Мониторинг эффективности образовательного процесса.
методическая разработка
1.Диагностика нравственной самооценки.
2.Диагностика отношения к жизненным ценностям.
3.Диагностика этики поведения
4.мониторинг развития личности_ГОТ
5.МР_Оценка качества обучения_ГОТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_nravstvennoy_samootsenki.doc | 94 КБ |
diagnostika_otnosheniya_k_zhiznennym_tsennostyam.doc | 99.5 КБ |
diagnostika_etiki_povedeniya.doc | 105.5 КБ |
monitoring_razvitiya_lichnosti_got.docx | 64.3 КБ |
mr_otsenka_kachestva_obucheniya_got.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОЙ САМООЦЕНКИ
К разделу «Я человек»
Инструкция: Педагог читает учащимся 10 высказываний; они выставляют себе баллы в соответствии со своим уровнем согласия.
4 балла – полностью согласен
3 балла – больше согласен, чем не согласен
2 балла – немного согласен
1 балл – не согласен
Вопросы:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и со взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно доставлять людям радость
9. Мне кажется, что нужно прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6,7 обрабатываются так: 4 балла – 1, 3 балла – 2, 2 балла – 3, 1 балл – 4.
В остальных ответах количество единиц в соответствии с баллом.
Интерпретация:
34 – 40 – высокий уровень нравственной самооценки
24 – 33 – средний уровень нравственной самооценки
16 – 23 - уровень нравственной самооценки ниже среднего
10 – 15 – низкий уровень нравственной самооценки
РЕЗУЛЬТАТ
2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
ВЫВОДЫ.
У большей части учащихся уровень нравственной самооценки высокий. У 4 % - низкий показатель. С учащимися необходимо проводить работу по направлению «Нравственность», «Я в мире людей», «Как и в чём я себя реализую». Вовлекать ребят в активную деятельность в группах, чтобы каждый из них чувствовал ответственность за возложенное на него поручение стремился к слаженной и дружной работе в коллективе.
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
К разделу «Я человек»
Выберите из списка желаний только пять наиболее важных для вас.
1. Быть человеком, которого любят
2. Иметь много денег
3. Иметь самый современный компьютер
4. Иметь верного друга
5. Мне важно здоровье родителей
6. Иметь возможность многими командовать
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
8. Иметь доброе сердце
9. Уметь сочувствовать и помогать другим
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10
Пять положительных ответов: высокий уровень
4-3 – средний
2 – ниже среднего
0-1 – низкий уровень
РЕЗУЛЬТАТ
2018-2019 учебный год
2019-2020 учебный год
ВЫВОДЫ.
Довольно большой процент воспитанников имеет неправильное представление об истинных и ложных ценностях.
Задачи: организовать работу, чтобы эти представления постепенно менялись. Занятия «Я познаю себя и окружающий мир», «Я в мире людей», беседы, уроки мужества, творческие мероприятия помогут осознать важность таких понятий, как доброта, честность, мужество, дружба, взаимовыручка… Помогут открыть в себе богатый внутренний мир.
Число воспитанников, имеющих средний и низкий уровень отношения к жизненным ценностям, уменьшился. Этому помогло также привлечение ребят к самостоятельной подготовке и проведению мероприятий.
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ.
Допишите предложения:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеётся, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я …
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, то я …
Интерпретация.
№ | Отрицательный результат | Положительный результат |
1 | Равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение | Помощь, сочувствие |
2 | Агрессия, психологическое подавление | Отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии |
3 | Давление, агрессия, хитрость | Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция |
4 | Отсутствие реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление | Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости |
5 | Грубость, агрессия, нетактичность | Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания |
РЕЗУЛЬТАТ
2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
ВЫВОДЫ.
Отношения в коллективе важны для нормального функционирования всех звеньев самоуправления. Небольшой процент учащихся, проявляющих грубость, агрессию по отношению к своим сверстникам, нужно привлекать к общественным делам. Хорошей формой работы здесь станут ролевые игры, помогающие почувствовать себя частью социальной системы, поставить себя на место другого человека.
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития личности учащихся
Для педагогического мониторинга развития учащихся предлагается метод структурированного наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Возможно проведение обследования совместными усилиями педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов с занесением обобщенных результатов в Карту группы. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.
