ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ( научная статья)
статья
В современной образовательной системе необходимо создание условий для дальнейшего развития и поддержки русского языка, повышения его популярности, престижа, а также образования на русском языке. Внеклассная работа по русскому языку и литературе способствует формированию у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний; умений самостоятельной творческой работы с содержанием национальной современной культуры и социальной жизни как основы идентичности личности. Автор Петровская Е. А. , учительМБОУ лицея №9 г. Сальска
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Е. А. Петровская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №9
г. Сальска
elena_petrovskaya_55@mail.ru
Аннотация:
В современной образовательной системе необходимо создание условий для дальнейшего развития и поддержки русского языка, повышения его популярности, престижа, а также образования на русском языке. Внеклассная работа по русскому языку и литературе способствует формированию у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний; умений самостоятельной творческой работы с содержанием национальной современной культуры и социальной жизни как основы идентичности личности.
Summary
Russian Russian education system requires the creation of conditions for the further development and support of the Russian language, increasing its popularity, prestige, and education in Russian. Extracurricular work in the Russian language and literature contributes to the formation of students ' General cultural and social competencies, systemic historical and cultural knowledge; skills of independent creative work with the content of modern culture and social life as the basis of national identity.
Ключевые слова:
Информационно-образовательные,поисково-исследовательские,творческие, экскурсионные виды деятельности.
Keyword:
Information and educational, search and research, excursion, creative activities
В 90-е годы XX века некоторые позиции русского языка как средства общения в мире были утрачены в значительной степени, однако ощутимые изменения в отношении к русскому языку происходили и внутри страны. Снизился уровень владения русским языком как государственным, произошло сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде российских регионов, особенно в республиках Северного Кавказа и Татарстане. Поэтому реализация федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. направлено на комплексное решение описанных выше проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения его популярности, престижа, а также образования на русском языке. «Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога». Проблема изучения русского языка и русской литературы даже в ракурсе формирования национальной идентичности русских, как государственно-образующей нации и носителе русской культуры, многогранна и сложна. По оценкам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, уже к 2025 г. на русском языке разговаривать будет столько же людей, сколько в начале ХХ в., т. е. в два раза меньше, чем перед распадом СССР, значит, существует развивающаяся тенденция «выдавливания» русского языка из перечня самых распространённых мировых языков. Решать эту проблему можно не только в рамках образовательного процесса на уроках русского языка и литературы, но и при реализации различных форм внеурочной деятельности, цель которой не только формирование национальной идентичности, но и развитие глубокого, всестороннего интереса к своим предметам.
В целях закрепления позиций русского языка и воспитания гражданской идентичности в рамках нашего образовательного учреждения я использую различные виды деятельности на внеклассных занятиях. Например, информационно-образовательные, цель которых - использование разнообразных источников информации для повышения культурного и образовательного уровня воспитанников. Традиционно проводимые недели словесности способствуют решению этой задачи. Планируя работу, в рамках недели словесности наши учителя русского языка и литературы проводят с детьми занимательные уроки, КВНы, викторины, конкурсы инсценирования, конкурсы мастеров художественного слова, выпуск газет, читательские конференции, заседания литературного клуба, встречи с писателями и поэтами, предметные линейки, посвящённые русистике. В этом многообразии видов и форм предметная неделя как система стимулирует интерес обучающихся к русскому языку и литературе и определяет успех деятельности.
Результатом информационно - образовательного вида деятельности являются школьные этапы всероссийской олимпиады, затем муниципальные и областные. Итогом моей работы в этом направлении являются следующие достижения учащихся:
- всероссийская олимпиада школьников: 2016-2017 уч. год: Кукарека Д., Акопян Т,– призеры муниципального этапа по литературе; Щеблыкина Д. – призер муниципального и регионального этапа по литературе; 2017 – 2018 уч. год: Хижнякова С. – победитель, Щеблыкина Д., Кукорека Д., Власенко Я. – призеры муниципального этапа по литературе; Щеблыкина Д. - призёр муниципального этапа по русскому языку; 2018 – 2019 уч. год: Ломака М., Гуторенко В. – призеры муниципального этапа по русскому языку; Власенко Я. – по литературе. Гуторенко В.– призер областной многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» (2017-2018 уч. год.)
