Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Свойства тканей.
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей." Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания закрепляются в ходе деловой игры "Ателье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2a.litsev_i_iznan_storona._svoystva.docx | 47.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Определение лицевой и изнаночной стороны материала.
Свойства тканей.
Выполнили: учитель «Технологии»
МБОУ «СОШ № 22»
г. Владивостока
Моспан И.В.
Владивосток 2015г.
План урока.
Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.
Пр.работа: Исследование свойств тканей. Делова игра «Ателье»
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- развивать пространственное представление, исполнительские умения;
- прививать навыки аккуратности;
- коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь, образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.
Ход урока
- Организационный момент.
А) Проверка присутствующих;
Б) Проверка готовности к уроку
- Повторение пройденного материала.
- Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
- Что называется шерстью?
- Что называется руном?
- Что называется шелком-сырцом?
- Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
- Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани ?
- Изучение нового материала.
Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.
-Возникли у вас затруднения?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока «Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.»
(вопрос классу)
- Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?
(учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)
Сообщение нового материала (+ П/Р)
Лицевая и изнаночная сторона.
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке.
Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком.
Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.
А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…
Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани ( §3, стр.15-16)
- По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
- По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
- По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
- По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.
- Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
- По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
- По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
- Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например, в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.
Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.
В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.
Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?
От характера лицевой стороны ткани зависят:
-назначение;
-внешний вид изделия;
-обработка при изготовлении изделия
Свойства тканей.
Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.
Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями? Какие вопросы возникли?
Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.
К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.
Таблица2.
Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей
№ | Название свойства тканей | Характеристика свойств тканей | |
Из шелка | Из шерсти | ||
Механические свойства | |||
1 | Прочность | ||
2 | Сминаемость | ||
3 | Драпируемость | ||
4 | Износостойкость | ||
Физические свойства | |||
1 | Теплазащитные | ||
2 | Гигроскопичность | ||
3 | Пылеемкость | ||
Технологические свойства | |||
1 | Скольжение | ||
2 | Осыпаемость | ||
3 | Усадка |
Таблица заполняется используя материал ( §3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19)
- Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.
Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.
Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.
Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.
Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.
- Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.
Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.
Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.
Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.
- Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.
Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.
А теперь получив новые знания продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Учитель
Я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению свойств шёлка и шерсти
Учитель знакомит учащихся с оборудованием, с которым они будут работать на уроке
Учитель
На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:
- лупы - для исследования внешнего вида,
- фарфоровая чашечка- для сжигания,
- щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
- иголка с ниткой, ножницы, игла.
Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.
1. Опасности в работе:
· повреждение пальцев иглой
· травма руки ножницами;
· травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
· положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
- Запрещается начинать работу без разрешения учителя.
- Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований.
- Рабочее место содержать в порядке.
· быть внимательной;
. вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
. класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
. передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
. убрать рабочее место
Учитель
Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.
Раздаются инструкции по выполнению работы.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.
1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)
2.Заполнить табл.2 «Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»
Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей
Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.
Вводный инструктаж учителя:
Последовательность выполнения работы.
- Определите прочность тканей.
- Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
- Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
- Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
- Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.
Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу.
Не осыпается - одну нить вынули с трудом.
- Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.
3. Определить лицевую сторону ткани.
4. Деловая игра «Ателье»
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.
Ход работы:
- Придумать название ателье.
- Распределить роли:
-заказчик-приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.
- По виду: платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
- По назначению: повседневная или нарядная,
спортивная, зрелищная (для участников карнавала, артистов театра) или др…..
-технолог-определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань для желаемого изделия»
-модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.
3. Защита работы ( представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).
- Включение нового знания в систему знаний (7 мин)
Учитель
Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.
Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)
-Что нового вы узнали на уроке.
- Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?
Дополните фразу:
- Я поняла, что….
-Я научилась…
-Меня удивило….
-Мне захотелось….
- Итоги и оценка выполненной работы.
Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.
Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.
Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.
- Домашнее задание.
- § 3, с. 15-20;
- Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях.
Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..
- Повторить устройство швейной машины (5 класс)
- Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы, машинную иголку №90
- Уборка рабочих мест
Урок «Свойства тканей»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.
1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»
2.Заполнить табл.2 «Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»
3. Определить лицевую сторону ткани.
4. Деловая игра «Ателье»
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.
Ход работы:
- Придумать название ателье.
- Распределить роли:
-заказчик-приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.
- По виду: платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
- По назначению: повседневная или нарядная,
спортивная, зрелищная (для участников карнавала, артистов театра) или др…..
-технолог-определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань для желаемого изделия»
-модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.
3. Защита работы ( представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"
Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Цели урока. Познакомить учащихся с признаками определения лицевой и изнаночной сторон ткани; ...
Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."
Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."...
Лицевые и изнаночные стороны ткани. Дефекты ткани.
Презентация предназначена для демонстрации на уроке 5 классе...
Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Лицевая и изнаночная сторона ткани....
Лицевая и изнаночная стороны ткани
Изучаем признаки лицевой и изнаночной сторон ткани. Знакомимся с предприятиями г. Ногинска....
Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)
Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)...