Статья: Виктимность и виктимное поведение. Автор социальный педагог ГБОУ СОШ №184 Долгушева И. П.
статья

Долгушева Инна Петровна

Виктимность в психологии – это модель поведения человека, при которой он неосознанно навлекает на себя агрессию со стороны окружающих и принимает позицию жертвы. Это явление рассматривается как патология в психологии и криминалистики.

Содержание статьи:

  1. Что такое виктимность?
  2. Причины виктимности
  3. Признаки виктимности
  4. Виды виктимности

На формирование такой модели поведения влияет как внутренняя предрасположенность личности, так и внешние факторы. Чаще всего виктимность проявляется в семейных отношениях.

Причины виктимности

Виктимное поведение формируется в детстве. Кроме наследственных особенностей, к виктимизации личности приводят такие внешние факторы:

  • Coциaльнo-пcиxoлoгичecкий статус семьи – если семья неполная, или родители не в состоянии полноценно обеспечить материальное благополучие ребенка, он начинает чувствовать себя неполноценно и приобретает склонность к статусу жертвы;
  • Особенности взаимоотношений в семье – постоянные конфликты, аморальное поведение родителей, алкоголизм и жестокое обращение с ребенком формируют поведение жертвы. Также причиной может выступать модель воспитания, при которой родители занижают достижения и достоинства детей;
  • Конфликты со сверстниками – унижения и «буллинг» в среде ровесников распространенная причина виктимности во взрослом возрасте;
  • Негативное отношение учителей – давление и низкая оценка со стороны авторитетных людей (учителей, преподавателей, тренеров) может негативно влиять на личности слабого типа;
  • Насилие, пережитое в прошлом – часто к виктимности в отношениях склонны жертвы физического, сексуального и морального насилия в прошлом;
  • Участие в преступных группах – члены антисоциальных группировок и компаний, прошедшие жесткую иерархию, могут проявлять признаки поведения жертвы.

Признаки виктимности

          Виктимное поведение может проявляться разными признаками. Чаще всего люди такого типа демонстрируют две поведенческие модели:

  • Пассивно-подчиняемая модель – жертва готова выполнить любое указание агрессора, но в связи с искаженным пониманием, делает это неправильно или слишком пассивно, что навлекает новый гнев и агрессию.
  • Псевдопровоцирующая модель – виктимная личность сама подсознательно вызывает агрессивную реакцию нападающего, демонстрируя вызывающее и провоцирующее поведение.

Часто эти модели поведения сочетаются в одном человеке и проявляются поочередно. Такой тип поведения называют неустойчивым. К распространенным признакам роли жертвы относят доверчивость, внушаемость, покорность, неумение защитить себя от нападок, легкомысленное отношение к жизни.

Виды виктимности

       Синдром «жертвы» может проявляться разными формами виктимного поведения. Часто эти формы чередуются. Исследования показывают, что практически все жертвы насилия сами склонны проявлять агрессию и насилие к другим людям.

Психологи выделяют такие виды виктимности:

  • Виктимогенная деформация – поведенческая модель, формирующаяся на фоне плохой социальной адаптации. Такие люди склонны к конфликтным ситуациям, обидчивы и резки в общении.
  • Профессиональная деформация – диагностируется, если человек в силу занимаемой должности или роли в обществе, имеет повышенный риск посягательств на свою безопасность.
  • Патологическая деформация – виктимность формируется на фоне психических расстройств личности.
  • Возрастная деформация – некоторые люди ведут себя «жертвенно» в результате возрастных изменений мышления.

         В настоящее время различные виды насильственных форм поведения имеют широкое распространение в России. Практика оказания психологической помощи жертвам насилия показывает, что неблагоприятный детский опыт, связанный с родительской семьей, играет важную роль в развитии виктимного поведения личности. Социализация личности, как правило, начинается в семье как главном институте воспитания, где происходит сложный процесс формирования личности, усвоение ею норм нравственности и стандартов поведения. Здоровая, дружная семья воспитывает в человеке положительные качества, и, наоборот, неблагоприятное влияние в семье, дурной пример со стороны членов семьи оставляют порой неизгладимый след в сознании и взглядах индивида (Ганишина, 2006; Лидерс, 2006: Целуйко, 2003).