Формирование национальной идентичности успешно реализуется в поисково-исследовательской деятельности учащихся, цель которой совершенствование навыков работы с информацией (сбор, обобщение, группировка, анализ, выводы) для формирования умения принимать социально-значимые продуктивные решения. Исследование как вид деятельности должно приводить к устойчивому осознанному и желаемому результату. Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляли себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Организационным органом управления исследовательской и творческой работой в нашем лицее стали научные кафедры, составляющие площадку Донской Академии наук юных исследователей (ДАНЮИ), которая работает в лицее на протяжении двадцати лет. За эти годы десятки учеников совершенствовали свои знания по различным направлениям гуманитарных наук, расширяли научный кругозор, приобретали умения и навыки творческой и научно-исследовательской деятельности. Естественно, научно-исследовательская работа не может носить массовый характер и должна проводиться с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Эта работа изначально должна быть ориентирована на подготовку учеников к продолжению исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, формированию социально-активной жизненной позиции. Я стараюсь вовлечь как можно больше учеников в исследовательскую деятельноть. Результаты работы моих учеников на конференции ДАНЮИ им. Ю.А. Жданова радуют. 2016-2017 уч. год: муниципальный этап - Дунец Д. – диплом победителя, Кукорека Д., Шарапов Д. – диплом 1 степени; Задинов Ю. – 2 степени, Кульба Л. – 3 степени; Кукорека Д. – диплом 2 степени региональной конференции. 2017 – 2018 уч. год: Власенко Я. – диплом 1 степени, Кульба Л. – 3 степени, муниципальной конференции ДАНЮИ; Далакишвили Л., Власенко Я. – дипломы 2 степени региональной конференции. 2018 – 2019 уч. год: Ходосок А., Щеблыкина К. – диплом победителя, Власенко Я. – диплом 3 степени, муниципальной конференции ДАНЮИ. Ходосок А. – диплом 1 степени областного конкурса «Малая академия юных исследователей».
Одним из самых интересных, плодотворных и успешных видов внеклассной работы является сочинение. Известный советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощные благодатные изменения в его личности благодаря овладению письменной речевой деятельностью. Владение учащимися письменной речью, умение создавать свой оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей. Думаю, что в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон.
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсах на различных уровнях. Так, в муниципальном этапе регионального конкурса "Овеянные славою флаг наш и герб" в 2018-2019 учебном году Ходосок А. стала победителем, Мазниченко П., Рубцова К., Мирошниченко А., Щеблыкина К, Рязанова Е., Эдольф А., Губский М., Страхова Д. – призерами. В областном этапе конкурса Ходосок А., Рубцова К. – получили дипломы 2 и 3 степени. Ходосок А. была приглашена для участия во всероссийском конкурсе на знание государственных и региональных символов и атрибутов РФ в Москву, где стала дважды лауреатом (2 место).
В муниципальном этапе всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество" Власенко Я. заняла 2 место. В региональном этапе конкурса она стала победителем. Была приглашена для участия во всероссийском этапе конкурса в Москву, где стала дважды лауреатом.
На региональный этапе всероссийского конкурса сочинений «Лучший урок письма» в 2017-2018 уч. году Кукорека Д. стала победителем, Щеблыкина Д., Шарапов Д. – призеры, в 2018-2019 уч. году Власенко Я. награждена дипломом 2 степени.
Фонд президентских грантов совместно с Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» проводил проект «Язык - духовный код нации (духовные перспективы России на рубеже веков)». Участвуя в этом проекте 2 моих ученицы (Ходосок А. и Власенко Я.) получили дипломы 1 степени, Кукорека Д. – диплом 3 степени.
Ещё одним видом внеклассной деятельности в моей практике является экскурсионный, который формирует активную позицию в пропаганде социально значимой информации, коммуникативные умения. Экскурсии –особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Это живая, непосредственная форма общения, развивающая эмоциональную отзывчивость, закладывающая основы нравственного облика. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию. Вместе с учениками я провожу большую работу по краеведению, являюсь руководителем школьного музея Боевой Славы. Участвуя в муниципальных конкурсах, добиваемся успехов на различных конкурсах и смотрах. Ученица Власенко Я. стала дипломантом конкурса «Экскурсии по родному краю» в г. Москва (2019г.)
