Профилактическая программа "Путь к успеху"
рабочая программа по химии по теме
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь.
Детская наркомания - это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_put_k_uspekhu.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая программа
«Путь к успеху»
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2010-2015 г.
Учитель химии
Калач Анжела Владимировна
Люди победили чуму, малярию, тиф...
Но пьянство, наркомания, СПИД,
словно злые джинны, терзают
человечество. Эти проблемы в нашем
обществе долгое время предавались
забвению, но и в эту бездну рано
или поздно пришлось бы заглянуть.
Ч. Айтматов
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь.
Детская наркомания - это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ.) Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.
В последнее десятилетие значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека.
Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.
Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
При регулярно и рационально организованных занятиях физическими упражнениями развиваются функциональные возможности всех систем в организме, то есть повышаются физиологические, морфологические, биохимические, психологические резервы человека.
Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ.
Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!»
Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.
В конкурсно-игровых программах могут участвовать как отдельные желающие, так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым.
Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и пр. Создание веселой непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психически активных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.
Сравнительный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз.
Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек - 12,9 лет. Возраст мальчиков, в котором они приобщаются к токсическим веществам, снизился до 14,2 лет, а девочек - до 14,6.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних в городе, одно из первых мест занимает стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, удовлетворить любопытство, желание выделяться среди окружающих.
Ущерб от употребления наркотиков и других ПАВ для системы образования выражается в следующем:
- ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
- снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся;
- распространение идеологии потребления ПАВ и связанное с этим искажение иерархии ценностей у несовершеннолетних. Итог этих потерь: незавершенное образование (включая неполное и полное среднее образование); нереализованное среднее специальное образование; снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, алкоголя, никотина.
Основания для разработки программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120.
Участники реализации программы:
Обучающиеся и педагоги общеобразовательного учреждения, родители.
Сроки реализации программы:
2010-2015 гг.
Этапы реализации:
Информационно-аналитический - анализ работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.
Срок: сентябрь 2010 г. - август 2011 г.
Организационно-деятелъностный - обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
Этап педагогического последействия - систематизация полученных результатов.
Актуальность проблемы
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.
У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение азартными играми, хулиганство, курение, употребление алкоголя, наркотиков), которые негативно сказываются на их здоровье. Известно, что пьянство и алкоголизм, наркомания -социально опасные явления. Они не только подрывают здоровье человека, но и приводят к невосполнимым потерям в обществе, к изменению демографической ситуации в стране, средней продолжительности жизни, а также заболеваемости. Из всех нехимических зависимостей наиболее распространенными являются склонность к азартным играм и Интернет-зависимость.
Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Школьники получают достаточно большой объем теоретических знаний, а на практике, в силу объективных и субъективных причин, применить их не могут. Для решения данной проблемы создана программа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков «Путь к успеху», которая составлена на основе учета психолого-физиологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Цель программы: пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- способствовать формированию знаний о здоровом образе жизни и факторах, его укрепляющих;
- способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью;
- раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой;
- раскрыть принципы здорового образа жизни;
- сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни;
- способствовать усвоению знаний о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья;
- дать представление об отрицательном воздействии на организм человека и негативных последствиях игромании, употребления наркотических и психотропиых веществ, о причинах заболеваний и путях возможного выздоровления;
- обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами социума (медицинский персонал, РОВД, наркологическая служба, социальный педагог, психолог ОУ и т. д.).
Содержание программы и формы ее реализации:
- познавательно-игровые мероприятия;
- тематические беседы;
- видеолектории;
- профилактические занятия;
- тренинги;
- деловые и развлекательные игры;
- викторины;
- акции;
- различные мероприятия с родителями (круглые столы, консультации, родительские собрания, практикумы, индивидуальные беседы и др.).
Ожидаемые результаты.
- Закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике.
- Предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодежной среде.
- Ответственность детей перед законом.
- Умение противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения.
- Умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.
- Ответственное отношение к своему здоровью.
- Разрешение конфликтов без насилия.
Перспективное планирование занятий
по программе
№ |
|
| Кол-во часов | Участники программы |
1. |
|
Вкусы и увлечения Мой характер Самоуважение Что такое психоактивное вещество? Тревожность Я и мои поступки Мои ценности Моя внешность Наркотики. Употребление и злоупотребление 2. День здоровья (классные часы, походы в лес, спортивные игры и т.д.) Работа с родителями: 1. Диагностика родителей:
2. Психологическое консультирование и помощь родителям. 3. Тренинг эффективного общения с ребенком. Работа с педагогами: 1. Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 кл. 1-11 классы Родители Педагоги |
2. |
|
Учусь находить новых друзей и интересные занятия Учусь оценивать себя сам Привычки Соблюдай безопасность Преодоление тревожности Самооценка и самовоспитание Красота и здоровье Чувства, которые мы переживаем Табакокурение Работа с родителями: 1. Диагностика родителей:
2. Оказание консультативной социально-педагогической поддержки в преодолении негативных явлений в семье. 3. Проведение родительского всеобуча по вопросам:
Работа с педагогами: 1. Лекции и семинары. 2. Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 кл. Родители Педагоги |
3. |
|
О чем говорят выразительные движения Учусь взаимодействовать Дружба Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Как начать разговор? Как преодолевать стеснительность Возраст. Доверие и независимость Как преодолеть конфликт? Насилие и закон 2. Участие во Всероссийской акции Работа с родителями: 1. Психологическое консультирование и помощь родителям Работа с педагогами: 1. Лекции и семинары. 2. Психологическое консультирование. 3. Тренинги психологической компетенции | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
10-11 кл. 1-11 кл. Родители Педагоги |
4. |
|
Учусь понимать людей Учусь настаивать на своем Учусь сопротивляться давлению Давление, влияние, ситуации… Как поддерживать и завершать разговор? Ответственность Мое настроение и общение с людьми Насилие Наркотики, насилие и закон 2.Мероприятия, приуроченные к всемирному дню борьбы со СПИДом Работа с родителями: 1. Психологическое консультирование и помощь родителям. 2. Выступление на общешкольном лектории и на классных собраниях. Работа с педагогами: 1. Лекции и семинары. 2. Психологическое консультирование |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
10-11 кл. 1- 11 кл. Родители Педагоги |
5. |
|
Манипулирование Ответственность Тренинг навыков невербального общения Близкие отношения и риск Наркотики, зависимость и последствия Работа с родителями: 1. Психологическое консультирование и помощь родителям. Работа с педагогами: 1. Лекции и семинары. 2. Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
10-11 кл. Родители Педагоги |
6. |
|
Опасные и безопасные ситуации. Я становлюсь увереннее Учусь говорить нет Ингалянты Манипулирование и давление Что такое марихуана? Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения Как заражаются ВИЧ? Как сказать наркотикам «НЕТ»? Работа с родителями: 1. Психологическое консультирование и помощь родителям. Работа с педагогами: 1.Лекции и семинары. 2.Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 кл. Родители Педагоги |
7. |
|
Учусь принимать решения в опасных ситуациях Когда на меня оказывают давление И снова алкоголь Ингалянты Наркотики Правда и ложь о марихуане Развлечения в компании Рисованное поведение и ВИЧ Создание позитивных дружеских отношений. Разрешение конфликтов без насилия 2. Мероприятия по проведению недели химической зависимости Работа с родителями: 1.Психологическое консультирование и помощь родителям. 2. Проведение родительского всеобуча по вопросам:
Работа с педагогами: 1.Лекции и семинары. 2.Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 кл. 1-11 кл. Родители Педагоги |
8. |
|
Реклама табака и алкоголя Курение Алкоголь и компания Мое здоровье Наркотики. Причины употребления наркотиков: «Уловки дилеров» Вперед к здоровью ВИЧ/СПИД Безопасное поведение и ВИЧ Шалость. Зланомерный поступок. Вандализм 2. Мероприятия, приуроченные всемирному Дню здоровья 3. Мероприятия по проведению недели правовых знаний Работа с родителями: 1.Психологическое консультирование и помощь родителям. 2. Выступление на общешкольном лектории и на классных собраниях. Работа с педагогами: 1.Лекции и семинары. 2.Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 кл. 1-11 кл. 1-11 кл. Родители Педагоги |
9. |
|
Правда об алкоголе Привычки Я рисую привычки Мое здоровье Как я представляю мир без наркотиков Вперед к здоровью Наше здоровье и болезни Культура наших потребностей Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок Работа с родителями: 1. Психологическое консультирование и помощь родителям. Работа с педагогами: 1. Лекции и семинары. 2. Психологическое консультирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 кл. Родители Педагоги |
Список литературы
- Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
- Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Казанцев И.И., Караваева Н.С. Учимся и воспитываем жить без наркотиков. Областной наркологический диспансер, г.Тюмень, 2001 г.
- Казанцев И.И., Караваева Н.С. Рука в руке. Областной наркологический диспансер, г.Тюмень, 2001 г.
- Смирнов Н.К. Предупреждение табакокурения у школьников. Министерство образования РФ. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». Москва, 2003 г.
- Братилова Т.И. В семье наркозависимый. Что делать? Ростов н/Д. Феникс, 2005 г.
- Прутченков А.С. Социально-психологичесикй тренинг в школе. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Клюева Н. В.Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В, Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984.
- Родионов В.А, Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., ФедороваО.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психического здоровья. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
Профилактическое занятие для подростков: «Здоровье – залог успеха»
Цель – формирование у старшеклассников осознанного и ответственного отношения к своему здоровью.Задачи: Дать возможность свободного обсуждения проблем, связанных с употреблением психоактивных ве...
Профилактическая презентация для обучающихся "Основы дружбы и успеха в жизни"
Презентация содержит ряд рекомендаций и интерактивных слайдов, способствующих сплочению классных коллективов и формированию навыков успешной жизнедеятельности в настоящем и будущем, спосоьбы минимизац...