Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет
статья
В данной статье описаны следующие темы:
- Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.
Социально-психологические особенности развития подростков 12-14 лет.
Особенности взаимодействия социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.
Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.
Задачей данного параграфа является раскрытие сущностных характеристик процесса профилактики девиантного поведения подростков. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков. Раскрытие сути отклоняющегося поведения предполагает поиск его источников. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии.
Сложнейшие, трудно-прогнозируемые, социально-экономические и общественно-нравственные трудности современного этапа в развитии нашего общества обострили проблему воспитания и становления молодежи, так как она оказалась наиболее чувствительна к социальным и психологическим переменам. Рост подростковой преступности, суицида, алкоголизма, наркомании и т. д. сегодня становится серьезной государственной проблемой. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение детей и подростков является также и актуальной педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, повысить нравственную чистоту и стабильность общества.
На мой взгляд, создание действующих и эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков требует подробного рассмотрения неоднозначных теоретических аспектов проблемы.
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.
Девиантное поведение (также социальная девиация) – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения, проявляющиеся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствии интереса к учебе.
Состояния, обозначаемые термином «девиантное поведение», имеют ряд специфических особенностей, которые не позволяют рассматривать нарушенное поведение в одном ряду с «классическими» вариантами психической патологии. При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания, в том числе патологии личности, или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового человека. Ответить на этот вопрос однозначно бывает трудно, а подчас невозможно [10].
При этом одни авторы не усматривают в приведенных понятиях большой разницы, другие вкладывают в них различный смысл. В связи с этим понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается до социально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц. Следовательно, для изучения данной проблемы, прежде всего, необходимо уточнить терминологию и содержание понятий, характеризующих нарушения поведения.
В курсе лекций по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой [31] отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп), делинквентное (повторяющиеся асоциальные проступки детей, устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность) и криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела).
В педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
а) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;
б) психологические, включающие наличие у ребенка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера;
в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка.
Следовательно, в условиях массовой образовательной школы основной причиной девиантного поведения детей является их учебная дезадаптация, проходящая в своем развитии, по мнению Галагузовой М.А., следующие стадии [31]:
- учебная декомпенсация (затруднение в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе);
- школьная дезадаптация (конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий);
- социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками);
- криминализация среды свободного времяпровождения.
По мнению В.Н. Кудрявцева, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть ненормальное поведение с точки зрения нормативно значимого фактора[18].
Девиантное поведение, по определению Я.И. Гилинского, - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям[9].
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Такое определение выводится ею на основании восьми специфических особенностей отклоняющегося поведения. К числу таких особенностей Е.В. Змановская [31] относит:
- отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
- оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;
- исследуемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);
- оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
- оно исследуется в пределах медицинской нормы;
- девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
- ярко выраженное половозрастное и индивидуальное своеобразие девиантного поведения.
Поскольку социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм, длительное и общее социальное пренебрежение, всякого социально запущенного можно считать асоциальным, но не всякий, обнаруживающий асоциальное поведение, социально запущен. Таково же соотношение между делинквентностью и социальной запущенностью. Не случайно однако Беличева С.А., Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Зюбин Л.М., Степанов В.Г. и др. отмечают, что социальная запущенность детей и подростков ведет к возникновению и распространению асоциального поведения[6, 7].
Исходя из описанных точек зрения понятие девиантное поведение подростков применительно к нашему исследованию можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков.
Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.
Под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются научно-обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Проблема профилактики девиантного поведения подростков становится все более важной для будущего России, требует самого пристального внимания и срочных мер для ее решения. Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Существуют различные технологии и программы профилактики девиантного поведения подростков. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей детей и ситуации, в которой они оказались [22].
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль призваны играть социальные институты общества. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, общественные организации, семья, школа, СМИ. Одним из главных направлений борьбы с преступностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации и эффективную систему социальной помощи социально незащищенным слоям населения. Необходимо также срочное введение, по примеру других стран, общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающего поколения, от пропаганды насилия и жестокости.
На основе анализа психолого-педагогической, социологической литературы о сущности девиантного поведения, конкретизируем наше представление о девиантном поведении личности и делаем выводы о том, что девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе социальным нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности человека. Таким образом, несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых в данном обществе, но не обусловленные нервно-психическими заболеваниями. Отличительными особенностями социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей и обладают такими свойствами, как относительность и историческая изменчивость. В современных условиях, когда разрушены одни нормы и еще не сформировались другие, толкование и применение норм значительно усложняется.