По словам президент Российской Федерации В.В. Путина, «сбережение русского языка – это вопрос национальной безопасности страны». И мы, учителя русского языка и литературы, должны понимать, что формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества. От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратит ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Благодаря нашей работе по формированию гражданской идентичности учащиеся могут стать добрее по отношению друг к другу и к окружающим их людям, понимать значение слов «долг, честь, ответственность, порядочность, служение Отечеству». А учитель сможет считать свою задачу отчасти выполненной, так как факторы формирования гражданской идентичности есть: это и общее историческое прошлое, и общая культура, и общий язык, который является достоянием нашей нации. Надо помнить слова президента В Путина о том, что «гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа».
Что мне сказать о родном языке?
Звучен и чист, как вода в роднике.
Тверд он и крепок , как сталь и гранит.
Сладок и нежен, и тихо звенит.
Тяжек, как бремя, как роза колюч;
Стрелами молний летит среди туч.
Легок, как дым, и как радуга ярок.
Русский язык - лучший жизни подарок.
Е. Петровская
Список использованных источников:
1.Баранов М. Б. Пути развития у школьников интереса к урокам русского языка/М Баранов-М: Просвещение, 2005-214
2. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания русского языка\ под ред. З.Я. Рез Л.: ЛГПИ, 2001.
3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М., 2001.– 290 с.
4. Интернет ресурсы. http://nsportal.ru /nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/30/razvitie-rechi-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
5. Интернет ресурсы. https://www.stihi.ru/2019/06/23/7177
.
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Е. А. Петровская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №9
г. Сальска
elena_petrovskaya_55@mail.ru
Аннотация:
В современной образовательной системе необходимо создание условий для дальнейшего развития и поддержки русского языка, повышения его популярности, престижа, а также образования на русском языке. Внеклассная работа по русскому языку и литературе способствует формированию у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний; умений самостоятельной творческой работы с содержанием национальной современной культуры и социальной жизни как основы идентичности личности.
Summary
Russian Russian education system requires the creation of conditions for the further development and support of the Russian language, increasing its popularity, prestige, and education in Russian. Extracurricular work in the Russian language and literature contributes to the formation of students ' General cultural and social competencies, systemic historical and cultural knowledge; skills of independent creative work with the content of modern culture and social life as the basis of national identity.
Ключевые слова:
Информационно-образовательные,поисково-исследовательские,творческие, экскурсионные виды деятельности.
Keyword:
Information and educational, search and research, excursion, creative activities
В 90-е годы XX века некоторые позиции русского языка как средства общения в мире были утрачены в значительной степени, однако ощутимые изменения в отношении к русскому языку происходили и внутри страны. Снизился уровень владения русским языком как государственным, произошло сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде российских регионов, особенно в республиках Северного Кавказа и Татарстане. Поэтому реализация федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. направлено на комплексное решение описанных выше проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения его популярности, престижа, а также образования на русском языке. «Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога». Проблема изучения русского языка и русской литературы даже в ракурсе формирования национальной идентичности русских, как государственно-образующей нации и носителе русской культуры, многогранна и сложна. По оценкам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, уже к 2025 г. на русском языке разговаривать будет столько же людей, сколько в начале ХХ в., т. е. в два раза меньше, чем перед распадом СССР, значит, существует развивающаяся тенденция «выдавливания» русского языка из перечня самых распространённых мировых языков. Решать эту проблему можно не только в рамках образовательного процесса на уроках русского языка и литературы, но и при реализации различных форм внеурочной деятельности, цель которой не только формирование национальной идентичности, но и развитие глубокого, всестороннего интереса к своим предметам.
