Элективный курс «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста «Кем быть?»
рабочая программа
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Ранняя профориентация носит познавательный характер (общее знакомство с миром профессий), а также совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 704 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК УЛ. МЕНДЕЛЕЕВА, ТЕЛ.(34675) 2 – 65 – 62
Элективный курс
«Профессиональная ориентация
детей дошкольного возраста
«Кем быть?»
(12 часов)
для детей 6 – 7 лет.
методист
Вяткина Светлана Григорьевна
Югорск - 2019 г.
Аннотация
Элективный курс «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста «Кем быть?».
Статус программы: общеобразовательная программа по ранней профессиональной ориентации.
Направленность: социально-педагогическая.
Цель программы: формирование у ребенка отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Контингент учащихся: зачисляются дети в ДЮЦ «Прометей» без конкурса.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Продолжительность реализации программы: 3 месяца.
Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю, всего 12 часов.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.
Краткое содержание: Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Ранняя профориентация носит познавательный характер (общее знакомство с миром профессий), а также совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Ожидаемый результат освоения программы:
Личностные: формирование понимания, что профессии все важны.
Метапредметные: готовность слушать собеседника, излагать свое мнение.
Предметные: получение первоначальных представлений о профессиях.
Содержание
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.....................................................................................4
1.2 Цель и задачи программы.................................................................................8
1.3 Содержание программы..................................................................................9
1.4 Планируемые результаты...............................................................................11
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.......................................................................12
2.2 Условия реализации........................................................................................13
2.3 Формы аттестации (контроля)........................................................................14
2.4 Оценочные материалы....................................................................................15
2.5 Методические материалы...............................................................................21
2.6 Список литературы..........................................................................................25
Пояснительная записка
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
В. Маяковский «Кем быть»
Одним из важнейших направлений деятельности педагога в условиях современного мира, является профориентационная работа с обучающимися, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности.
Элективный курс «Кем быть?» разработан в соответствии с муниципальной программой «Профессиональная ориентация учащихся образовательных учреждений г.Югорска на 2017-2020гг.»; Федеральным государственным образовательным стандартом, в основе которого лежит системно-деятельный подход.
Курс составлен на 3 месяца обучения (12 часов) для учащихся 6-7 лет. Формирование групп свободное, состав групп 10-15 человек.
Элективный курс «Кем быть?» соответствует специфике образовательного учреждения, возрастным особенностям учащихся.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Ранняя профориентация носит познавательный характер (общее знакомство с миром профессий), а также совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания.
Актуальность и новизна предлагаемого курса состоит в формировании представлений дошкольников о мире труда и профессий. В процессе реализации курса обучающиеся овладевают системой умений и навыков, которые будут использоваться в последующем обучении и характеризуются практической направленностью, конкретностью, своим содержанием тесно связаны с жизнью.
Отличительные особенности программы. Данная программа содержит основополагающие знания для дальнейшего получения будущей профессии. Профессиональная ориентация учащихся подразумевает совокупность ключевых компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных, личностного совершенствования. Это позволяет обеспечить их активную подготовку к жизни в быстро меняющемся обществе, успешную социализацию.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе «Кем быть?» 6-7 лет. Элективный курс «Кем быть?» соответствует возрастным особенностям учащихся, специфике образовательного учреждения. Для воспитанников подготовительных групп к школе характерен высокий уровень развития наглядно-образного мышления, активности, самостоятельности в учебной работе.
Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 12 часов (3 месяца).
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса - групповые
виды занятий по программе лекции, практические занятия, мастер-классы, ролевые игры, выставки.
- Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов 12 (3 месяца); количество занятий в неделю – 1, продолжительность занятия – 30 минут.
Нормативно-правовые документы.
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно- общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты –Мансийского автономного округа- Югры»;
- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ (письмо от 18.11.2015 № 09 – 3242);
- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в ДЮЦ «Прометей» от 21.04.2016г № 2624;
- Уставом учреждения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей», принятым общим собранием трудового коллектива протокол №8 от 29.05.2015 г., утвержденным администрацией города Югорска 19.11.2015 г. за №3365.
- Цель и задачи курса:
Цель: формирование у ребенка отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о труде.
2. Познакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.
3. Развивать интерес и стремление к познанию мира профессий.
Метапредметные:
1. Развивать познавательные процессы (восприятия, памяти, мышления), отдельные мыслительные операции (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.).
2. Развивать речь (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формировать навыки учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по заданию педагога, в слове выразить результат своей деятельности).
3. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
4. Развивать волевые качества, трудолюбие.
Личностные:
- Воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Воспитать коммуникабельность и другие качества личности, необходимые для общения в коллективе.
1.3. Содержание программы.
Курс содержит 1 образовательный модуль, общей продолжительностью 12 часов.
1 модуль «Мир профессий»
Образовательные задача
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о труде.
2. Познакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.
3. Развивать интерес и стремление к познанию мира профессий.
Учебные задачи
1. Развивать познавательные процессы (восприятия, памяти, мышления), отдельные мыслительные операции (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.).
2. Развивать речь (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формировать навыки учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по заданию педагога, в слове выразить результат своей деятельности);
3. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
4. Развивать волевые качества, трудолюбие.
Содержание
1. Тема: Введение в элективный курс «Кем быть?».
Теория: Что мы делаем на занятиях. Правила безопасного поведения.
Практика: Игры на знакомство.
- Тема: Профессия врач.
Теория: Виртуальная экскурсия в больницу. Рассказ о профессии.
Практика: Загадки, стихи о профессии.
- Тема: Профессия продавец.
Теория: Виртуальная экскурсия в магазин. Рассказ о профессии.
Практика: Загадки, стихи о профессии, пазлы.
- Тема: Профессия повар.
Теория: Виртуальная экскурсия в столовую. Рассказ о профессии.
Практика: Загадки, стихи о профессии.
- Тема: Профессия пожарный.
Теория: Виртуальная экскурсия в пожарную часть. Рассказ о профессии.
Практика: Стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Профессия полицейский.
Теория: Рассказ о профессии (презентация).
Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Профессия парикмахер.
Теория: Рассказ о профессии (презентация).
Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Профессия художник.
Теория: Рассказ о профессии (презентация).
Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Профессия учитель.
Теория: Рассказ о профессии (презентация).
Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Профессия инженер.
Теория: Рассказ о профессии (презентация).
Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Профессия строитель.
Теория: Рассказ о профессии (презентация).
Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.
- Тема: Подведение итогов. Рисунок на тему «Когда я вырасту, то буду…»
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма занятия | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Введение в элективный курс «Кем быть?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
2 | Профессия врач | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
3 | Профессия продавец | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
4 | Профессия повар | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
5 | Профессия пожарный | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
6 | Профессия полицейский | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
7 | Профессия парикмахер | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
8 | Профессия художник | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
9 | Профессия учитель | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
10 | Профессия инженер | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
11 | Профессия строитель | 1 | 0,5 | 0,5 | Новый материал, комбинированное | Опрос |
12 | Подведение итогов | 1 | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |
12 | 5,5 | 6,5 |
1.4. Планируемые результаты:
Последовательное освоение программы предполагает достижение следующих основных результатов:
Личностные - устойчивый интерес (мотивация) к изучению профессий, умение ценить и принимать такие базовые ценности как «доброта», «сострадание», «милосердие»; уважение и принятие ценности семьи и общества, уважение к труду.
Метапредметные:- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; умение слушать собеседника, излагать свое мнение; умение сравнивать профессии: находить общее и различное.
Предметные:- знать наиболее распространенные виды профессий, профессии близких и родных; уметь группировать раздаточный материал; по существенным признакам рассказать о профессии; создать рисунок о будущей профессии.
II. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Календарный учебный график
№ п/п | Дата Число | Тема занятия | Форма проведения занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | Октябрь | Введение в элективный курс «Кем быть?» | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
2 | Октябрь | Профессия врач | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
3 | Октябрь | Профессия продавец | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
4 | Октябрь | Профессия пожарный | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
5 | Ноябрь | Профессия повар | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
6 | Ноябрь | Профессия полицейский | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
7 | Ноябрь | Профессия парикмахер | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
8 | Ноябрь | Профессия художник | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
9 | Декабрь | Профессия учитель | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
10 | Декабрь | Профессия инженер | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
11 | Декабрь | Профессия строитель | Новый материал, комбинированное | 1 | ДЮЦ «Прометей» | Опрос |
12 | Декабрь | Итоговое занятие | Практическое занятие | 1 | ДЮЦ «Прометей» |
2.2.Условия реализации.
Для успешной реализации курса необходимо помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям (сухое, теплое, просторное, с хорошим естественным и искусственным освещением).
Материалы и инструменты:
- Простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик, ручки, бумага А4;
- Набор магнитов.
