания, физическая слабость. Учу обучающихся говорить полные и правильные ответы на поставленные мной вопросы, давать словесный отчёт о проделанной работе после  выполнения задания и рассказать о способе выполнения предстоящей работы. Прививаю детям навыки составления плана предстоящего задания (устно). Учу умению выполнять задание по образцу, чертежу, соблюдать правила ТБ при работе ручным и электрифицированным инструментом. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работе и в практическом показе учителем последовательности её выполнения. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у обучающихся образа конечного и промежуточных  результатов работы, а также за счёт формирования контрольно- измерительных  умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым, практическим умениям и навыкам позволяет учителю перейти от развёрнутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения провожу индивидуально с каждым отстающим учеником.

Основные пути повышения качества работы обучающихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на выполнение работы.
  2. Обучение нормативно одобренным  приёмам труда и применение в работе эффективной технологии.
  3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда обучающихся.    

В начале профессионального обучения первостепенное внимание придаётся правильности выполнения обучающимися трудовых приёмов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения практическими двигательными навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют работу самостоятельно.

Необходимым условием успешного формирования практических  двигательных навыков (пиление, долбление, сверление)  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по труду является повышение их познавательной активности. Перед детьми ставлю доступные для них проблемные задачи, связанные с поисками ответов на возникшие вопросы. Обучающемуся помогаю лучше осознать структуру навыка, подвожу его к соответствующим  обобщениям и направляю его усилия в нужном направлении.

Развитие практической деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья  сопровождается коррекционно-воспитатальной работой. Так при прохождении темы «Строгание» проверяю каждую обработанную учеником сторону бруска, указываю на имеющие неточности, объясняю, какими причинами эти неточности вызваны и какими приёмами их следует устранить.  Большое значение придаю контролю и наблюдению за действиями каждого из учащихся. Так, при обучению разметки, процесс, который очень труден для учащихся  слежу за действиями и в   нужный момент оказываю им соответствующую помощь. Те, ученики которым разметка даётся трудно, размечают материал под моим наблюдением. Это продолжается недолго, так как таких учеников в классе меньше, поэтому есть возможность с ними каждый раз подробно повторить  все правила разметки.

Для обучающихся характерно неумение рационально организовать свою работу.

В процессе обучения практическим навыкам учеников учитываю индивидуальные особенности каждого из них.

Для того чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья  могли эффективно применять в процессе трудовой деятельности сформированные навыки, развиваю у них умение работать самостоятельно. Самостоятельная работа предполагает умение заранее наметить последовательность действия, учитывать все необходимые требования, предъявляемые к продукту труда, согласовать отдельные частные действия между собой, подчинить их общей цели. Всё это связано со сложной мыслительной  деятельностью, а обучающийся с ограниченными возможностями здоровья не всегда в состоянии без направляющего воздействия  учителя  справиться с такого рода заданиями.

Успешное формирование навыка предполагает ясное осознание цели каждого из упражнений. Поэтому прежде, чем приступить непосредственно к обучению воспитанников, каким либо навыкам, сообщаю соответствующие знания о качестве материала и инструментов, с которыми они будут работать. Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в специальных указаниях, как правильно обращаться с  рабочим инструментом.  Такие,  простые, навыки как работа молотком, оказываются для некоторых учеников довольно сложными и вызывают у них затруднения. Прилагаю много усилий, чтобы научить правильно, держать молоток  и в соответствии с выполненным действием производить удар нужной силы. В доступной форме объясняю воспитаннику, что сила удара молотка зависит от длины его ручки и величины замаха. Объясняю, как нужно производить те или иные движения: в какой последовательности, какова должна быть их направленность, сила нажима и т. д. Например: строгать вдоль волокон древесины. Обязательны изучения и повторения правил Т.Б. при работе столярным и электрифицированным инструментом.

Сообщённые знания и сведения сопровождаю наглядностью, которой оснащена мастерская. Показ и объяснения сочетаю с практическими действиями самих учащихся. Это позволяет выяснить, что больше всего затрудняет учащихся, как у них развита моторика, в каком коррекционном воздействии они нуждаются. Указываю, что при выполнении первых упражнений действовали медленно, не торопясь. Это нужно для того, чтобы они хорошо ознакомились с характером выполненного действия, осознали его особенности. В  дальнейшем, по мере овладения навыком, от воспитанников уже требую не только правильного, но и быстрого выполнения действия.

Важную роль при формировании двигательных трудовых навыков имеет показ того, как нужно ту или иную работу выполнять. Воспринимая наглядно показываемую операцию или движение, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает нужную информацию о том, как она осуществляется. Такой воспитанник лучше посмотрит, чем послушает, как надо на практике выполнять какую либо операцию, то или иное движение, как правильно работать инструментом. При обучении двигательным навыкам знакомлю учащихся с гигиеническими условиями работы. Например: мусор нало убирать не руками, а сметать веником.

Всё это способствует не только лучшему усвоению навыка, но и сохранению здоровья обучающегося, что очень важно при обучении воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.  

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социальных компетенций на уроках профессионального трудового обучения».

Социальная компетенция – это  способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодейс...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения по теме: "Требования растений хризантем к условиям выращивания." (9 класс)

Данная презентация поможет учителю ПТО в раскрытии учащимся 9 класса материала по технологии выращивания хризантемы мелкоцветной....

Профессионально-трудовое обучение как важный и социально значимый предмет для учащихся с ОВЗ

Актуальной проблемой нашего времени является проблема адаптации обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности. Большинству выпускников только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку...

Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке для обучающихся группы профессионально - трудового обучения

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе адаптированной  образовательной программы профессионально-трудового обучения обучающихся с ...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...