В целях закрепления позиций русского языка и воспитания гражданской идентичности в рамках нашего образовательного учреждения я использую различные виды деятельности на внеклассных занятиях. Например, информационно-образовательные, цель которых - использование разнообразных источников информации для повышения культурного и образовательного уровня воспитанников. Традиционно проводимые недели словесности способствуют решению этой задачи. Планируя работу, в рамках недели словесности наши учителя русского языка и литературы проводят с детьми занимательные уроки, КВНы, викторины, конкурсы инсценирования, конкурсы мастеров художественного слова, выпуск газет, читательские конференции, заседания литературного клуба, встречи с писателями и поэтами, предметные линейки, посвящённые русистике. В этом многообразии видов и форм предметная неделя как система стимулирует интерес обучающихся к русскому языку и литературе и определяет успех деятельности.
Результатом информационно - образовательного вида деятельности являются школьные этапы всероссийской олимпиады, затем муниципальные и областные. Итогом моей работы в этом направлении являются следующие достижения учащихся:
- всероссийская олимпиада школьников: 2016-2017 уч. год: Кукарека Д., Акопян Т,– призеры муниципального этапа по литературе; Щеблыкина Д. – призер муниципального и регионального этапа по литературе; 2017 – 2018 уч. год: Хижнякова С. – победитель, Щеблыкина Д., Кукорека Д., Власенко Я. – призеры муниципального этапа по литературе; Щеблыкина Д. - призёр муниципального этапа по русскому языку; 2018 – 2019 уч. год: Ломака М., Гуторенко В. – призеры муниципального этапа по русскому языку; Власенко Я. – по литературе. Гуторенко В.– призер областной многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» (2017-2018 уч. год.)
Формирование национальной идентичности успешно реализуется в поисково-исследовательской деятельности учащихся, цель которой совершенствование навыков работы с информацией (сбор, обобщение, группировка, анализ, выводы) для формирования умения принимать социально-значимые продуктивные решения. Исследование как вид деятельности должно приводить к устойчивому осознанному и желаемому результату. Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляли себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Организационным органом управления исследовательской и творческой работой в нашем лицее стали научные кафедры, составляющие площадку Донской Академии наук юных исследователей (ДАНЮИ), которая работает в лицее на протяжении двадцати лет. За эти годы десятки учеников совершенствовали свои знания по различным направлениям гуманитарных наук, расширяли научный кругозор, приобретали умения и навыки творческой и научно-исследовательской деятельности. Естественно, научно-исследовательская работа не может носить массовый характер и должна проводиться с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Эта работа изначально должна быть ориентирована на подготовку учеников к продолжению исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, формированию социально-активной жизненной позиции. Я стараюсь вовлечь как можно больше учеников в исследовательскую деятельноть. Результаты работы моих учеников на конференции ДАНЮИ им. Ю.А. Жданова радуют. 2016-2017 уч. год: муниципальный этап - Дунец Д. – диплом победителя, Кукорека Д., Шарапов Д. – диплом 1 степени; Задинов Ю. – 2 степени, Кульба Л. – 3 степени; Кукорека Д. – диплом 2 степени региональной конференции. 2017 – 2018 уч. год: Власенко Я. – диплом 1 степени, Кульба Л. – 3 степени, муниципальной конференции ДАНЮИ; Далакишвили Л., Власенко Я. – дипломы 2 степени региональной конференции. 2018 – 2019 уч. год: Ходосок А., Щеблыкина К. – диплом победителя, Власенко Я. – диплом 3 степени, муниципальной конференции ДАНЮИ. Ходосок А. – диплом 1 степени областного конкурса «Малая академия юных исследователей».
Одним из самых интересных, плодотворных и успешных видов внеклассной работы является сочинение. Известный советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощные благодатные изменения в его личности благодаря овладению письменной речевой деятельностью. Владение учащимися письменной речью, умение создавать свой оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей. Думаю, что в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон.
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсах на различных уровнях. Так, в муниципальном этапе регионального конкурса "Овеянные славою флаг наш и герб" в 2018-2019 учебном году Ходосок А. стала победителем, Мазниченко П., Рубцова К., Мирошниченко А., Щеблыкина К, Рязанова Е., Эдольф А., Губский М., Страхова Д. – призерами. В областном этапе конкурса Ходосок А., Рубцова К. – получили дипломы 2 и 3 степени. Ходосок А. была приглашена для участия во всероссийском конкурсе на знание государственных и региональных символов и атрибутов РФ в Москву, где стала дважды лауреатом (2 место).
В муниципальном этапе всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество" Власенко Я. заняла 2 место. В региональном этапе конкурса она стала победителем. Была приглашена для участия во всероссийском этапе конкурса в Москву, где стала дважды лауреатом.
На региональный этапе всероссийского конкурса сочинений «Лучший урок письма» в 2017-2018 уч. году Кукорека Д. стала победителем, Щеблыкина Д., Шарапов Д. – призеры, в 2018-2019 уч. году Власенко Я. награждена дипломом 2 степени.
Фонд президентских грантов совместно с Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» проводил проект «Язык - духовный код нации (духовные перспективы России на рубеже веков)». Участвуя в этом проекте 2 моих ученицы (Ходосок А. и Власенко Я.) получили дипломы 1 степени, Кукорека Д. – диплом 3 степени.
Ещё одним видом внеклассной деятельности в моей практике является экскурсионный, который формирует активную позицию в пропаганде социально значимой информации, коммуникативные умения. Экскурсии –особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Это живая, непосредственная форма общения, развивающая эмоциональную отзывчивость, закладывающая основы нравственного облика. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию. Вместе с учениками я провожу большую работу по краеведению, являюсь руководителем школьного музея Боевой Славы. Участвуя в муниципальных конкурсах, добиваемся успехов на различных конкурсах и смотрах. Ученица Власенко Я. стала дипломантом конкурса «Экскурсии по родному краю» в г. Москва (2019г.)
По словам президент Российской Федерации В.В. Путина, «сбережение русского языка – это вопрос национальной безопасности страны». И мы, учителя русского языка и литературы, должны понимать, что формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества. От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратит ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Благодаря нашей работе по формированию гражданской идентичности учащиеся могут стать добрее по отношению друг к другу и к окружающим их людям, понимать значение слов «долг, честь, ответственность, порядочность, служение Отечеству». А учитель сможет считать свою задачу отчасти выполненной, так как факторы формирования гражданской идентичности есть: это и общее историческое прошлое, и общая культура, и общий язык, который является достоянием нашей нации. Надо помнить слова президента В Путина о том, что «гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа».
Что мне сказать о родном языке?
Звучен и чист, как вода в роднике.
Тверд он и крепок , как сталь и гранит.
Сладок и нежен, и тихо звенит.
Тяжек, как бремя, как роза колюч;
Стрелами молний летит среди туч.
Легок, как дым, и как радуга ярок.
Русский язык - лучший жизни подарок.
Е. Петровская
Список использованных источников:
1.Баранов М. Б. Пути развития у школьников интереса к урокам русского языка/М Баранов-М: Просвещение, 2005-214
2. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания русского языка\ под ред. З.Я. Рез Л.: ЛГПИ, 2001.
3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М., 2001.– 290 с.
4. Интернет ресурсы. http://nsportal.ru /nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/30/razvitie-rechi-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
5. Интернет ресурсы. https://www.stihi.ru/2019/06/23/7177
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование национальной идентичности у нахимовцев на примерах истории великих побед России.
Формирование национальной идентичности у нахимовцев на примерах истории великих побед России....
Статья «К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »
«К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »(из опыта работы Хворостянского Дома детского творчества) В результате внедрения федеральног...
Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков
laquo;Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка....
Казачий компонент во внеклассной работе – условие формирования осознанной национальной идентичности
Выступление к фестивалю-конференции "150 культур Дона"...
Роль исторической памяти в формировании национальной идентичности
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема модернизации школьного образования в русле современного содержания исторического знания. В своей работе автор опирается на труды П. Нора, М. Хальбва...
«Этнография Смоленского края в формировании национальной идентичности обучающихся»
Выступление на IV Межрегиональная с международным участием научно-практической конференции «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма» декабрь 2019 г. по теме «...
Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях.
Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях в 6 классе (на примере повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс")"...