Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся
статья по истории
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся.
Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с формированием в сознании учащихся таких понятий как Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. За последние годы в государственной политике России в сфере воспитания произошли существенные изменения относительно оценки места и роли патриотического воспитания. В Национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названа - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании личности зафиксирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На муниципальном уровне в Великом Новгороде патриотическое воспитание проводится в рамках реализации муниципальной целевой программы «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода на 2007 - 2010годы», в которой патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В практике работы нашей школы создана система патриотического воспитания школьников. Для формирования патриотических чувств и сознания у школьников мы используем разнообразные формы работы, как в урочной так и во внеурочной деятельности. Это Уроки Мужества, встречи с ветеранами, Дни воинской славы, экскурсии по местам боев, проектная и поисковая деятельность учащихся. Все мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с городским советом ветеранов, центром по работе с населением «Нехинский», клубом ветеранов «Моя судьба». На традиционном школьном празднике Масленица в 2010 году ребята с увлечением играли в русские народные забавы. С булавами, мечами, щитами.
Опыт патриотической работы школы транслировался через СМИ. На празднике патриотической песни были корреспонденты «Триады», сюжет был показан по областному телевидению 9 февраля 2010 года. Информация о совместном спортивном празднике с ветеранами «Будь здоров» прошла на радио «Славия», в газете «Новгород» от 4 марта 2010, на телеканале «Триада» сюжет был показан 5 марта 2010 года.
Ежегодно участвует школа в городских Балашовских чтениях.
Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы и истории. Эффективным средством патриотического воспитания на уроках истории являются игры с использованием межпредметных связей. Такие игры можно проводить по следующим темам: «Политическая раздробленность». (Игра «Человек и время» с использованием литературного произведения «Слово о полку Игореве») - 6 класс; «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева». ( Игра «Береги честь смолоду» - А.С. Пушкин «Капитанская дочка») - 7 класс; «Формирование древнерусского государства». (Игра «Общество и личность» - «Повесть временных лет») - 6 класс и др. Преимущества таких уроков заключаются в том, что они способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снятию перенапрежения и перегрузки. Уроки истории с использованием межпредметных связей являются источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Они позволяют систематизировать знания и создают целостное восприятие учебного материала. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения истории и других предметов, а также дополнительных уроков практической направленности.
Более подробно хочу остановиться на игре «За далью веков». Игра проводится на уроке истории в 7 классе при обобщении темы «Северная война». В этой игре используются не только знания учащихся по истории, но и по литературе по теме «Поэма А.С.Пушкина «Полтава».
Цель игры:1.Оценить уровень усвоения основного фактического материала, дать дополнительную информацию по теме; 2.Определить личностное отношение учащихся к основному этапу Северной войны; 3.Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории своей страны.
На подготовительном этапе игры учащиеся получают домашнее задание - повторить материал по Северной войне и вспомнить содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина. Второй этап игры проходит на самом уроке, где формулируются познавательные задания. Третий этап - игровой, где учащиеся вовлекаются в игровое действие. В игре принимают участие 3 команды по 5—6 человек. Материально-техническое оснащение игры:
конверты с заданием и вопросами;
3 столика и стулья для участников;
карточки с заданиями,
портреты исторических деятелей.
Ход игры:
Представитель от команды выбирает конверт. Если команда выполняет задание, она получает право сделать еще один ход. Если команда ошибается или не отвечает на вопрос, то ход переходит к другой команде. По количеству набранных баллов определяется победитель игры.
Конверт №1 «Отгадай». (Учащимся предлагаются вопросы по Северной войне.)
Задача игроков: надо быстро дать ответ на вопрос словами «да» или «нет». За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Конверт№2 «Факты и даты».
Командам предлагают 2 набора карточек. Надо соотнести дату и произошедшее историческое событие. За каждый правильный ответ начисляются 3 балла.
Конверт№3 «Блиц». ( Учащиеся получают вопросы по истории, ответы на которые нужно найти в поэме.)
Задача игроков: дать ответы на 3 вопроса. За 3 правильных ответа начисляются 3 балла.
Конверт№4«Кроссворд»
Задача игроков: решить кроссворд. Побеждает команда, справившаяся с заданием первой. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В центре по-вертикали должна получиться фраза.
Конверт№5 «Портретная галерея»(1 балл). Нужно узнать персону на портрете.
Конверт№6 «Новгород и Северная война». (Конверт содержит вопросы об участии новгородцев в войне.)
Конверт№7 «Живая картина». Игроки должны прочитать отрывок из поэмы «Полтава» и по возможности инсценировать его.
На последнем, оценочном этапе игры подводятся итоги, выслушиваются оценки и самооценки участников.
Такие уроки - игры, представленные в необычной, более интересной форме развивают эмоциональную сферу детей и способствуют воспитанию у них патриотических чувств: гордости за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывают сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели. Использование межпредметных связей на этих уроках позволяет объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому предмету, помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения и глубоко в большем объеме преподнести содержание дисциплин. Такие уроки-игры способствуют становлению целостных представлений учащихся о фактах, явлениях, мире.
Несформированность у учащихся качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков в образовательном процессе.
Программа по патриотическому воспитанию отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системное применение межпредметных связей как средство формирования естественно –научного мировоззрения учащихся основной школы.
Квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-125861-1350441092.jpg)
Развивающие нагрузки как средство формирования физических качеств учащихся на учебно-тренировочных занятиях
Сама методика развития физических качеств имеет общие основы со всеми у всех видов спорта. Поэтому тренерам-преподавателям будет достаточно просто сделать некоторые изменения в планировании и подаче у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-673415-1443881815.jpg)
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451492-1401083355.jpg)
Интегрированный урок литературы, французского и английского языков «Межпредметная интеграция как способ формирования компетентных качеств учащихся»
Учащиеся гуманитарного класса помимо русского языка изучают английский и французский языки, возникла идея проведения интегрированного урока....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-940702-1503487810.jpg)
Статья «Внеурочная деятельность в формировании патриотических качеств учащихся» (из опыта работы)
Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию «Национально-региональное направление образования: опыт, традиции, инновации» по теме «Внеурочная деят...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913915-1491492970.jpg)
Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ
Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.Цель межпредметных связей состоит...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/03/picture-1156690-1651599968.jpg)
Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...