- Компьютер (ноутбук)
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Фотоаппарат
- Детские костюмы по профессиям: повар, продавец, врач, пожарный, художник, цветовод.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
- картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
Кадровое обеспечение.
Уровень образования педагога- высшее педагогическое.
Профессиональная категория педагога не требуется.
Образование педагога соответствует профилю программы.
2.3.Формы аттестации (контроля).
В соответствии с целями и задачами курса предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся. В качестве критериев диагностики применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.
В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им элективного курса
Оценка результатов выставляется по трехбальной шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (табл.1 -5).
Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в элективный курс.
2.4.Оценочные материалы. Таблица 1
Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I.Теоретическая подготовка воспитанника: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией | Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | -минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); -максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); -минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); -максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос |
II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам учебно – тематического плана программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий | - минимальный уровень ( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более1/2); -Максимальный уровень ( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) -Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога); -Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); -Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); -Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца); -Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
III. Обще учебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно – интеллектуальные умения: | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | -Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); -Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); - Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 2 3 | Анализ |
Таблица 2
Мониторинг воспитанности учащихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное к-во баллов | Методы диагностики |
1.Профессиональная воспитанность
| Завершение работы, использование необходимых дополнений Аккуратность в выполнений практической работы, терпение и работоспособность Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога | Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца); Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения); Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения) Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность); Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен). Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников); Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты); Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты) Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки); Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
| Аккуратность выполнения части коллективной работы Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы Выполняет правила поведения на занятиях | Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы); Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы) Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен); Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен) Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков); Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы) Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы) Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях); Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях). Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях. | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
Таблица 3
Диагностика результатов обучения и личностного развития учащихся
Раздел курса Фамилия имя | Раздел 1. Профессия врач | Профессия продавец | Раздел 2. Профессия повар | Профессия пожарный | Раздел 3. Профессия художник | Профессия мультипликатор. | Раздел 4 Профессия цветовод - декоратор | Профессия кинолог | Раздел 5 Архитектор | Итого | |
1 | |||||||||||
Сводная данных по группе | Средний балл |
Таблица 4
Диагностика уровня развития ключевых компетенций учащихся
Компетенции | Учебно-познавательная | Общекультурная | Коммуникативная | Личностного совершенствования | Итого | ||||||||||||||||||||
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Соблюдение правил техники безопасности | Владеть навыками общения | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой. | Аккуратность и ответственность в работе. | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Уметь слушать и слышать партнера | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета | Участвовать в работе группы, выдвигать идеи, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, наблюдать и анализировать поступки других | Соблюдение норм поведения в окружающей среде
| Ценить и принимать следующие базовые ценности: «доброта», «природа», «сострадание», «милосердие» | Формировать интерес (мотивацию) к обучению | Уважать и принимать ценности семьи и общества | Выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих | |||||||
1 | Средний балл | Средний балл | Средний балл |
| Средний балл | ||||||||||||||||||||
Сводная данных по группе |
Таблица 5
Диагностика воспитанности учащихся
№ | Диагностические параметры Фамилия имя | Профессиональная воспитанность | Социальная воспитанность | Оценка воспитанности детей | ||||||||||||||||
Этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов | Культура организации своей деятельности | Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Коллективная ответственность | Умение взаимодействовать с другими членами коллектива | Стремление к самореализации социально адекватными способами | Соблюдение нравственно-этических норм | Толерантность | Начало года | Конец года | ||||||||||
Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимое дополнение | Аккуратен в выполнении практической работы | Терпелив и работоспособен | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным | Подчеркивает положительное в чужой работе | Стремится исправить указанные ошибки | Прислушивается к советам педагогов | Старается аккуратно выполнить свою часть коллективной работы | Участвует в выполнении коллективных работ | Не мешает другим детям на занятиях | Не конфликтен | Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков | С желанием показывает другим результаты своей работы | Выполняет правила поведения на занятиях кружка | Доброжелателен | Средний балл | Средний балл | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
1 | ||||||||||||||||||||
Сводная данных по группе |
- Методические материалы
Особенности образовательного процесса
Образовательный процесс по программе организуется в очной форме. Методы обучения
- Методы обучения по уровню активности детей: активные (работа с технологической картой, книгой); пассивные (рассказ, объяснение, демонстрация).
- Методы по уровню включения в творческую деятельность: объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); индивидуально (фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповой (организация работы по малым группам); дифференцированный подход; индивидуальный.
- Метод стимулирования познавательной и творческой активности детей: игра; поощрение и похвала; чередование видов деятельности.
- Метод воспитания и развития: развивающая, познавательная игра; самостоятельная работа; коллективный анализ совместной деятельности.
- Методы контроля и самоанализа: контрольные задания: игры, викторины, тесты; самооценка; выставка детских работ; участие в конкурсах и выставках окружных и всероссийских; диагностика.
Формы организации образовательного процесса
- Фронтальная: просмотр мультфильмов и фильмов; участие в обсуждениях фильмов; предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному; освоение знаний о языке кино и выразительных средствах экрана;
- Групповая: выполнение творческого задания;
Формы организации учебного занятия
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала (информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы). Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие коммуникативных навыков и интеллектуальных умений. Информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ или оценка, что приучает детей справедливо и объективно подходить к оценке работ, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Педагогические технологии
Программа основана на таких педагогических технологиях, как:
- традиционные технологии - объяснительно-иллюстративные технологии обучения, в основе которых лежат дидактические принципы Я. А. Коменского;
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии Б. П. Никитина;
- технологии развивающего обучения - личностно-ориентированное развивающее обучение И. С. Якиманской.
Для полноценного разворачивания процесса самоопределения у детей, логика и содержание программы построены в соответствии со следующими принципами:
- Формирование новых образовательных потребностей учащихся, таких, как развитие технического творчества и освоение методов научного познания мира посредством мультипликационной деятельности с применением компьютерных технологий.
- Включение в содержание программы фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей детей, научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения учебного материала, позволяет погружать учащихся в современные формы мышления, коммуникации и деятельности.
- Образовательные задачи, актуальные и практически значимые для всех учащихся, построены на принципе событийности, когда на каждом занятии происходит что-то важное, а для каждого ребенка совершается какое-то открытие.
В основу занятий по программе легли следующие педагогические принципы:
- личностно-смысловое общение педагога с учащимися;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей учащихся);
- культуросообразность в воспитании (воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям);
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации);
- развивающее обучение и индивидуализация, направленная на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у детей обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Алгоритм учебного занятия
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
I этап | Организационный | Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. |
II этап | Мотивационный | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). |
III этап | Основная | Усвоение новых знаний и способов действии. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действуй. Обобщение и систематизация знаний. |
IV этап | Заключительный | Подведение итогов: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. |
VI. Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 812 с.
- Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
- Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с.
- . Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
- Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
- Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL: http://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
- Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2011. – №6. – С. 5.
- Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с
VII. Список литературы, рекомендованной родителям.
- Барто А. «В кошачьей неотложке», «Жонглер», «Котельная», «Песня моряков», «Штукатуры».
- Доброта Н. «Мамины профессии», «Папины профессии», «Скорая помощь».
- Елемьянова О. «Врач», «Музыкант», «Портниха», «Спортсмен», «Столяр», «Строитель», «Уборщица».
- Заходер Б. «Слесарь», «Повара», «Шофер», «Сапожник», «Переплетчица», «Портниха», «Монтер», «Строители».
- Ладонщиков Г. «Звездочка».
- Маршак С. «Мастер-ломастер», «Пожар», «Почта», «Цирк», «Как печатали вашу книгу».
- Маяковский В. «Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Кем быть?».
- Михалков С. «Воздушные гимнасты», «В парикмахерской», «Дядя Степа-милиционер», «Жонглер», «Канатоходцы», «Фокусник», «Холодный сапожник», «А что у вас?».
- Мориц Ю. «Билет на дачу», «В цирке», «Художник».
- Мошковская Э. «Вежливое слово», «Капитан», «Клоун», «Кондитер», «Пассатижи», «Поэт», «Про львов», «Пускай они скучают», «Рубанок», «Снежный поезд», «Стрелочник», «Я тоже буду шофером».
- Олифирова Л. «Кем хотите стать вы, дети?»
- Пожарова М. «Маляр», «Водитель», «Воспитатель».
- Родари Дж. «Пожарный», «Человек на подъемном кране», «Шесть тысяч поездов», «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?».
- Собакин Т. «Будущая профессия».
- Усачев А. «Поливальная машина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Элективный курс "Профессиональное самоопределение", расчитан на 17 часов . Цель курса: оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"
Вашему вниманию предлагаю программу элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...
Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление....
элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Разработка занятий по профориентации....
Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс
Элективный курс "Профессиональное самоопределение" 9 класс...
Рабочая программа 11 класс элективный курс "Профессиональное самоопределение подростков"
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...