Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
элективный курс (9 класс) по теме
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_professionalnoe_samoopredelenie_9-h_klassov.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
г. Северодвинск, Архангельская область
Программа
элективного курса
«Профессиональное самоопределение»
для 9-х классов
Разработала программу
учитель черчения и ИЗО
высшая квалификационная категория
Беласик Л.Н
2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику.
Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.
Элективный курс является актуальным, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.
Основная цель данного элективного курса:
- способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Задачи элективного курса по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели:
- создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,
- подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
- развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, честность и порядочность;
- формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
- воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности;
Данный элективный курс модифицирован, разработан на основе программ: Технология. Трудовое обучение 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой.
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-х классов включает изучение раздела: «Профессиональное самоопределение»
Продолжительность освоения элективного курса 1учебный год при одночасовой нагрузке в неделю.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая.
Успешной реализации задач элективного курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения:
- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;
- традиционные методы: беседа, лекция;
- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;
- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;
- практическая, самостоятельная работа учащихся;
- профконсультации.
В процессе обучения используются сведения из следующих дисциплин: экономики, географии, черчения, технологии 5-10 классы, математики, обществознания, ОБЖ, биологии, психологии.
В 9-х классах уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.
Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания учащиеся усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям.
Таким образом, элективный курс призван оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры.
Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.
Тематический план элективного курса включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменного, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу.
Результативность
Учащиеся в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами овладевают знаниями профессионального самоопределения. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.
По окончании изучения элективного курса учащиеся защищают творческие проекты, являющиеся итоговой работой в конце года обучения.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- наглядные пособия (схемы, таблицы) по разделам тематического плана программы;
- карточки индивидуальных заданий;
- карточки контроля;
- карточки – тесты;
- образцы выполненных эскизов, дизайн рисунков, изделий;
- образцы технологической документации;
- образцы бизнес-планов;
- плакаты, газеты, журналы;
- дидактические материалы к разделу «Профессиональное самоопределение»;
- банк проектов и коллекции изделий, предлагаемых для творческих проектов.
Задачи на учебный год:
- ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
По окончании учебного года учащиеся должны
Знать:
- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
Уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- уметь составлять резюме.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Темы | Всего часов |
Профессиональное самоопределение | ||
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Профессиональная деятельность в жизни человека. | 1 |
3 | Цель трудовой деятельности. | 1 |
4 | Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии. | 1 |
5 | Методы изучения личности. | 1 |
6 | Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе. | 1 |
7 | Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). | 1 |
8 | Правила выбора профессий. | 1 |
9 | Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 |
10 | Общее понятие о профессии, специальности, должности. | 1 |
11 | Личный профессиональный план. | 1 |
12 | Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). | |
13 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. | 1 |
14 | Потребности и мотивы как условия активности личности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов. | 1 |
15 | Выявление ведущих мотивов деятельности. | 1 |
16 | Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. | 1 |
17 | Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере. | 1 |
18 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 |
19 | Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные. | 1 |
20 | Профессиональные намерения. Составление собственного резюме. | 1 |
21 | Индивидуальные интересы. | 1 |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 1 |
23 | Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Роль личности при выборе профессии. | 1 |
24 | Понятие о задатках и способностях личности. | 1 |
25 | Социальные проблемы труда («надо»). | 1 |
26 | Цели труда и его результата. | 1 |
27 | Процесс и условия труда. Предметы и средства труда. | |
28 | Проблемность трудовых ситуаций. | 1 |
29 | Коллективность процесса труда. | 1 |
30 | Условия труда. | 1 |
31 | Деловая игра «Рынок труда, или наем работника». | 1 |
32 | Защита творческого проекта «Мой профессиональный выбор». | 1 |
33-34 | Экскурсии на предприятия города. Отчет об экскурсии | 1 |
Итого | 34 |
ПРОГРАММА
1. Вводное занятие – 1 час.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий.
2. Профессиональная деятельность в жизни человека – 1 час.
Сущность труда, как вида человеческой деятельности. Элементы труда.
3. Цель трудовой деятельности – 1 час. Главная функция труда. Трудовой процесс.
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий.
4. Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии – 1час. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
5. Методы изучения личности – 1 час.
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
6. Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе – 1 час. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика определения уровня самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).
7. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 час.
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах.
8. Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час.
9. Правила выбора профессий. — 1 час.
10. Общее понятие о профессии, специальности, должности — 1 час.
11. Личный профессиональный план— 1 час.
Практическая работа. Ответы на вопросы, какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог?
12. Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий) — 1 час. Заполнение анкеты.
13. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 1 час.
14. Потребности и мотивы как условия активности личности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов — 1 час.
15. Выявление ведущих мотивов деятельности — 1 час
16. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности — 1 час.
17. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере — 1 час.
Диагностические процедуры. Анкета мотивов выбора профессии; опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности; методика исследования ценностных ориентаций.
18. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 час.
19. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные — 1 час.
20. Профессиональные намерения. Составление собственного резюме. — 1 час.
21. Индивидуальные интересы — 1 час.
Диагностические процедуры. Карта интересов; Карта склонностей; Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), организаторских склонностей (КОС).
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
22. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 час.
23. Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Активная роль личности при выборе профессии — 1 час.
24. Понятие о задатках и способностях личности — 1 час. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Специальные способности. Выявление и оценка уровня интеллектуального развития.
Диагностические процедуры. Краткий отборочный тест (КОТ); тест Холланда.
25. Социальные проблемы труда («надо») — 1 час. Разделение труда. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
26. Цели труда и его результат — 1 час. Характер труда. Культура труда.
27. Процесс и условия труда. Предметы и средства труда— 1 час.
28. Проблемность трудовых ситуаций — 1 час.
29. Коллективность процесса труда — 1 час. Ответственность в труде.
30. Условия труда — 1 час.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
31.Деловая игра «Рынок труда, или наем работника» — 1 час.
32 . Защита творческого проекта «Мой профессиональный выбор».— 1 час.
33-34. Экскурсии на предприятия города – 2 часа.
Отчет об экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Элективный курс "Профессиональное самоопределение", расчитан на 17 часов . Цель курса: оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"
Вашему вниманию предлагаю программу элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...
Элективный курс для 9 класса по технологии "Профессиональное самоопределение"
Программа элективного курса «Профессиональное самоопределение» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с базовым и углубленным изучением технологии. Элективный кур...
Проектная деятельность на элективных курсах как средство профессионального самоопределения ученика
В статье автор подводит итог своей работы в качестве преподавателя элективных курсов....
элективный курс "Профессиональное самоопределение"
Разработка занятий по профориентации....
Элективные курсы в профильном обучении химии как средство самоопределения учащихся к выбору профессии
Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля -ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно пр...