На основе анализа социально-педагогической литературы, можно сделать вывод, что существует множество причин, по которым подросток совершает различного рода поступки, отражающие в его нестандартном поведении. Причины девиантного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние факторы, так и внутриличностные. Таким образом, девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют психологический, биологический и социальный факторы. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации.
Таким образом, проявления девиантного поведения наблюдаются, если у подростков существуют проблемы взаимодействия в социуме; слабые связи семья-ребенок, школа-ребенок способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм поведения.
Социально-психологические особенности развития подростков 12-14 лет.
Задачей данного параграфа является раскрытие социально-психологических особенностей подростков 12-14 лет. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте [33].
У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей[4].
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства[8].
Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению [25].
Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации[5].
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия - социального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения, особенностей личности подростков. Поскольку моё исследование касается несовершеннолетних, следует более подробно остановиться на вопросах подросткового возраста.
Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания[13].
Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых поучить его.
Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Переходный период как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности[22].
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых
У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития не успевают за ускоренным физическим развитием, могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся взрослостью [23].
Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие особенности как, повышенная тревожность, дефектность целостной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
Для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям[22].
От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования, какие способы и стили поведения у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и ее дальнейшие перспективы.
Не смотря на то, что в психологической литературе кризис подросткового возраста описан достаточно полно, именно этот возраст считается наиболее проблемным. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым [17].
Основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится развитие у подростка особого чувства взрослости, как индивидуального переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку чувство взрослости, но социальный статус его в школе и семье не изменяется. И тогда возникает борьба за признание личных прав, независимости, что обязательно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название подростковый комплекс. Суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции: увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками.
- Реакция увлечения – большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например занятия спортом, но могут быть и не стойкими, когда подросток увлекается, то одним, то другим. У некоторых увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все время отдает им. Бывает, что ради реализации хобби подросток совершает противоправные действия, например, мелкое воровство, спекуляцию или может сойтись с асоциальными личностями.
- Реакция эмансипации – эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, представителей старшего поколения вообще. Это борьба за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Эту свободу или иллюзию свободы дает улица. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что им принято, что уважается и ценится, т.е. на все "стандарты" и "ценности".
- Реакция группирования со сверстниками – эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков.
Подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения. Поведенческие реакции становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию [16].
Все они закрепляются в чертах характера подростка, сложно поддаются педагогическому воздействию. Сложности, с которыми сталкиваются социальные педагоги и психологи заключаются в том, что педагогически запущенные дети не считают, что следует соблюдать общепринятые нормы и правила, не хотят понимать, что устранение недостатков, которые мешают им стать уважаемым человеком, позволит им стать личностью.
Общение, которое складывается между социальными педагогами и подростками с девиантным поведением скупо и одностороннее по содержанию, бедно по положительным эмоциональным окраскам, сопровождается, как правило, отрицательными реакциями. Поступки таких подростков, проявляющиеся в грубости и драках, являются их реакцией на сложности самоутверждения и проявляются как негативное средство завоевания достойного места в коллективе[15].
Многие подростки, имеющие девиантное поведение, иначе относятся к трудовой деятельности человека, как члена общества, чем подростки, живущие в семьях с благополучным климатом. Достаточно часто такие подростки не могут рассказать о месте работы, должности своих родителей. В данном случае можно предположить о не владении ими информацией, так и вины родителей, нерадиво выполняющих свои гражданские обязанности, а также своим поведением негативно влияющих на воспитание подростков и допускающих аморальные поступки и т.д. Этим отличаются подростки, имеющие девиантное поведение. Данная характеризующая черта, в совокупности с рядом других факторов, определяет извращенные понимания, такими подростками, смысла жизни человека и общественно полезного труда, как источника материального благосостояния и человеческого счастья. Из вышесказанного следует, что для подросткового возраста характерно заметное падение, по интенсивности, уровня общения подростка в семье. Это наиболее ярко наблюдается в семьях, где подростки имеют девиантное поведение, и оно обусловлено особенностями их возраста:
- желанием быть самостоятельным;
- желанием найти новых друзей и новые сферы общения;
- потерей некоторыми родителями авторитета, в связи с ростом критичности подростка.
