Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Элективный курс "Профессиональное самоопределение" 9 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс (1 час в неделю всего 8 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса « Профессиональное самоопределение» составлена на основании:
Авторской программы Лучниковой С.Н и Присяжнюк А.В(Программа разработана в соответствии с решением коллегии департамента образования Амурской области, Протокол№1-К от 31.о3.2005г.)
Предлагаемый элективный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием, Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с техно-логией вербализации и анализа факторов, влияющих на производственный выбор.
Целесообразно сопоставить потенциальное «хочу» и «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать педагогически- провокационную ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения простейшей таблицы - матрицы принятия решения. Работа с матрицей альтернативного выбора позволит формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения
Элективный курс завершается индивидуальными консультация-ми и процедурами рефлексивного осмысления проведённой работы.
Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения и эффективного использования информационных ресурсов. Однако» если сельская или городская школа не имеет таких технических возможностей, допустимо проводить занятия в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.
Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.
Задачи курса:
* сформировать у школьников представления о требованиях из- меняющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
• способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
• обеспечить способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
• способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профиля дальнейшего обучения.
Требование к уровню подготовленности .
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
Знания и представления:
- о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе,
- о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности.
Умения:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения, и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Содержание курса.
Тема L Введение. Твои возможности без границ
Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твоё право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречии и своего незнания мира профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?
Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов.
Тема 2. Изменившееся общество, в котором ты живёшь.
Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному, От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живём - «новом» или «старом»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою само-бытность в меняющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?
Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов.
Тема 3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.
Что происходит с отечественным рынком труда? Универсальный работник и специалист в определённой области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу'? Моё образование и моя профессия. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.
Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов. Самостоятельная работа с литературой, газетами, журналами, справочниками, ресурсами средств массовой коммуникации.
Тема 4 .Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию
Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории), Рынок образовательных услуг.. Востребованность различных видов профес-сионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.
Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов. Самостоятельная работа с литературой, газетами, журналами, справочниками, ресурсами средств массовой коммуникации
Тема 5. Притязания человека и профессиональная карьера.
Успешность в учёбе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями Имидж успешного профессионала и его карьера.Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения, Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?
Практическая работа с методикой ВОЛ.
Тема 6. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения.
Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека? Что такое варианты выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.
Тема 7.Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения.
Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы, Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.
Тема 8. Заключительная рефлексия (твои «за» ш «против»).
Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, ток-шоу, пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора»,
Тема 9. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалиста,
Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиологической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).
В ходе занятия учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы, при этом необходимо обеспечить демонстрацию образовательной продукции учеников в форме устных сообщений, обсуждения в группах и т.д. При наличии соответствующих ресурсных возможностей такая образовательная ситуация может завершиться подготовкой более материализованного образовательного продукта в виде мини- или микропроектной работы,
представленной как обзор литературных источников, вебстраниц (или сценариев их создания), письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т.д.
Изучение разделов курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур, а при изучении раздела, посвящённого принятию решения, - выполнение специального алгоритма повышения готовности к выбору профиля обучения и направления образования. Первый шаг предполагает определение того, какой именно выбор,, из каких вариантов собирается сделать учащийся, Второй и третий шаги - выделение тех областей знания, с которыми учащийся собирается связать дальнейшую образовательную деятельность, и тех, в освоении которых он проявляет наибольшую успешность. Четвёртый шаг предполагает выявление тех факторов, которые в наибольшей степени определяют ситуативный выбор учащихся. На конец, пятым шагом является заполнение «матрицы выбора», в которой производится определение набора наиболее значимых факторов выбора, их «взвешивание» и сопоставление на этой основе «веса» различных вариантов
Тематическое планирование
Тема | Всего часов | |
теорет. | практ. | |
1. Введение. Твои возможности без границ. | 0,5 | 0,5 |
2, Изменившееся общество, в котором ты живёшь. | 0,5 | 0,5 |
3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг | 0,5 | 0,5 |
4. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию? | 0,5 | 0,5 |
5. Притязания человека и его профессиональная карьера. | 0,5 | 0,5 |
б. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. | 1 | |
7. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения. | 1 | |
8. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»). 9. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов. | 1 | |
Итого: | 2,5 | 5,5 |
всего | 8 часов |
Календарно-тематическое планирование элективного курса «ПРОФЕССИОНАДЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»9 класс.
№ | Дата проведения по плану | Изменение в дате проведения | Тема занятия | Содержание темы | Ресурсы Интернета, ЭОР и др) | контроль |
1 | Введение. Твои возможности без границ. | Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твоё право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречии и своего незнания мира профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим? | Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов презентация | |||
2 | Изменившееся общество, в котором ты живёшь. | Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному, От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живём - «новом» или «старом»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою само-бытность в меняющемся мире? | презентация | |||
3 | Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг | Что происходит с отечественным рынком труда? Универсальный работник и специалист в определённой области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу' | презентация | |||
4 | Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию? | Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона | газеты, журналы, справочники, ресурсы средств массовой коммуникации | |||
5 | Притязания человека и его профессиональная карьера | Успешность в учёбе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями Имидж успешного профессионала и его карьера.. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения, Профессиональная элита | презентация | Практическая работа с методикой ВОЛ. | ||
6 | Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения | Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека? Что такое варианты выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор. | презентация | |||
7 | Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения | Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы, Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы | презентация | Самостоятельное проектирование пробы | ||
8 | Заключительная рефлексия (твои «за» «против»).Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов. | Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, ток-шоу, пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора», | презентация | Защита поекта | ||
ЛИТЕРАТУРА
- Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л А,, Лернер П.С, и др. Технология профессионального успеха; Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля /Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.
- Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации - Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сб., науч. трудов. - М.: И ООО РАО, 2003.
- Климов Е. А. Пути в профессионализм» - М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2003.
- Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению /Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Филология, 1998.
- Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения /Под ред. С.Н. Чистяковой. - Тамбов: Изд~во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред.
С.Н. Чистяковой, ТЛ4. Шалав иной. - М.: Просвещение, 2001.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.8.
- Родичев Н,Ф. Профессии, которые мы выбираем - Абитуриент. 2002. -
- Родичев Н.Ф, Мониторинг готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению — Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.
- Хуторский А.В, Методы эвристического обучения ~ Школьные технологии. - 1999.-№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Элективный курс "Профессиональное самоопределение", расчитан на 17 часов . Цель курса: оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"
Вашему вниманию предлагаю программу элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...
Элективный курс для 9 класса по технологии "Профессиональное самоопределение"
Программа элективного курса «Профессиональное самоопределение» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с базовым и углубленным изучением технологии. Элективный кур...
Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление....
элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Разработка занятий по профориентации....
Рабочая программа 11 класс элективный курс "Профессиональное самоопределение подростков"
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...