Взаимодействие образовательных организаций и правоохранительных органов с родительской общественностью при обучении детей и молодёжи ПДД
статья

В статье описаны причины детского ДТТ. Предложены некоторые способы решения данной проблемы. Описаны принцыпы наглядно-информационной деятельности. перечислены документы, отражающие изучение ПДД в ОУ. Приведены выводы на уровне детей, семьи и в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие образовательных организаций и правоохранительных органов с родительской общественностью при обучении детей и молодёжи ПДД

 

Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема  дорожно-транспортного травматизма, особенно детского. Но ДТП с участием детей  происходят не всегда по вине  водителей автотранспорта.

Незнание детьми   правил  поведения на дорогах, неумение   управлять своим поведением зачастую является основной причиной ДТП. Поэтому формирование дисциплинированности, организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.  

Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых.

 Если эти правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения учителя, или родителей.  

Стремительность  ритмов современного общества  сопровождает  большой поток информации и постоянная занятость родителей. Родителям просто некогда заняться проблемой обучения детей правилам дорожного движения. Они скорее заплатят за курс обучения, чем сами начнут ежедневно уделять этому внимание. Преодолению «препятствия» в виде «родительского нехотения» в лицее уделяется большое внимание.

Направления взаимодействия лицея с семьей разнообразны - собрания, консультации, беседы.  Однако весомый вклад в формирование мировоззрения родителей оказывает наглядно - информационная деятельность.

Наглядная  информация  в лицее всегда находится в поле зрения родителей и  позволяет возвращаться  к ней многократное количество раз, тем самым увеличивая  вероятность ознакомления, осознания  и принятия  (или несогласия) с информационным  материалом.

Однако на современном этапе развития школьного образования необходим поиск более эффективных форм    воздействия на семью, в том числе среди средств наглядно – информационной  деятельности.

 

Принципы

  • Принцип наглядностинаглядно-информационная деятельность должна быть краткой, доступной, правдивой,  отражать пути возможной реализации проблем.
  • Принцип  индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей родителей и проблем детей по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: родители должны знать и представлять, какие последствия могут подстерегать их детей в дорожной среде.

Принцип социальной безопасности. Родители  должны  помнить, и передать понимание детям,  что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.   

Наглядная информация, как вид деятельности в работе с семьей существовала в лицее всегда. Однако ее разнообразие было  небольшим: стенды в холле лицея,  в классных кабинетах.  Сменяемость  информации осуществляется в соответствии с сезоном.

Состав родителей разнороден по возрасту, занятиям, предпочтениям. Однако общее преобладание людей среднего возраста, работающих.

 Значит у данной категории минимум времени для изучения наглядной информации. Поэтому разумнее будет использовать варианты «карманных форм».
        Большое значение в процессе ПДДТТ имеет процесс запоминания тематической  наглядной  информации.   Степень запоминания зависит от  метода повторения  наглядно -  информационного материала.  

Метод наглядной   информации, внушение,  проявляется особенно эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями.

 Вадим  Шефнер писал:

«Словом можно убить.

Словом можно спасти,

 словом можно полки за собой повести».

Часто можно услышать, как родитель говорит: «Об одном и том же 100 раз. Хочешь того ты или не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!» Внушение - это своего рода гипноз.  

Уже давно доказано:  мысленные или словесные внушения наиболее действенны тогда, когда они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичны.

Именно такой подход способствует процессу убеждения в том, что это именно важно и подводит к принятию окончательного решения.

Использование данных методов вошли в   основу   разработки инновационных «карманных форм» наглядно - информационной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в работе с семьями в  7лицее.

В соответствии с планом работы лицея, методическими объединениями обобщается опыт работы лучших педагогов по изучению ПДД.

Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает лицейская библиотека, в которой работают постоянно книжная и плакатная выставки для детей и взрослых «О правилах дорожного движения».

Библиотекарь проводит занятия «По станциям правил дорожного движения», организует проведение викторин и конкурсов на лучшее знание книг по ПДД. Им готовится обзор литературы и периодической печати по вопросам предупреждения ДДТТ для родителей, учащихся, учителей.