         Понятие «неблагополучная семья» не имеет определения и наряду с ним употребляются различные его синонимы, например, «дисфункциональная семья», «деструктивная семья», «негармоничная семья», «семьи группы риска» и т. п. С психологической точки зрения неблагополучная семья – это семья с нарушенной структурой, обесцениваемыми или игнорируемыми основными семейными функциями, в которой духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, характер общения в семье не обеспечивает передачу духовных ценностей от родителей к детям, а воспитание в основном строится с применением запретов и наказаний. В таких семьях имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего дети в них часто называются «трудными»: у ребёнка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение, формируется девиантное поведение, приводящее к необходимости внешнего контроля (Елизаров, 1995; Зайдуллина, 2000).

          В научных публикациях по этой проблеме выделяются различные внутрисемейные факторы, способствующие формированию виктимного поведения личности, например, роль предыдущего вызванного насилием в семье травматического опыта, формирующего повышенную уязвимость личности для любых виктимогенных ситуаций. Другим фактором формирования виктимных черт является недостаточное уважение со стороны родителей, проявляющееся у детей в постоянной боязни наказания и приводящее к формированию некоторых патологических черт личности. Как следствие, такие дети становятся жертвами различного рода проявлений насилия, а иногда и сами выступают в роли обидчика, преступника (Антонян, 1987; Малкина-Пых, 2006; Целуйко, 2003; Brezina, 1998). Среди других внутрисемейных факторов, которые могут привести к развитию виктимного поведения, выделяются внутрисемейные конфликты, неудовлетворение нужд ребенка, лишение развития самостоятельности, патологические роли в семье и т. д. (Калинина, 1999; Малкина-Пых, 2006; Harrell, 2007).

        Таким образом, структура семьи, некоторые характеристики отношений в ней и индивидуальные характеристики отдельных ее членов влияют на формирование личности ребенка, его чувство собственного достоинства и восприятие себя как жертвы. Формируемая таким образом виктимизация проявляется в виктимогенном поведении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktimnost_i_viktimnoe_povedenie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Виктимность и виктимное поведение

Виктимность в психологии – это модель поведения человека, при которой он неосознанно навлекает на себя агрессию со стороны окружающих и принимает позицию жертвы. Это явление рассматривается как патология в психологии и криминалистики.

Содержание статьи:

  1. Что такое виктимность?
  2. Причины виктимности
  3. Признаки виктимности
  4. Виды виктимности

На формирование такой модели поведения влияет как внутренняя предрасположенность личности, так и внешние факторы. Чаще всего виктимность проявляется в семейных отношениях.

Причины виктимности

Виктимное поведение формируется в детстве. Кроме наследственных особенностей, к виктимизации личности приводят такие внешние факторы:

  • Coциaльнo-пcиxoлoгичecкий статус семьи – если семья неполная, или родители не в состоянии полноценно обеспечить материальное благополучие ребенка, он начинает чувствовать себя неполноценно и приобретает склонность к статусу жертвы;
  • Особенности взаимоотношений в семье – постоянные конфликты, аморальное поведение родителей, алкоголизм и жестокое обращение с ребенком формируют поведение жертвы. Также причиной может выступать модель воспитания, при которой родители занижают достижения и достоинства детей;
  • Конфликты со сверстниками – унижения и «буллинг» в среде ровесников распространенная причина виктимности во взрослом возрасте;
  • Негативное отношение учителей – давление и низкая оценка со стороны авторитетных людей (учителей, преподавателей, тренеров) может негативно влиять на личности слабого типа;
  • Насилие, пережитое в прошлом – часто к виктимности в отношениях склонны жертвы физического, сексуального и морального насилия в прошлом;
  • Участие в преступных группах – члены антисоциальных группировок и компаний, прошедшие жесткую иерархию, могут проявлять признаки поведения жертвы.

Признаки виктимности

          Виктимное поведение может проявляться разными признаками. Чаще всего люди такого типа демонстрируют две поведенческие модели:

  • Пассивно-подчиняемая модель – жертва готова выполнить любое указание агрессора, но в связи с искаженным пониманием, делает это неправильно или слишком пассивно, что навлекает новый гнев и агрессию.
  • Псевдопровоцирующая модель – виктимная личность сама подсознательно вызывает агрессивную реакцию нападающего, демонстрируя вызывающее и провоцирующее поведение.

Часто эти модели поведения сочетаются в одном человеке и проявляются поочередно. Такой тип поведения называют неустойчивым. К распространенным признакам роли жертвы относят доверчивость, внушаемость, покорность, неумение защитить себя от нападок, легкомысленное отношение к жизни.

Виды виктимности

       Синдром «жертвы» может проявляться разными формами виктимного поведения. Часто эти формы чередуются. Исследования показывают, что практически все жертвы насилия сами склонны проявлять агрессию и насилие к другим людям.

Психологи выделяют такие виды виктимности:

  • Виктимогенная деформация – поведенческая модель, формирующаяся на фоне плохой социальной адаптации. Такие люди склонны к конфликтным ситуациям, обидчивы и резки в общении.
  • Профессиональная деформация – диагностируется, если человек в силу занимаемой должности или роли в обществе, имеет повышенный риск посягательств на свою безопасность.
  • Патологическая деформация – виктимность формируется на фоне психических расстройств личности.
  • Возрастная деформация – некоторые люди ведут себя «жертвенно» в результате возрастных изменений мышления.

         В настоящее время различные виды насильственных форм поведения имеют широкое распространение в России. Практика оказания психологической помощи жертвам насилия показывает, что неблагоприятный детский опыт, связанный с родительской семьей, играет важную роль в развитии виктимного поведения личности. Социализация личности, как правило, начинается в семье как главном институте воспитания, где происходит сложный процесс формирования личности, усвоение ею норм нравственности и стандартов поведения. Здоровая, дружная семья воспитывает в человеке положительные качества, и, наоборот, неблагоприятное влияние в семье, дурной пример со стороны членов семьи оставляют порой неизгладимый след в сознании и взглядах индивида (Ганишина, 2006; Лидерс, 2006: Целуйко, 2003).

         Понятие «неблагополучная семья» не имеет определения и наряду с ним употребляются различные его синонимы, например, «дисфункциональная семья», «деструктивная семья», «негармоничная семья», «семьи группы риска» и т. п. С психологической точки зрения неблагополучная семья – это семья с нарушенной структурой, обесцениваемыми или игнорируемыми основными семейными функциями, в которой духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, характер общения в семье не обеспечивает передачу духовных ценностей от родителей к детям, а воспитание в основном строится с применением запретов и наказаний. В таких семьях имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего дети в них часто называются «трудными»: у ребёнка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение, формируется девиантное поведение, приводящее к необходимости внешнего контроля (Елизаров, 1995; Зайдуллина, 2000).

          В научных публикациях по этой проблеме выделяются различные внутрисемейные факторы, способствующие формированию виктимного поведения личности, например, роль предыдущего вызванного насилием в семье травматического опыта, формирующего повышенную уязвимость личности для любых виктимогенных ситуаций. Другим фактором формирования виктимных черт является недостаточное уважение со стороны родителей, проявляющееся у детей в постоянной боязни наказания и приводящее к формированию некоторых патологических черт личности. Как следствие, такие дети становятся жертвами различного рода проявлений насилия, а иногда и сами выступают в роли обидчика, преступника (Антонян, 1987; Малкина-Пых, 2006; Целуйко, 2003; Brezina, 1998). Среди других внутрисемейных факторов, которые могут привести к развитию виктимного поведения, выделяются внутрисемейные конфликты, неудовлетворение нужд ребенка, лишение развития самостоятельности, патологические роли в семье и т. д. (Калинина, 1999; Малкина-Пых, 2006; Harrell, 2007).

        Таким образом, структура семьи, некоторые характеристики отношений в ней и индивидуальные характеристики отдельных ее членов влияют на формирование личности ребенка, его чувство собственного достоинства и восприятие себя как жертвы. Формируемая таким образом виктимизация проявляется в виктимогенном поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...

Рабочая программа социального педагога ГБОУ СОШ №490

Рабочая программа разработана на основании социальной характеристики обучающихся школы, анализа работы за прошлый учебный год, выявленные проблемы....