Казачий компонент во внеклассной работе – условие формирования осознанной национальной идентичности
статья по истории
Выступление к фестивалю-конференции "150 культур Дона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_festivale_konferentsii.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
« Казачий компонент во внеклассной работе – условие формирования осознанной национальной идентичности » 1слайд
«… без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет нации, народа … »
Академик РАО Г.Н.Волков 2 слайд
3 слайд
Возрождение казачества, его традиций и самобытной культуры в настоящее время является в нашей стране одной из наиболее важных общественно-государственных задач. Именно казачество, благодаря его значительному опыту военно-патриотического и духовно-нравственного служения, ценным моральным и психологическим качествам, способно выступить монолитной силой в деле защиты веры, Отечества и традиционных ценностей народов России. Решение данной задачи требует от юного поколения казаков хорошего знания истории своего народа, литературы, различных видов искусств, семейного уклада, особенностей воспитания. народных промыслов и хозяйственной культуры казачества.
4 слайд
Cегодняшние наши ученики – это завтрашние граждане Российской Федерации, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения. Мне очень нравятся слова А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие – для нас это духовная культура школы. Тот дух, который царит в школе, дух которым живут педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
5 слайд
Для эффективного освоения мультикультурного образования на Дону ,освоения основ и культуры казачества применяю в своей работе по данной тематике такие продуктивные образовательные технологии и методы организации деятельности, как: наглядные , словесные, игровые , практические . метод малых групп, дискуссии, метод культурно- исторических
6 слайд
проектов и бесед беседа, самостоятельная работа. При проведении занятий использую интерактивные формы занятий в сочетании с внеклассной и внешкольной работой.
7 слайд
Говоря о формировании национальных ценностей школьников, хочется выделить работу по развитию речи не только на уроках , но и во внеклассной работе.
Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык и языки народов проживающих на донской земле . Поэтому произведения подбираю и отбираю по нравственным критериям.
Использую примеры из исторических песен или легенд, пословиц и загадок , что расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес, развивает речь .
Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями .
8-9-10слайды
Провожу нетрадиционные уроки : урок-сказка, урок- путешествие и т.д. Внеклассные мероприятия: викторина, беседы, устный журнал, конкурсы чтецов с использованием презентаций, что воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию, заставляет задуматься о своей Малой Родине.
11 слайд
В процессе реализации казачьего компонента в школе и «информационного насыщения» по вопросу формирования осознанной национальной идентичности важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства . Здесь обращаю внимание на совместную деятельность учителя , родителей и детей. Творческая работа по заданной теме не только способствует сближению родителя и ребенка, но и дает сильный положительный импульс для формирования и развития личности ребенка в духе мультикультурного воспитания.
В качестве примера можно привести совместное изготовление поделок для городских конкурсов, участие родителей
12 – 13 слайд
в подготовке и проведении городских мероприятий.( фольклорный праздник «Возрождение казачества – это не ребячество» 2014г. с участием казаков и атамана станицы Казачьей (Казаки станицы казачьей оказали помощь в приобретении 10 комплектов формы казака для мальчиков ) ; «Как донские казачата в курене гуляли»2017 г. в рамках городского семинара «Сохранение и развитие духовно – нравственных традиций казачества в системе образования г.Новочеркасска »
Для продвижения своего опыта в сети Интернет активно публикую на сайтах методические разработки и презентации к ним .
14 слайд
Материалы можно посмотреть в Приложении к данной презентации , а также размещены на моем сайте в сети Интернет по адресу : https://nsportal.ru/emelyanova-svetlana-petrovna
В заключении хочу подчеркнуть :
для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Усвоение народной культуры - это даже не сотрудничество учителя и ученика. Это жизнь вместе. Это переживание вместе. Это делание вместе добрых дел для окружающих. Проживание народных традиций понимается как испытываемое учеником эмоционально-окрашенное состояние после доброго дела. Недаром Л.Н.Толстой говорил, что если хочешь узнать добро, начинай его делать, что должно стать ведущим направлением в этнокультурном воспитании.
Обобщая вышеизложенное, отмечу, что направленность образовательного процесса в школе на формирование у обучающихся самосознания национальной идентичности , системы позитивных национальных ценностей будет способствовать комплексному развитию личности – его духовно-нравственных, социальных, общекультурных и общеинтеллектуальных качеств, отвечающих требованиям современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельнос...
Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)
Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....
«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»
Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства,...
Презентация к статье :МЕСТО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖЫ
Презентация выступления на 12–ой Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, пер...
«Внеклассная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся»
Доклад на методическом объединении...
Возможности внеклассной работы для формирования успешной личности- статья
Возможности внеклассной работы для формирования успешной личностиГрамотная организация внеклассной работы всегда была актуальной для любого учителя в любом воспитательной учреждении, так как она объед...