Шкала оценок
Параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы |
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 |
Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 | ||
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 | ||
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 | ||
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 | ||
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 | ||
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 | ||
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 | ||
Нравственно-этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 |
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 | ||
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 | ||
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает | 4 | ||
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 | ||
Познавательная сфера | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется | 1 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 | ||
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 | ||
Регулятивная сфера | Произвольность деятельности | Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 | ||
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 | ||
Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 | |
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 | ||
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 | ||
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 | ||
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 | ||
Коммуникативная сфера | Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | ||
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | ||
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Карта группы
Мониторинг результатов развития учащихся
В состав диагностического комплекса включены методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований. Психодиагностические методики имеют четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и по уровню сложности соответствуют возрастным особенностям исследуемых детей. Оцениваемые параметры и методики представлены в Таблице 1. Результаты заносятся в мониторинговую Карту группы.
Таблица 1
Оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы | Дополнительные методы психологической диагностики (для педагогов -психологов) | ||
Личностная сфера | ||||||
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса. [1] | ||
Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 | |||||
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 | |||||
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 | |||||
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 | |||||
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
| ||
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 | |||||
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 | |||||
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 | |||||
Нравственно-этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 | 1. Моральная дилемма 7. Анкета «Оцени поступок» [1] | ||
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 | |||||
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 | |||||
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично нарушает | 4 | |||||
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 | |||||
Познавательная сфера |
| |||||
Внимание | Уровень сформированности внимания | Низкий уровень сформированности внимания | 1 | Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) [1] | ||
Средний уровень сформированности внимания | 2 | |||||
Высокий уровень сформированности внимания | 3 | |||||
Память | Уровень развития кратковременной смысловой памяти | Низкий уровень | 1 | Тест кратковременной памяти и умозаключений (Овчарова Р.В.) [2] | ||
Средний уровень | 2 | |||||
Высокий уровень | 3 | |||||
Познавательная активность | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется | 1 |
| ||
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 | |||||
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 | |||||
Мышление | Уровень сформированности логических операций (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей) | При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется | 1 | 1. Тест кратковременной памяти и умозаключений (Овчарова Р.В.) [2] 2. Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) [3] | ||
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания | 2 | |||||
Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого | 3 | |||||
Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи | 4 | |||||
Регулятивная сфера |
| |||||
Регулятивные функции | Произвольность деятельности | Деятельность хаотична, непродуманна; прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 |
| ||
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 | |||||
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 | |||||
| Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 |
| ||
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 | |||||
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 | |||||
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 | |||||
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 | |||||
Коммуникативная сфера |
| |||||
| Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 | 1. Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) [1] | ||
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | |||||
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | |||||
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 | |||||
Уровень коммуникативности | Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные трудности вхождения в новый коллектив | 1 | Анкета оценки коммуникативных особенностей учащихся[4] | |||
Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении | 2 |
| ||||
Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении | 3 | |||||
Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств. | 4 | |||||
Испытывает потребность в общении, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, принимает самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях | 5 |
ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса [1]
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Ситуация оценивания:
методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Критерии оценивания представлены в Таблице 1.
Уровень | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал | Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые |
2. Реакция на новизну | Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет |
3. Любопытство | Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает |
4. Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач | Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов |
Уровни
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней:
1 – отсутствие интереса,
2 – реакция на новизну,
3 – любопытство,
4 – ситуативный учебный интерес,
5 – устойчивый учебно-познавательный интерес;
6 – обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий; уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 – как очень высокий.
Обработка результатов
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
Уровень | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак | Результаты |
1. Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал | Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые | |
2. Реакция на новизну | Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет | 2 |
3. Любопытство | Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает | 2 |
4. Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается | 3 |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу | 10 |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач | Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов | 5 |
Уровни
1 – отсутствие интереса (отсутствует)
2 – реакция на новизну (2 учащихся): низкий
3 – любопытство (2 учащихся): низкий
4 – ситуативный учебный интерес (3 учащихся): удовлетворительный
5 – устойчивый учебно-познавательный интерес (10 учащихся): высокий
6 – обобщенный учебно-познавательный интерес (5 учащихся): очень высокий
2. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа.
Текст задания:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы и будет работать на компьютере.
1. Что делать Антону?
2. Почему?
3. А как бы поступил ты?
Уровни решения моральной дилеммы – ориентация на интересы и потребности других людей, направленность личности – на себя или на потребности других.
Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):
1 – решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера: «пойти домой играть»;
2 – стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других: найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер;
3 – отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи: «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти».
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответов на вопрос № 2:
1 – стадия власти и авторитета («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);
2 – стадия инструментального обмена («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);
3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);
4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).
Обработка результатов
Моральная дилемма
Вопрос № 1 (№ 3):
1 – решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера: отсутствует
2 – стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других: 7 учащихся
3 – отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи: 14 учащихся
Уровни развития моральных суждений:
Вопрос № 2:
1 – стадия власти и авторитета: 2 учащихся
2 – стадия инструментального обмена: 5 учащихся
3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений: 9 учащихся
4 – стадия «закона и порядка»: 6 учащихся
4. Анкета «Оцени поступок» [1] (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Форма (ситуация оценивания): фронтальное анкетирование.
Детям предлагалось оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл – так делать можно, 2 балла – так делать иногда можно, 3 балла – так делать нельзя, 4 балла – так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут в зависимости от возраста детей.
В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Э. Туриэлю).
Вид социальных норм | Категории конвенциональных норм | Конвенциональные нормы | Мини-ситуации нарушения конвенциональных норм |
Конвенциональные нормы | ритуально-этикетные |
|
|
организационно- административные |
|
| |
Вид социальных норм | категория моральных норм (по Э. Туриелю) | моральные нормы | мини-ситуации нарушения моральных норм |
Моральные нормы | нормы альтруизма нормы ответственности, справедливости и законности |
|
|
– семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
– четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
1 балл Так делать можно | 2 балла Так делать иногда можно | 3 балла Так делать нельзя | 4 балла Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
- Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
- Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
- Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
- Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
- Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
- Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
- Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
- Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
- Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
- Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
- Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
- Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
- Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
- Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
- Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
- Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
- Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
- Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+/- 4 балла)
2 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4;
Обработка результатов
Анкета «Оцени поступок»
Нравственно-этические установки.
Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении
– семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
– четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
1 балл Так делать можно | 2 балла Так делать иногда можно | 3 балла Так делать нельзя | 4 балла Так делать нельзя ни в коем случае |
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+/- 4 балла): все респонденты обладают высоким уровнем понимания конвекциальных и моральных норм – сумма баллов не отличается более чем на 2-3 балла
3 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4
Учащиеся осознают моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично нарушают.
95% учащихся всегда следуют общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимают.
Познавательная сфера
1. Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) [1]
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я. Гальперин). В исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3-й класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
- 0—2 — высший уровень внимания,
- 3—4 — средний уровень внимания,
- более 5 — низкий уровень внимания.
2. Тест кратковременной памяти и умозаключений
Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена одним из видов умозаключений.
Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:
— Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно отвечает утвердительно.)
Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит. «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»
В протоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка; чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень.
При этом используется следующая таблица:
Возрастные группы | Уровень развитая кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений) | ||
низкий | средний | высокий | |
Шестилетки | 8 | 5-7 | 1-4 |
Семилетки | 7 | 4-6 | 1-3 |
Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осуществлять простейшие умозаключения:
— Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?
Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:
— Ну-ка, давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа — сам вопрос.)
После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:
— А кто из мальчиков самый низкий?
При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается общее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом используется следующая таблица:
Возрастные группы | Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом) | ||
низкий | средний | высокий | |
6 лет | 10 | 5-9 | 1-4 |
7 лет | 8 | 4-7 | 1-3 |
Наблюдения за выполнением ребенком всех, четырех описанных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:
1. Низкий уровень умственной активности: к выполнению заданий ребенок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).
2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.
3. Высокий уровень умственной активности: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в которой проводится собеседование, к учителю. Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прилагает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА
Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т. е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
- умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено, или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Обработка результатов
Задание «Совместная сортировка»
1) низкий уровень – 2 учащихся;
2) средний уровень – 6 учащихся;
3) высокий уровень – 10 учащихся.
11% учащихся в совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других.
33% Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера.
56% учащихся проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь.
Анкета оценки коммуникативных особенностей учащихся
Коммуникативные свойства учащихся можно определить с помощью модифицированной методики «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (Л.А. Головей,). Вопросы предлагаемой анкеты направлены на выявление склонности ребёнка к общению и определение уровня его коммуникативных особенностей, коммуникативно-речевой активности.
