Технология социально-педагогической работы с семьей
консультация
Методический материал содержит описание технологий социально-педагогической работы и их использование в практической деятельности. Специалистам в обсласти воспитания детей даются рекомендации и освещаюются этические нормы, соблюдение которых является показателем компетентности и профессионализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedag._teh._v_rabote_s_semey.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология социально-педагогической работы с семьей
Для профессиональной работы социального педагога важны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность.
Дееспособность семьи, в которой воспитываются приемные дети, оставшиеся без попечения родителей, может быть:
- ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений; например, семьи пенсионеров, инвалидов);
- временно ограниченная (какие-либо особенности членов семьи лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи безработных, беженцев);
- неограниченная (члены семей имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характер социального катаклизма).
Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т. е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:
- собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);
- ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности);
- пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).
Линейное планирование работы с семьей(каждое последующее действие вытекает из предыдущего).
Основные элементы планирования работы с семьей:
1. Сбор первичной информации.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Комплексный анализ жизнедеятельности семьи:
- Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.
- Правила и нормы — система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.
- Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).
- Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.
- Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.).
- Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец — сын, дети между собой, отец — мать, муж — жена и т.д.).
- Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая - скрытая и т.д.).
- Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?
- Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?
- Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?
- Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?
- Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?
3. Определение цели работы.
У социального педагога существуют профессиональные цели в отношении семьи. Однако он должен учитывать, что у семьи есть собственные цели (даже если они первоначально имеют форму проблем). Социальному педагогу необходимо определиться: в чьих целях он собирается работать? Скорее всего, семья не будет активно сотрудничать с социальным педагогом в достижении только его целей.
Согласование целей — процесс, когда сформулированные семьей и профессионалом цели сравниваются, выделяются общие составляющие. Это похоже на процесс ведения деловых переговоров, где обе стороны равны.
Основные этапы формулирования целей в работе с семьей.
- Установление контакта с семьей.
- Сообщение семье общей установки, направлений совместной деятельности.
- Составление перечня того, в чем нуждается семья (определение запроса).
- Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами (при необходимости проблему семьи социальный педагог переформулирует в цель).
- Помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным, самым важным)?
- Формулировка общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб).
Требования к целям: реалистичность;соответствие возможностям членов семьи; достижимость для членов семьи; учет специфики социального окружения семьи; соответствие функциям и возможностям социального педагога; соответствие собственным целям семьи;измеримость результата достижения цели по конкретным показателям.
4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.
5. Ведение семейного случая.
6. Определение временных рамок случая (экстренный – до 3-х недель, кризисный – 6 месяцев, базовый – 1 год/по 3-х стороннему договору до 18 лет приемного ребенка).
7. Процедура закрытия случая.
Показатели эффективности работы педагога с семьей: появление интереса у родителей к содержанию занятий, возникновение дискуссий по инициативе самих родителей, увеличение количества и качества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, отношения с окружающими; стремление родителей к сотрудничеству.
Формы работы социального педагога с семьей
Формы работы социального педагога с семьей:
Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи). Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.
Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:
- обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;
- обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
- совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
- планирование следующих встреч.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.
Основные элементы первого визита специалиста в семью:
Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.
Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
Содержательная часть.
- Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.
- Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
- Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
- Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
- Оцените качество контакта с семьей.
Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.
Групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи).
Коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных);
Наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов).
Методика работы с малообеспеченными и многодетными семьями.
Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями:
- выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
- определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;
- содействие в оказании юридической, психологической помощи;
- организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятий, находящихся на данной территории;
- оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;
- помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объединений, групп взаимопомощи;
- содействие в установлении контактов с уже с существующими общественными организациями на данной территории.
Основные направления работы с многодетными семьями (имеющими трех и более детей):
- выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;
- определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей;
- помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;
- консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;
- социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей.
(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Для составления подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы.
Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.
Интервью специальный вид беседы, способ получения информации с помощью устного опроса. Виды интервью:
- свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью);
- фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться);
- формализованное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);
- стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);
- интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).
Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.
Метод оценки эффективности (МОЭ) имеет разновидности:
а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;
б) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности;
в) сочетание первого и второго вариантов.
Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:
- по степени персонификации — на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования - на официальные и неофициальные;
- по источнику информации - на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).
Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов.
Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», в которых фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.
Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).
Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактики деятельности.
Методика диагностики семьи
Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Можно выделить следующие составные части социально-педагогического мониторинга: цель, задачи, определение нормы состояния объекта, содержание, обратная информация, оценка, коррекция, результат.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
Способы систематизации сбора информации и полученных результатов:
- Брачная подсистема (муж — жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой в семье.С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой - это фактор, который в дальнейшем будет играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.
- Родительская подсистема (мать—отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать—дети, отец—дети, стиль родительского отношения.
- Подсистема «братья — сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями — сестрами.
- Подсистема «прародительская». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между прародителями (бабушка, дедушка), родителями и внуками, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой этих отношений. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа.
Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка, дедушка, тетя и т.д.), и лиц, которые не являются родственниками по крови, но оказывают влияние на семью и отдельных ее членов.
В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:
- список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);
- краткие характеристики членов семьи;
- наиболее важные для каждого члена семьи события;
- анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);
- описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);
- сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;
- анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);
- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.
В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.
Существуют методики диагностики подростковых и юношеских групп, микросреды.
Под микросредой (микросоциальной средой) понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.
Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).
Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.
Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
- соблюдение общих технологических требований: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности (особенности социально-педагогической деятельности) с конкретным подопечным;
- наличие профессиональной компетенции: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику.
- соблюдение этические нормы:
- норма благополучия — предполагает, что процесс и результаты диагностической работы должны обеспечивать благополучие всех ее участников;
- норма компетентности — диагностика должна проводиться компетентными специалистами (имеющими право и владеющими методами), результаты диагностики должны сообщаться компетентным людям (несущим ответственность за изучаемый объект) в пределах их компетентности (в понятных для них терминах);
- норма беспристрастности — диагностическая работа должна носить максимально объективный характер, не допускающий предвзятого отношения к испытуемым, выбору методов и полученным результатам;
- норма конфиденциальности — должны храниться в тайне от некомпетентных лиц сам факт и результаты диагностики;
- норма осведомленного согласия — диагностическая работа может быть проведена только с согласия всех ее участников, полученного после их осведомления о том, кому будут известны результаты, и какие решения будут приниматься на их основании. Если диагностика проводится с ребенком, то у него нужно получить согласие на совместную деятельность в определенное время в определенном месте, а также получить согласие на ознакомление родителей педагогов с продуктами его деятельности.
Использованы материалы авторов: Л. В. Мардахаев, М. В. Шакуров, А. А. Крылов и др.
Составитель: С. Е. Афанасьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
семья, дети сироты, становление личности...
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...
Социально – педагогическая деятельность с приемной семьей
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ...
Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и...
Социально-педагогический проект "Работа с алкоголизированными семьями"
Социально-педагогический проект "Работа с алкоголизированными семьями"...
Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»
Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...