Вопросы изучения ПДД и профилактики ДТТ находят свое отражение в различных документах лицея:

- план учебно-воспитательной работы лицея;

- планы методических объединений классных руководителей;

- планы классных руководителей.

В лицее создан отряд юных инспекторов движения (ЮИД) «Реал», который занимается активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления, выпуск материалов «Дорожная азбука», проведение викторин, театрализованные инсценировки.ю сюжетно-ролевые игры. В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организуются конкурсы рисунков, плакатов. Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы: «Внимание - дети!», «Пешеход», «Безопасное колесо», «Перекресток», а также отряд Реал является ежегодным участником, а в последние годы победителем городского смотра-конкурса ЮИД.

Устройство детской психики таково, что к советам взрослого человека подросток зачастую относится пренебрежительно, а слово, сказанное сверстниками или ребенком возрастом постарше, воспринимается как непреложная истина. На этом основывается педагогический прием, который уже много лет используют в работе лицея. ЮИДовцы устраивают встречи с детьми в лицее и детском саду №51. Их цель - уберечь ребят от неприятностей и опасностей на дорогах.

Польза от проведения мероприятий такого рода для детей, как в течение года, так и в каникулярное время очевидна. Однако разнообразие форм, насыщенность занятий требуют от классных руководителей, педагога – организатора большой предварительной подготовки.

С участием родителей учащиеся разрабатывают индивидуальные маршруты «лицей – дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребёнка из дома до лицея и обратно. Родители активно привлекаются к делам класса, такие, как походы, экскурсии, совместные лицейские и классные мероприятия, на которых они наряду с классными руководителями отвечают за безопасность ребят.

В этом году в продолжилось сотрудничество лицея и ГИБДД. Кроме того, мы активно сотрудничаем с педагогическим институтом и благодаря поддержке педагогического института в содружестве с ГИБДД, была проведена игра по ПДД в  4А и 4В классах. Игра в качестве подарка была подарена лицею, и мы провели её и в 4Б классе. В дальнейшем наши ЮИДовцы проведут  игру по ПДД во всей начальной школе.

Для родителей (законных представителей) традиционно ежегодно проводятся родительское собрание «Безопасность во всех её проявлениях», где отмечается ответственность за роль взрослых в профилактике различных видов безопасности,  частности и дорожно-транспортной. На собрание приглашается инспектор ГИБДД Лебедь Павел Валентинович, который приводит анализ ДТП за отчётный период, даёт рекомендации, отвечает на вопросы родительской общественности.

Вывод

 Таким образом,  использование в системе воспитательно- образовательной работы профилактических мероприятий по предупреждению ДДТТ позволяет значительно повысить эффективность данной работы, а именно:

 Результат на уровне детей:

  • вовлекаются в общий процесс лицей, правоохранительные органы, родители,
  • расширяются, знания и представления по ПДД,
  • под контролем педагогов, органов безопасности и семьи применяются на  практике полученные знания по ДДТТ,
  • используется  семейный опыт;

В поведении ребенка  происходят изменения.

В целом:  Формируется непримиримость к неправильному поведению на дорогах и улицах.

Результат на уровне семьи:

  • вовлекается в общий процесс лицей, правоохранительные органы,
  • получают новые знания по профилактике ДДТТ,
  • овладевают педагогическими технологиями,
  • внедряют передовой семейный опыт;

В мировоззрении семьи происходят изменения.

В целом:  происходит формирование семейного неприятия нарушений ПДД; осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в целом.

В частном: происходит:

- переосмысление  вклада семьи в вопросы собственной безопасности на дороге, как передачи опыта безопасности младшему поколению;

-формирование у родителей стремление к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;

- как принятие опыта своих родителей у детей формируются   устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы взаимодействия образовательной организации и семьи.

Основы взаимодействия образовательной организации и семьи. Аннотация.В статье раскрывается идея взаимодействия образовательной организации и семьи. Представлены теоретические основы и практ...

СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА II Международной научно-практической конференции«Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации ...

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы  общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными уч...

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное...