Элективный курс "Профессиональное самоопределение"
элективный курс (9 класс) по теме

Беласик Людмила Николаевна

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

г. Северодвинск, Архангельская область

        

Программа

элективного курса

«Профессиональное самоопределение»

для 9-х классов

Разработала программу

учитель черчения и ИЗО

высшая квалификационная категория

Беласик Л.Н

2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику.

Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.

Элективный курс является актуальным, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.

Основная цель данного элективного курса:

  1. способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Задачи элективного курса по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые  предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели:

- создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,

- подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, честность и порядочность;

- формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности;

Данный элективный курс модифицирован, разработан на основе программ: Технология. Трудовое обучение 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой.

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-х классов включает изучение раздела: «Профессиональное самоопределение»

Продолжительность освоения элективного курса 1учебный год при одночасовой нагрузке в неделю.

Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая.

Успешной реализации задач элективного курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая, самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

В процессе обучения используются сведения из следующих дисциплин: экономики, географии, черчения, технологии 5-10 классы, математики, обществознания, ОБЖ, биологии, психологии.

В 9-х классах уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания учащиеся усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Таким образом, элективный курс призван оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.

Тематический план элективного курса включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменного, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу.

Результативность

Учащиеся в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами овладевают знаниями профессионального самоопределения. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.

По окончании изучения элективного курса учащиеся защищают творческие проекты, являющиеся итоговой работой в конце года обучения.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- наглядные пособия (схемы, таблицы) по разделам тематического плана программы;

- карточки индивидуальных заданий;

- карточки контроля;

- карточки – тесты;

- образцы выполненных эскизов, дизайн рисунков, изделий;

- образцы технологической документации;

- образцы бизнес-планов;

- плакаты, газеты, журналы;

- дидактические материалы к разделу «Профессиональное самоопределение»;

- банк проектов и коллекции изделий, предлагаемых для творческих проектов.

Задачи на учебный год:

- ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

По окончании учебного года учащиеся должны

Знать:

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

Уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

          - уметь составлять резюме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 КЛАСС (34 часа)

№ п/п

Темы

Всего часов

Профессиональное самоопределение

1

Вводное занятие.

1

2

Профессиональная деятельность в жизни человека.

1

3

Цель трудовой деятельности.

1

4

Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии.

1

5

Методы изучения личности.

1

6

Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе.

1

7

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

1

8

Правила выбора профессий.

1

9

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

10

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

1

11

Личный профессиональный план.

1

12

Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

13

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

1

14

Потребности и мотивы как условия активности личности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов.

1

15

Выявление ведущих мотивов деятельности.

1

16

Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности.

1

17

Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

1

18

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

19

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные.

1

20

Профессиональные намерения. Составление собственного резюме.

1

21

Индивидуальные интересы.

1

22

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

23

Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Роль личности при выборе профессии.

1

24

Понятие о задатках и способностях личности.

1

25

Социальные проблемы труда («надо»).

1

26

Цели труда и его результата.

1

27

Процесс и условия труда. Предметы и средства труда.

28

Проблемность трудовых ситуаций.

1

29

Коллективность процесса труда.

1

30

Условия труда.

1

31

Деловая игра «Рынок труда, или наем работника».

1

32

Защита творческого проекта «Мой профессиональный выбор».

1

33-34

Экскурсии на предприятия города.

Отчет об экскурсии

1

Итого

34

ПРОГРАММА

1. Вводное занятие – 1 час.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий.

2. Профессиональная деятельность в жизни человека – 1 час.

Сущность труда, как вида человеческой деятельности. Элементы труда.

3. Цель трудовой деятельности – 1 час. Главная функция труда. Трудовой процесс.

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий.

4. Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии – 1час. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

5. Методы изучения личности – 1 час.

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

6. Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе – 1 час. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика определения уровня самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).

7. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 час.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах.

8. Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час.

9. Правила выбора профессий. — 1 час.

10. Общее понятие о профессии, специальности, должности — 1 час.

11. Личный профессиональный план— 1 час.

Практическая работа. Ответы на вопросы, какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог?

12. Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий) — 1 час. Заполнение анкеты.

13. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 1 час.

14. Потребности и мотивы как условия активности личности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов 1 час.

15. Выявление ведущих мотивов деятельности — 1 час 

16. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности 1 час.

17. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере 1 час.

Диагностические процедуры. Анкета мотивов выбора профессии; опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности; методика исследования ценностных ориентаций.

18. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 час.

19. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные — 1 час.

20. Профессиональные намерения. Составление собственного резюме. — 1 час.

21. Индивидуальные интересы — 1 час.

Диагностические процедуры. Карта интересов; Карта склонностей; Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), организаторских склонностей (КОС).

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

22. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 час.

23. Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Активная роль личности при выборе профессии — 1 час.

24. Понятие о задатках и способностях личности — 1 час. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Специальные способности. Выявление и оценка уровня интеллектуального развития.

Диагностические процедуры. Краткий отборочный тест (КОТ); тест Холланда.

25. Социальные проблемы труда («надо») — 1 час. Разделение труда. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

26. Цели труда и его результат — 1 час. Характер труда. Культура труда.

27. Процесс и условия труда. Предметы и средства труда— 1 час.

28. Проблемность трудовых ситуаций — 1 час.

29. Коллективность процесса труда — 1 час. Ответственность в труде.

30. Условия труда — 1 час.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

31.Деловая игра «Рынок труда, или наем работника» — 1 час.  

32 . Защита творческого проекта «Мой профессиональный выбор».— 1 час.

33-34. Экскурсии на предприятия города – 2 часа.

Отчет об экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Элективный курс "Профессиональное самоопределение", расчитан на 17 часов . Цель  курса: оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"

Вашему вниманию предлагаю программу  элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...

Элективный курс для 9 класса по технологии "Профессиональное самоопределение"

Программа элективного курса «Профессиональное самоопределение» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с базовым и углубленным изучением технологии. Элективный кур...

Проектная деятельность на элективных курсах как средство профессионального самоопределения ученика

В статье автор подводит итог своей работы в качестве преподавателя  элективных курсов....

элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Разработка занятий по профориентации....

Элективные курсы в профильном обучении химии как средство самоопределения учащихся к выбору профессии

Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля -ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно пр...