Дефицит нравственных начал подростка формируется под воздействием скупой и ограниченной духовной жизни его родителей, не развитости их политического и общетеоретического кругозора. Это ограничивает развитие эмоциональных и познавательных потребностей подростка, сужает круг его интересов, суждений и взглядов, поскольку родители мало просвещают и развивают своих детей в различных вопросах науки, искусства, литературы, истории, педагогики и психологии. Это способствует росту у подростка дефицита нравственного и эстетического анализа окружающих реалий, переключает его сознание на асоциальные взгляды, антиэстетические вкусы, формирует обывательские интересы, привычки и представления, которые носят нежелательный характер.
Важно заметить, что у некоторых подростков девиации в нравственном развитии возникают поэтапно, что во многом накладывается на их возрастные особенности[5].
Если бы дети не выходили из периода детского и безоговорочного подчинения авторитету родителей и взрослых, то возрастные особенности подростков не стали бы предметом отдельного изучения и понимания. Приблизительно к 12-14 годам, дети перестают быть детьми, с точки зрения послушания и покладистого отношения к взрослым. Вчерашние дети становятся центрами возникновения конфликтов в школе, среди вчерашних друзей и в семье. Надо отметить, что возрастные особенности младших подростков, не всегда провоцируют какие-либо осложнения в школе, среди друзей или дома. Но, чаще, возрастные особенности подросткового возраста доставляют много проблем своими негативными проявлениями всем, кто имеет прямое отношение к периоду взросления подростков [12].
Итак, можно сделать вывод, что у подростка с девиантным поведением следующие социально-психологические особенности:
- неприятие педагогических воздействий;
- неумение преодолевать трудности;
- сверх напряженность;
- стремление к независимости;
- подверженность чужому влиянию;
- агрессивность.
Эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. Между тем для данного возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с трудными подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, социальный педагог сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.
Особенности взаимодействия социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков
Задачей данного параграфа является рассмотрение особенностей взаимодействия социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения. Семья необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение [17].
В теоретическом плане все еще слабо разработана проблема сущности семьи. Сущность должна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единстве всех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения — демографического, юридического, экономического, социального, психологического и др., т.е. охватывание объекта в его целостности, — представляет главную цель семье ведения науки, стремящейся постигнуть сущность семьи.
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко : "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания"[24].
В современное время принято считать, что социальный педагог осуществляет работу по созданию педагогически-целесообразной среды для социального становления обучающихся, защите прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Социальный педагог:
- руководствуется принципами гуманистической этики, обеспечивая условия для становления ребенка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
- использует достижения современной науки, зарубежного и отечественного опыта в области социально-педагогической деятельности, новейшие технологии в работе учреждений социальной защиты, образовательных учреждений, детско-юношеских и семейных общественных объединении;
- опирается на народные традиции милосердия и благотворительности, на гражданскую ответственность родителей и педагогов по осуществлению прав ребенка, на ненасильственные методы и формы взаимодействия с ребенком;
- способствует предупреждению влияния на детей групп антисоциальной направленности;
- взаимодействует с администрацией государственных учреждений, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Принципы профессиональной деятельности [24]:
• Приоритетность интересов ребенка на всех уровнях социальной политики;
• Благополучие ребенка - главный критерий при принятии решений;
• Вера в жизненные силы и возможности человека;
• Конфиденциальность в отношениях с ребенком и его семьей;
• Отклик на просьбу о помощи, вне зависимости от образа жизни, национальности, возраста и состояния здоровья ребенка, социального и экономического статуса семьи;
• Забота как соучастие - сочувствие, сознание и содействие ребенку в его самостоятельном решении жизненной проблемы;
• Содействие развитию гуманных и демократических отношений между субъектами социальной жизни и образовательного процесса;
• Разделение ответственности за принятое решение с обществом, государством и конкретными людьми;
• Границы компетенции определяются на основе должностной инструкции с учетом реальных условий;
• Сознание благородной миссии, не позволяет социальному педагогу совершать поступки, компрометирующие профессию;
• Оказание социальной поддержки лицам, принимающим участие в судьбе ребенка в соответствии с личными и профессиональными возможностями, квалификацией и образованием;
• Уважение и доверие к коллегам, к социальным партнерам, как содействие оптимальному решению проблемы в жизненной ситуации ребенка и его семьи;
• Непрерывное самоопределение, самообразование, самоусовершенствование, стремление к положительному результату.
