Комплексно-целевая программа "На пути к успеху".
рабочая программа
Программа направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних. Рассчитана на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа направлена на профилактику правонарушений. | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Совета школы Директор Средней школы №7
протокол № ___________ _______________Л.Н.Сидоркина
от ____________________ Приказ №___________________
«_____»___________________20____г.
Комплексно-целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
«На пути к успеху»
на 2020 – 2024 годы.
2020 г.
Содержание.
- Паспорт Программы
- Пояснительная записка.
- Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Цели и задачи Программы.
- Срок реализации Программы.
- Механизм реализации Программы.
- Ожидаемые результаты.
1.Паспорт Программы.
Наименование Программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «На пути к успеху» |
Цель Программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих личностное развитие. |
Основные задачи Программы. |
представлений о правовом и политическом устройстве общества.
безопасного и ответственного поведения.
развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время. 7. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним. 8. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. 9. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 10. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде. |
Сроки реализации Программы | 2020-2024 гг. |
Основные участники Программы. | 1. Педагогический коллектив школы. 2. Обучающиеся 1-11 классов. 3. Родители (законные представители) обучающихся 4. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики. |
Нормативно-правовое обеспечение Программы. | 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120. 7. Устав Средней школы №7. 8. Локальный акт «Положение о постановке учащихся на внутришкольный учет». 9. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся». 10. Локальный акт «Положение о Совете профилактике». |
Кадровое обеспечение Программы. |
|
Ожидаемые результаты Программы. |
|
Система организации контроля за исполнением Программы. | Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель директора по УВР. |
2. Пояснительная записка.
Человек не может жить на свете,
Если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
Является завтрашняя радость.
Макаренко А.С.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
Проблема правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание необходимо уделить детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, во многих школах создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений обучающимися. Каждое учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы, использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Представленная программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений. В программе применяются следующие понятия:
пребывания;
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
|
4. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Осуществление мероприятй по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- 3. Оказание помощи в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
- Создание благоприятного психолого-эмоциональный климата в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
- Создание условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
- Обучение несовершеннолетних делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
- Оказание педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
- Способствование раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
- Обеспечение законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
- Обучение медиабезопасному поведению.
- Обучение антикоррупционному поведению.
- Срок реализации Программы.
Название этапа | Срок реализации |
I этап – Подготовительный. Разработка программы. 2019-2020 учебный год. |
|
II этап – Внедрение концепции Программы. 2020-2023 учебные годы. |
|
III этап- Рефлексия. 2023-2024 учебный год. |
|
6. Механизм реализации Программы.
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:
- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
- особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций
( блоков):
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Календарный план мероприятий по проекту программы.
№ п\п | Содержание работы | Классы | Сроки | Ответственные | ||
1. Организационные мероприятия | ||||||
1
| Изучение и систематизация социальной структуры семей учащихся школы. | 1-11
| сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл.
| ||
2 | Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-11 | сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл. СПС | ||
3
| Организация заполнения в классах социальных паспортов
| 1-11
| сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл.
| ||
4
| Составление банка данных и социального паспорта школы
| 1-11
| До 01.10
| Социальный педагог, заместитель директора по УВР
| ||
5
| Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с ОПДН | 1-11
| сентябрь- октябрь
| Инспектор ОПДН, социальный педагог, заместитель директора по УВР | ||
9 | Вовлечение «трудных» учащихся во внеурочную деятельность, в работу кружков и секций.
| 1-11
| Сентябрь октябрь
| Классные руководители 1-11 кл.
| ||
10 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; | 1-11 | По мере необходимости | Социальный педагог, заместитель директора по УВР | ||
11
| Организация и проведение школьных рейдов в семьи учащихся «группы риска» в неблагополучные семьи.
| 1-11
| 1 раз в четверть
| СПС, классные руководители 1-11 кл.
| ||
12
| Сверка документации школы и ОПДН по уч-ся, стоящим на учете в ОПДН. | 1-11
| сентябрь | Социальный педагог | ||
2. Работа с учащимися. | ||||||
1
| Оказание учащимся информационно - правовой помощи, обучение безопасному нахождению в сети Интернет | 7-11 | По отдельному плану | СПС Заместитель директора по УВР, приглашение специалисты .
| ||
2
| Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
| 1-11
| По мере необходимости.
| СПС | ||
3
| Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
| 1,5,10
| Октябрь Апрель
| СПС
| ||
4
| Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов | 1-11
| Постоянно
| СПС | ||
5
| Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы)
| 1-11
| Постоянно
| Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители 1-11 кл.
| ||
6
| Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
|
| Постоянно
| заместитель директора по УВР социальный педагог. | ||
7
| Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через ШСП; б) тренинговые занятия со специалистами; | 8-11
| В течение года
| СПС
| ||
8
| Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
| 1-11
| По необходимости
| Администрация школы, СПС, классные руководители 1-11 кл.
| ||
9
| Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | 1-9
| Ежедневно
| Администрация школы, СПС, классные руководители 1-11 кл.
| ||
3. Работа с семьей | ||||||
1
| Изучение социального положения семей учащихся школы.
| 1-11
| сентябрь
| Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители 1-11 кл.
| ||
2
| Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
| 1-11
| постоянно
| Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители 1-11 кл.
| ||
3
| Работа педагогического Всеобуча (по отдельному плану)
| 1-11 | По отдельному плану
| Администрация школы классные руководители 1-11 кл. | ||
4
| Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
| 1-11
| постоянно
| Классные руководители 1-11 кл. | ||
5
| Консультирование родителей: а) педагогами школы; б) приглашенными специалистами.
| 1-11 | По мере необходимости
| Администрация школы, СПС | ||
6
| Организация тематической встречи родителей с представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 1-11 | По мере необходимости
| Администрация школы, СПС
| ||
7
| Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»; а) на «круглых столах»; б) на классных и общешкольных родительских собраниях.
| 1-11
| Постоянно
| Администрация школы, руководители 1-11 кл.
| ||
4. Правовой всеобуч учащихся. | ||||||
1
| Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
| 1- 11
| по отдельным планам | Социальный педагог, классные руководители 1-11 кл.
| ||
2
| Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)
| 1-11
| по отдельным планам | Администрация школы, классные руководители 1-11 кл., СПС.
| ||
5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании. | ||||||
1
| Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
| 7-11 | По плану КпО | СПС
| ||
2
| Привлечение узких специалистов ЦРБ, ТОНД для профилактики вредных привычек.
| 6 - 11
| По необходимости.
| заместитель директора по УВР социальный педагог. | ||
3
| Проведение акций «За здоровый образ жизни» (по отдельному плану)
| 1-11
| Декабрь, Апрель | СПС, заместитель директора по УВР, классные руководители 1-11 кл.
| ||
4
| Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.
| 7 - 11
| По отдельному плану
| Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители 1-11 кл. |
- Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- снизить /исключить количество безнадзорных и беспризорных детей и подростков;
- отсутствие семей обучающихся, состоящих в банке данных социально-опасных семей;
- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- получить характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
- обеспечить высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов;
- воспитать устойчивую положительную жизненную позицию несовершеннолетних;
- снизить /исключить количество обучающихся, имеющих вредные привычки;
- увеличить количество детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
- снизить /исключить количество детей, поставленных на ВШУ, на учёт в КДН и ЗП;
- повысить уровень педагогического просвещения родителей;
- снизить /исключить количество социально-неблагополучных семей;
Социальное проектирование в программе «На пути к успеху»
Современная стратегия российской системы образования сориентирована на формирование подрастающего поколения в духе уважения прав человека, ненасилия, терпимого отношения к различным мнениям, умения критически осмысливать происходящее в ориентироваться в современных социальных процессах, данный круг проблем может успешно решать правильно организованное и дидактически гибкое социальное проектирование, которое включает в себя обучение и воспитание в их органичном единстве. Социальное проектирование новая образовательная модель — включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами, а также общественными организациями.
Социальное проектирование — это и система навыков, которые дает возможность «трудным» подросткам легче адаптироваться в социуме, оценивать собственные действия и предполагают толерантное отношение к другим людям. Социальное проектирование ориентирует «трудных» подростков на развитие обществоведческого мышления, на понимание ими социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.
Цель социального проектирования состоит в подготовке подростков к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе. Поэтому так важен опыт участия детей и подростков в социальных проектах, акциях, в общественных детских организациях.
Чтобы профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной, необходимо формировать их личную и социальную компетентность, то есть вызвать у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, развить способности критически мыслить, уметь ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать правильный выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способом реагировать на критику, противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него
ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально позитивными средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Путь к успеху"
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и орг...
программа "Путь к успеху"
программа коррекции нарушений у подростков с асоциальной направленностью...
презентация к родительскому собранию по программе "Путь к успеху"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по программе "Путь с успеху" в 10-11 классах. Тема "Стратегии копинг-поведения в профилактике употребления ПАВ." Дается опр...
Профилактическая программа "Путь к успеху"
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы...
Воспитательная программа "Путь к успеху" 7-11 классы
Школа – это социально-педагогическая система, благодаря которой выявляется все лучшее индивидуальное в каждом ученике, его способности и таланты, здесь идет сближение детей и взрослых, и задача школы ...
Программа "Путь к успеху"
Целевая комплексная программа профориентационной деятельности "Путь к успеху"...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...