Детям предлагается «Лист ответов», в котором отражена нумерация 22 вопросов. Вопросы зачитываются учителем. Учащимся нужно с помощью знаков («+» или «–») дать утвердительный или отрицательный ответ в «Листе ответов».
- У тебя много друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
- Тебя долго беспокоит чувство обиды, причиненное кем-то из товарищей?
- У тебя есть желание знакомиться с разными новыми людьми?
- Верно, что тебе приятнее проводить время с книгами или за другими занятиями, чем с людьми?
- Ты легко устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?
- Ты трудно включаешься в новую для тебя компанию?
- Ты легко можешь заговорить с незнакомыми людьми?
- Ты трудно осваиваешься в новом коллективе?
- Ты стремишься при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Тебя раздражают окружающие люди, и хочется ли тебе побыть одному?
- Тебе нравится постоянно находиться среди людей?
- Ты испытываешь чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Ты любишь участвовать в коллективных играх?
- Правда, что ты чувствуешь себя неуверенно среди малознакомых людей?
- Ты думаешь, что тебе легко развеселить малознакомую компанию?
- Ты стремишься ограничить круг своих знакомых небольшим числом товарищей?
- Ты себя легко чувствуешь, попав в незнакомую компанию?
- Правда, что ты чувствуешь себя неуверенно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Верно, что у тебя много друзей?
- Часто ты стесняешься при разговоре с малознакомыми людьми?
- Испытываешь ты необходимость в общении?
- Во время разговора тебя раздражают другие люди?
Ответы сопоставляются с дешифратором.
Дешифратор
Коммуникативные склонности | Ответы | |
положительные | отрицательные | |
вопросы 1-го столбца | вопросы 2-го столбца |
Затем подсчитывается количество совпадений по коммуникативным склонностям (Кх). После этого вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных склонностей (Кк) как отношение количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) к максимально возможному числу совпадений (22) по формуле: Кк = Кх/22. Для качественной интерпретации результатов следует соотнести полученные коэффициенты (Кк) со шкалой оценок уровня коммуникативных склонностей.
Шкала оценок коммуникативных склонностей
Коэффициент коммуникативных склонностей | Уровень коммуникативных склонностей |
0,10–0,45 | 1-й |
0,45–0,55 | 2-й |
0,56–0,65 | 3-й |
0,66–0,75 | 4-й |
0,75–1,00 | 5-й |
Уровни коммуникативных склонностей характеризуются определенными качественными параметрами:
- 1-й уровень – низкий. Определяется негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью, раздражительностью, значительными трудностями вхождения в новый коллектив.
- 2-й уровень – ниже среднего. Дети, имеющие этот уровень развития коммуникативных склонностей, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой. Они ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу в общении.
- 3-й уровень – средний. На этом уровне у учеников отмечается стремление к контактам с разными людьми, отстаивание своего мнения, однако потенциал их склонностей, инициативность недостаточно устойчивы.
- 4-й уровень – высокий. На этом уровне дети проявляют инициативу в общении, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся к расширению круга знакомств.
- 5-й уровень – очень высокий. Дети, имеющие этот уровень развития коммуникативных склонностей, испытывают потребность в общении, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.
Обработка результатов
Анкета оценки коммуникативных особенностей учащихся
- 1 уровень – низкий.
- 2 уровень – ниже среднего.
- 3 уровень – средний: 5 учащихся
- 4 уровень – высокий: 12 учащихся
- 5-й уровень – очень высокий: 3 учащихся
15% респондентов: стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении.
60% респондентов: проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств.
25% респондентов: испытывает потребность в общении, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, принимает самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях.
Методика оценки социализации обучающихся в системе дополнительного образования
Для оценки уровня социализации и воспитанности учащихся предлагается метод структурированного наблюдения за поведением в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Карта заполняется 1 раз в год (в конце года).
