Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся
статья по истории

Афанасьева Наталья Александровна

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся.

Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с формированием в сознании учащихся таких понятий как Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям,  а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. За последние годы в государственной политике России в сфере  воспитания произошли существенные изменения относительно оценки места и роли патриотического воспитания. В Национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названа  - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Государственная и общественная потребность в патриотическом   воспитании  личности зафиксирована  в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На муниципальном уровне в  Великом Новгороде патриотическое воспитание проводится в рамках  реализации муниципальной целевой программы  «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода на 2007 - 2010годы», в которой  патриотическое  воспитание определяется как  систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        В практике        работы  нашей школы создана система патриотического воспитания школьников. Для формирования  патриотических  чувств и сознания у школьников мы используем  разнообразные формы работы, как в урочной так и во внеурочной деятельности. Это Уроки Мужества, встречи с ветеранами, Дни воинской славы, экскурсии по местам боев, проектная и  поисковая деятельность  учащихся. Все мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с городским советом ветеранов, центром по работе с населением «Нехинский», клубом ветеранов «Моя судьба».  На традиционном школьном празднике Масленица в 2010 году ребята с увлечением играли в русские народные забавы. С булавами, мечами, щитами.

Опыт патриотической  работы  школы транслировался через СМИ. На празднике  патриотической песни были корреспонденты «Триады», сюжет был показан по областному телевидению 9 февраля 2010 года.  Информация о  совместном спортивном празднике с ветеранами   «Будь здоров» прошла на радио «Славия», в газете «Новгород» от 4 марта 2010, на телеканале «Триада» сюжет был показан 5 марта 2010 года.

Ежегодно участвует школа в городских  Балашовских чтениях.

Содержание  всех  школьных  предметов  нацелено  на формирование  гражданина,  патриота.  Но  особенно  велика   в   этом   роль гуманитарных предметов, прежде всего  литературы и  истории. Эффективным средством патриотического воспитания на уроках истории являются игры с использованием межпредметных  связей. Такие игры можно проводить по следующим темам: «Политическая раздробленность». (Игра «Человек и время» с использованием литературного произведения «Слово о полку Игореве») - 6 класс; «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева». ( Игра «Береги честь смолоду» - А.С. Пушкин  «Капитанская дочка») - 7 класс; «Формирование древнерусского государства». (Игра  «Общество и  личность» - «Повесть временных лет») - 6 класс и др. Преимущества таких уроков заключаются в том, что они способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снятию перенапрежения и перегрузки. Уроки  истории  с использованием межпредметных связей являются источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Они позволяют систематизировать знания и создают целостное восприятие учебного материала. За счет усиления  межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать  для углубленного изучения истории  и других предметов, а также дополнительных уроков практической направленности.                                

        Более подробно хочу остановиться на игре  «За далью веков». Игра проводится на уроке истории  в 7 классе при обобщении темы «Северная война». В этой игре  используются не только знания учащихся по истории, но и по литературе  по теме «Поэма А.С.Пушкина «Полтава».

        Цель игры:1.Оценить уровень усвоения основного фактического материала, дать дополнительную информацию по теме; 2.Определить личностное отношение учащихся к основному этапу Северной войны; 3.Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории своей страны.

        На подготовительном этапе игры  учащиеся получают домашнее задание - повторить материал по Северной  войне и вспомнить содержание  поэмы  «Полтава» А.С.Пушкина. Второй этап игры  проходит на самом  уроке, где формулируются  познавательные  задания. Третий этап - игровой, где  учащиеся  вовлекаются в игровое действие. В игре принимают участие 3 команды по 5—6 человек. Материально-техническое оснащение игры:

конверты  с  заданием  и вопросами;

3 столика и стулья для участников;

карточки с заданиями,

портреты исторических деятелей.

        Ход игры:  

        Представитель от команды выбирает конверт. Если команда выполняет задание, она получает право сделать еще один ход. Если команда ошибается или не отвечает на вопрос, то ход переходит к другой команде. По количеству набранных баллов определяется победитель игры.

        Конверт №1 «Отгадай». (Учащимся предлагаются вопросы по Северной войне.)  

Задача игроков: надо быстро дать ответ на вопрос словами «да» или «нет». За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

        Конверт№2 «Факты и даты».

Командам предлагают 2 набора карточек. Надо соотнести дату и произошедшее историческое событие. За каждый правильный ответ начисляются 3 балла.

        Конверт№3 «Блиц». ( Учащиеся получают вопросы по истории, ответы  на  которые нужно найти в поэме.)

Задача игроков: дать ответы  на 3 вопроса. За 3 правильных ответа начисляются 3 балла.

        Конверт№4«Кроссворд»

Задача игроков: решить кроссворд. Побеждает команда, справившаяся с заданием первой. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В центре по-вертикали  должна получиться фраза.

         Конверт№5 «Портретная галерея»(1 балл). Нужно узнать персону на     портрете.

        Конверт№6 «Новгород и Северная война». (Конверт содержит вопросы об   участии новгородцев в войне.)

         Конверт№7 «Живая картина». Игроки должны  прочитать отрывок из поэмы «Полтава» и  по возможности инсценировать его.

          На последнем, оценочном этапе игры подводятся итоги, выслушиваются оценки и  самооценки участников.

Такие уроки - игры, представленные в необычной, более интересной форме развивают эмоциональную сферу детей и способствуют воспитанию у них патриотических чувств: гордости за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывают сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели. Использование межпредметных связей на этих уроках позволяет объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому предмету, помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения и глубоко в большем объеме преподнести содержание дисциплин. Такие уроки-игры способствуют становлению целостных представлений учащихся о фактах, явлениях, мире.

Несформированность у учащихся качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков в образовательном процессе.

Программа по патриотическому воспитанию отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

           

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие нагрузки как средство формирования физических качеств учащихся на учебно-тренировочных занятиях

Сама методика развития физических качеств имеет общие основы со всеми у всех видов спорта. Поэтому тренерам-преподавателям будет достаточно просто сделать некоторые изменения в планировании и подаче у...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Интегрированный урок литературы, французского и английского языков «Межпредметная интеграция как способ формирования компетентных качеств учащихся»

Учащиеся гуманитарного класса помимо русского языка  изучают английский и французский языки, возникла идея проведения интегрированного урока....

Статья «Внеурочная деятельность в формировании патриотических качеств учащихся» (из опыта работы)

Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию «Национально-региональное направление образования: опыт, традиции, инновации»  по теме  «Внеурочная деят...

Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы  один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.Цель  межпредметных  связей  состоит...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...