Поскольку профессия эта педагогическая, проблемы становления ребёнка, как субъекта социальной жизни, должны решаться в первую очередь, а вопросы жизнеобеспечения являются средством их достижения. Значит при планировании социальный педагог ставит педагогические задачи и к ним подбирает методы, приёмы, формы организации профилактической, защитно – охранной и координационной работы. [26] Есть необходимость кратко напомнить содержание этих функций.
- Профилактическая (профессиональная роль - наставник) - профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.
- Защитно-охранная (профессиональная роль - посредник) - защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации. Защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней; защита социальной среды от деструктивного влияния на нее ребенка.
- Координационная (профессиональная роль - координатор) - включение действий ребенка и семьи во взаимодействие с окружающей средой, что способствуют выходу из трудной жизненной ситуации; разворачивание социальных связей для использования возможностей различных людей, организаций, приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов в практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные направления стратегии: акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системным подходом к семье, где осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации, подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения или активно-терапевтическим подходом, где происходит переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
Задача профилактики - самая актуальная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения, а также минимизация социального вреда, наносимого девиациями обществу. С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании; обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью:
- малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;
- отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка;
- дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей;
- поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом".
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи:
- Образовательную;
- Психологическую;
- Посредническую.
1. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся:
- недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
- отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;
- слепая любовь к ребенку, чрезмерная строгость;
-перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
- ссоры родителей;
- отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;
- применение физических наказаний и другое.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
2. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента:
- социально-психологическую поддержку;
- коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3. Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие:
- помощь в организации;
- помощь в координации;
- информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.
Помощь в координации направлена на активатизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательств, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи [21].
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
- Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
- Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
- Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризис интервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия:
- Кризис интервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса. Социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. Также, социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.
- Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога – создать такие условия.
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально (патронаж).
В практике сложились наиболее рациональные формы работы с коллективом: общие и классные собрания родителей, коллективные консультации, беседы, лекции, конференции, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь [19].
В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и прочее. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивать активность и уверенность родителей.
Таким образом необходимо отметить, что основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Социальный педагог активизирует решение семейных проблем и создаёт условия для ее успешного решения.
Вывод
1.Можно сделать вывод о наполненности содержания понятия девиантного поведения. Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов девиантного поведения, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления. При этом одни авторы не усматривают в приведенных понятиях большой разницы, другие вкладывают в них различный смысл. В связи с этим понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается до социально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц.
На основе анализа психолого-педагогической, социологической литературы о сущности девиантного поведения, конкретизируем наше представление о девиантном поведении личности и делаем выводы о том, что девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе социальным нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности человека. Таким образом, несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых в данном обществе, но не обусловленные нервно-психическими заболеваниями.
Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.
Под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются научно-обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
На основе анализа социально-педагогической литературы, можно сделать вывод, что существует множество причин, по которым подросток совершает различного рода поступки, отражающие в его нестандартном поведении. Причины девиантного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние факторы, так и внутриличностные. Таким образом, девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют психологический, биологический и социальный факторы.
2.Для современного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в подростковой среде. Подростковый возраст является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.
Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности его физического и психического развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального воздействия. Причем изучение причин отклонений и поиски путей положительного развития подростка должны осуществляться одновременно.
Не смотря на то, что в психологической литературе кризис подросткового возраста описан достаточно полно, именно этот возраст считается наиболее проблемным. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
У подростка с девиантным типом поведением следующие социально-психологические особенности:
- неприятие педагогических воздействий;
- неумение преодолевать трудности;
- сверх напряженность;
- стремление к независимости;
- подверженность чужому влиянию;
- агрессивность.
Эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. Между тем для данного возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с трудными подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, социальный педагог сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними.
3. Социально-педагогическая работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: Образовательную; Психологическую; Посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя помощь в организации; в координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты [21].
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье. Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства. Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности.
Задача профилактики - самая актуальная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения, а также минимизация социального вреда, наносимого девиациями обществу. С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- формирование у родителей потребности в самообразовании;
- обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
Основная задача социального педагога в работе по взаимодействию с семьёй - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Социальный педагог активизирует решение семейных проблем и создаёт условия для ее успешного решения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2013.
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20.07.2000 г., 22.08., 21.12. 2004 г., 30 июня 2007 г.)
- Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен. Педагогика. – 2010. №9, стр. 28–33
- Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. Вып. №2, стр. 43–46
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
- Василькова Т. А., Василькова Ю. В., Социальная педагогика, изд-во: Кнорус, 2010 г.
- Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И. Рожкова: Учеб. метод. Пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
- Глинский Я. И. Глобализация и девиация. Юридический центр Пресс , 2006 - 391 стр.
- Голубева Г.А. Социология: учебное пособие для вузов / Г.А. Голубевой, А.В. Дмитриева - М.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с.
- Горшков. - Вып. 8. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - 458 с.
- Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - 195 с..
- Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. Профессиональное образование. Столица – 2010. №10, стр. 40–41
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
- История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для вузов /Под ред. А.И.Пискунова. – М.,2001.
- Калашкова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения. Социальная педагогика. – 2010. №2, стр. 44–47
- Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.
- Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением. Работник социальной службы – 2008. № Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – №2 – Педагогика. Психология.5, стр. 51–79
- Кудрявцев В.Н., Бородин С.В. Социальные отклонения.-2-е изд.-М., 1989г.
- Королева Г. Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 3. – с. 35-40.
- Кравченко А.И. Социология. - М., 2004. - 328 с.
- Климова Р.С. Кризис российской семьи // СОЦИС- 2008. - № 6. - С. 38.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, Трикста, 2005. - 336 с.
- Леонова И. В. Социально педагогические основы профилактики девиантного поведения виктимных подростков. Монография. М: Издательство московского гуманитарного университета, 2009. - 183с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб.- Л.: Медицина, 1983.
- Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко – М.: Педагогика 1984. 200 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб.: Питер, 2000. – 117 с.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Под редакцией к.п.н., доцента, заведующей кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ Нагавкиной Л.С.//Введение в должность социального педагога. - СПб.: 2000 – 237с.
- Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход. Среднее профессиональное образование. – 2010. №8, стр. 39–42
- Олифиренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. – 516 с.
- Першикова В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 69-72.
- Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы - М. : Дашков и К, 2009. - 214.с.
- Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие/ Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. -185 с.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г. - 192 с.
- Позднякова М.Е., Салагаева А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2008. - 306 с.
- Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт. - сост. Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
- Пэйн М. Социальная работа. Современная теория. - М.: Академия, 2007. - 526 с.
- Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
- Самыгин П.С Девиантное поведение молодежи/ П.С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.
- Скорнякова Л.М. Проблемы школьной дезадаптации / Воспитание школьника. - 2006. - № 6. - С. 22 - 29.
- Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
- Солдатов Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников/ Н.С. Солдатов // Социология образования. - 2007. - N 1. - С. 58-62.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2001. - 416 с.
- Социальная работа: Учебное пособие./под общей ред. В.И. Курбатова - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
- Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Дашков и К, 2009. - 311 с.
- Социально-педагогическая работа школы/ авт.-сост. Н.И. Грибенчук; под ред. С.В. Ивановой. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 220с.
- Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 368 с.
- Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I)– М.: МГСУ, 2000. – 348 с.
- Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 400 с.
- Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/Под ред. П.Д. Павленок: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Дашков и К, 2006 - 596 с.
- Хомич А.В. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие/ А.В. Хомич. - Ростов н/Дону. - 2006. - 140 с.
- Шипицина Л.М. Психология детского воровства: Учеб.пособие. СПб.: Речь, 2007. - 276 с.
- Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.-сост. Т.А.Шишковец. - М.: 5 за знания, 2006. - 192 с.
- Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением. Социальная педагогика. – 2010. №3, стр. 109–121
- Щепетов В.В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления/ В.В. Щепетов // Классный руководитель. - 2008. - № 3. - 43-50 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.
Социальный педагог и функции его деятельности...
Профилактика девиантного поведения подростков
Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...
Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...
Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.
Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...
Взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся
Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей т...
Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков
Как помочь несовершеннолетним, склонным к совершению правонарушений или желающим не повторять опыт асоциального поведения в восстановлении своего статуса в обществе?К важнейшим технологиям социальной ...