Карта оценки социально-личностных качеств детей
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Принимает и выполняет правила группового поведения | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Умеет встать на позицию другого | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Проявляет готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Проявляет этические чувства – стыда, вины, совести | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Способен анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Проявляет свои эмоции приемлемым способом | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Способен подчинять свои интересы интересам коллектива | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
В общем деле видит свою ценность | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Умеет найти область деятельности для проявления своих интересов | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Стремится к самовыражению | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Осознает многообразие традиций и обычаев других народов и культур | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Проявляет бережное отношение к природе и окружающей среде | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Средний балл | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 3,2 | 3,1 | 2,8 | 2,8 | 3,0 | 3,4 | 3,0 | 3,0 | 3,3 | 3,3 | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,1 | 3,2 | 3,2 | 3,4 | 3,1 | 3,1 | 3,0 |
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ: 3,1 (качество проявляется почти всегда, но под воздействием педагога)
Уровень сформированности качества личности оценивается по пятибалльной системе:
«1» – качество не проявляется;
«2» – качество проявляется редко;
«3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием педагога;
«4» – качество проявляется почти всегда.
Предварительный просмотр:
Таблица 1
Мониторинг результатов обучения
по программам дополнительного образования
Показатели | Критерии | Степень выраженности | Кол-во баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка ребенка: | ||||
1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (менее 30% объема знаний) | 1 - 4 | Входное тестирование, промежуточная, итоговая аттестация, контрольные срезы знаний |
Средний уровень (объем знаний - 50%) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний) | 9 - 10 | |||
1.2.Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования терминов | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять термины) | 1 - 4 | |
Средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (употребляет специальные термины осознанно и с соответствии с их содержанием) | 9 – 10 | |||
2. Практическая подготовка ребенка | ||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (менее 30% объема знаний) | 1 - 4 | Практические занятия, технические зачеты и т.д.
|
Средний уровень (объем знаний - 50%) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний) | 9 – 10 | |||
2.2.Владение специальным оборудованием | Практическое использование специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием) | 1 - 4 | |
Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно) | 9 – 10 | |||
2.3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный уровень развития креативности (ребенок выполняет простейшие практические задания педагога) | 1 - 4 | Наблюдение, практические, конкурсные и презентационные занятия |
Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца) | 5 - 8 | |||
Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества) | 9 – 10 | |||
3.Общеучебные навыки ребенка | ||||
3.1.Умение подбирать и анализировать информацию из различных источников | Самостоятельность в работе с источниками информации | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с источниками информации, нуждается в помощи и контроле педагога) | 1 - 4 | Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т.д. |
Средний уровень (работает с информацией с помощью педагога или родителей) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 | |||
3.2.Умение осуществлять исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи и контроле педагога) | 1 - 4 | Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т.д. |
Средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 | |||
4.Учебно-коммуникативные умения | ||||
4.1.Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации от педагога | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 - 4 | Наблюдение |
Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень ( не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 | |||
4.2.Умение конструктивно общаться со сверстниками | Сформированность умения конструктивно общаться со сверстниками | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения в общении, нуждается в постоянной помощи, периодически провоцирует конфликты) | 1 - 4 | |
Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей, сам в конфликтах не участвует, старается их избежать) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей, пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты) | 9 – 10 | |||
5.Учебно-организационные умения | ||||
5.1.Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи) | 1 - 4 | Наблюдение |
Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 | |||
5.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие навыков программным требованиям | Минимальный уровень (овладел менее 30% необходимых навыков) | 1 - 4 | |
Средний уровень (овладел 50% необходимых навыков) | 5 - 8 | |||
Максимальный уровень (усвоил практически весь объем необходимых навыков) | 9 – 10 | |||
5.3.Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность в работе | Удовлетворительно | 1 - 4 | |
Хорошо | 5 - 8 | |||
Отлично | 9 – 10 |
Таблица 2
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели | Критерии | Степень выраженности | Кол-во баллов | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества | ||||
1.1. Воля | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени | Терпения хватает менее, чем на половину занятия | 1 – 4 | Наблюдение, беседы с родителями |
Терпения хватает более, чем на половину занятия | 5 – 8 | |||
Терпения хватает на все занятие | 9 – 10 | |||
1.2. Целеустремленность | Способность активно побуждать себя к практическим действиям, ставить цель и добиваться ее | Достижение цели побуждается педагогом, родителями | 1 – 4 | |
Достижение цели побуждается иногда самим ребенком | 5 – 8 | |||
Достижение цели побуждается всегда самим ребенком | 9 – 10 | |||
1.3.Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить их к должному действию) | Ребенок всегда действует под воздействием контроля родителей, педагога | 1 – 4 | |
Периодически контролирует себя сам | 5 – 8 | |||
Постоянно контролирует себя сам |
| |||
2.Ориентационные качества | ||||
2.1.Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребенка в освоении программы | Интерес к занятиям продиктован извне | 1 - 4 | Наблюдение, собеседование с детьми, родителями |
Интерес периодически поддерживается самим ребенком | 5 - 8 | |||
Интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 9 - 10 |
Сводная ведомость
Итоговая диагностика
№ п/п | ФИО воспитаника | Средний балл по показателям | Средний балл воспитанника | |||||||||||||||
Теоретическая подготовка подготовка | Практическая подготовка | Общеучебные умения и навыки | Учебно – коммуникативные умения | Учебно-организационные умения | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | ||||||||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 9 | 4 | 7 | 7 | 5 | 5 | 4 | 5 | |||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 | 8 | 6 | 5 | 7 | 6 | |||
8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 | 9 | 8 | 9 | 9 | 7 | 5 | 8 | 7 | |||
8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 8 | 8 | 7 | 7 | 5 | 5 | 8 | 7 | |||
9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8 | 6 | 5 | 9 | 8 | |||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 9 | 5 | 9 | 9 | 8 | 5 | 6 | 7 | |||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 | 6 | 7 | 7 | 5 | 6 | 6 | 7 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 6 | 7 | 7 | |||
8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 8 | 9 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 9 | 7 | 7 | 7 | 6 | 5 | 8 | 7 | |||
9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 6 | 6 | 8 | 9 | 8 | 8 | 5 | 5 | 9 | 8 | |||
9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 5 | 5 | 8 | 9 | 9 | 9 | 6 | 7 | 9 | 8 | |||
8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 8 | 8 | 7 | 7 | 5 | 7 | 10 | 7 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 9 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 9 | 7 | |||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 7 | 7 | 9 | 9 | 9 | 9 | 7 | 8 | 9 | 9 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 9 | 7 | 7 | 7 | 6 | 9 | 8 | 7 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 9 | 7 | 7 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 | 9 | 9 | 7 | 9 | 7 | 7 | |||
7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | |||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 7 | |||
8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 8 | 9 | 9 | 6 | 5 | 8 | 8 | |||
7 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 7 | 7 | 7 | 6 | 5 | 8 | 7 | |||
7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 5 | 8 | 8 | |||
Средний балл | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 6 | 8 |
Средний балл воспитанников:
1 – 4 балла - _______чел. _________%
5 – 8 баллов - 22 чел. 97 %
9 – 10 баллов - 1 чел. 3 %
Итоговый протокол
оценки качества реализации программ дополнительного образования
Ф.И.О. педагога | Количество воспитанников | Уровень развития воспитанников | ||
Высокий (%) | Средний (%) | Низкий (%) | ||
Подлипаева Т.В. | 23 | 1 | 22 | |
Средний балл | 3% | 97% |
Мониторинг результатов обучения
Мониторинг показал средний балл учащихся – 7б., что соответствует среднему уровню теоретической подготовки.
По уровню владения специальной терминологией сочетает специальную терминологию с бытовой.
Практические умения и навыки, а также владение специальным оснащением также на среднем уровне (1 учащийся – низкий уровень, 3 учащихся высокий уровень), то есть при работе требуется помощь педагога.
Общеучебные навыки развиты у 2 учащихся на высоком уровне, остальной уровень – средний. Работают с информацией с помощью педагога или родителей, нет полной самостоятельности в учебно-исследовательской работе.
Учебно-коммуникативные умения (адекватность восприятия, умение конструктивно общаться) у 2 учащихся на высоком уровне. Именно они являются лидерами коллектива.
В учебно-организационных умениях показывают высокий уровень. Умеют организовать свое рабочее место, усвоили объем необходимых навыков.
Мониторинг личностного развития
Организационно-волевые качества выражены на среднем уровне. Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, достижение цели побуждается иногда самим ребенком, могут себя контролировать (21% высокого уровня).
Ориентационные качества – 8 баллов. 6 учащихся (18% - высокий уровень): постоянно поддерживают в себе интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Мониторинг эффективности воспитательного процесса»
Цель семинара: повышение уровня компетентности классных руководителей в области мониторинга воспитательного процесса.План работы:Теоретические аспекты рассматриваемой темы.Знакомство с диагностическим...
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...
Презентация к педсовету "Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....
Мониторинг эффективности коррекционного процесса 2021-2022
В данной таблице отражены в процентной составляющей результаты диагностики коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития....