рабочая программа "Путь в профессию"
рабочая программа

Митрофанова Светлана Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_v_professiyu.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса «Путь в профессиию» для учащихся 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Основной образовательной програмы основного общего образования МБОУ Прудковской СШ, программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессий» Г.В.Резапкиной, программы «Технология. Твоя профессиональная карьера» под ред. С.Н.Чистяковой.

Основной целью данного курса является – формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • Подготовить школьников к осознанию выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
  • Обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • Обучить планированию профессиональной карьеры.

Планируемые результы

В  результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • Психологические особенности личности;
  • Самоопределение;
  • Профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
  • Классификация, типы и подтипы профессий;
  • Профессиограмма;
  • Профессиональная пригодность;
  • Проектирование профессионального жизненного пути;
  • Карьера, этапы построения карьеры;
  • Личный профессиональный план;
  • Конструктивное общение;
  • Адекватная самооценка;
  • Профпригодность и компенсация;
  • Рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • Раскрывать психологические способности и профессиональные интересы
  • Определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда
  • Работать с профессиограммами
  • Ориентироваться в типах и подтипах профессий
  • Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его
  • Разработать этапы профессиональной карьеры.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких как:

  • Межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения
  • Диагностические методики
  • Комуникативность (ролевые игры, тренинг)

Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые  помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профессиональных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование  таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

Содержание курса

I  Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения
  • Понятие личного профессионального плана

Учащиеся должны уметь:

  • Определять предмет и задачи курса
  • Составлять личностный профессиональный план

                    Учащиеся должны иметь представление:

  • О смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности.

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  •  Виды памяти и внимания
  • Понятия психологических особенностей личности
  • Понятие «мышление», особенности интеллектуальной сферы
  • Понятие способности, виды способностей, условия их развития
  • Типы интеллекта

Учащиеся должны уметь:

  •         Определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения)

III. Психология личности.

Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт.  Пути  решения конфликтных ситуаций.

Учащиеся должны знать:

  •  Типы нервной системы
  • Типы темперамента, понятие психотипов
  • Понятие характера
  • Понятие жизненного и профессионального самоопределения
  • Понятие потребности, виды потребностей
  • Особенности делового общения
  • Понятие конфликта, пути разрешения и предотвращения конфликтов
  • Особенности своей личности

Учащиеся должны уметь:

  • Тип нервной системы, темперамента
  • Использовать приемы делового общения, стили решения конфликтов
  • Проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

IV Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

Учащиеся должны знать:

  • Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации
  • Характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда
  • Классификацию профессий, формулу профессий
  • Понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами
  • Подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией
  • Определять свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессий
  • Анализировать информацию о профессиях

V Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии  современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо».

Учащиеся должны знать:

  •  Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» -«предпочитаю»

Учащиеся должны уметь:

  •   На основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор

Учащиеся должны иметь представления:

  •  О важности решения проблемы выбора профессии

VI Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного  профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  •  Понятие карьеры
  • Этапы построения карьеры
  • Понятие штатного расписания и должности
  •  Понятие профессионального роста

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять личный профессиональный план с учетом факторов, влияющих на выбор профессии

Учащиеся должны иметь представления:

  •  О необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I

Введение

1

II

Познавательные процессы и способности личности

4

III

Психология личности

3

IV

Мир профессий

13

V

Профессиональное самоопределение

8

VI

Подготовка  к будущей карьере

5


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Кол- во часов

Дата

I

  Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

1

05.09

II.

Познавательные процессы и способности личности.

4

2.1

Память. Внимание.

1

12.09

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

19.09

2.3.

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

1

26.09

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

03.10

III

Психология личности

3

3.1.

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

10.10

3.2

Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

1

17.10

3.3

Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути предотвращения и разрешения конфликтов.

1

24.10

IV

Мир профессий

13

4.1

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

1

31.10

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

1

14.11

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1

21.11

4.4

Характеристика профессий  типа «человек –человек»

2

28.11

05.12

4.5

Характеристика профессий  типа «человек – техника»

2

12.12

19.12

4.6

Характеристика профессий  типа «человек – знаковая система»

2

26.12

16.01

4.7

Характеристика профессий  типа «человек – природа

2

23.01

30.01

4.8

Характеристика профессий  типа «человек –художественный образ»

2

06.02

13.02

V

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»

1

20.02

5.2

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»)

2

27.02

06.03

5.3

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).  Специальные возможности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации.

2

13.03

20.03

5.4

Социальные проблемы труда, потребности и рынка труда в кадрах («надо»)

1

03.04

5.5

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки  и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

10.04

VI

Подготовка к будущей карьере

6

6.1

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры

1

17.04

6.2

Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности.

1

24.04

6.3

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

1

08.05

6.4

Промежуточная аттестация.Собеседование

1

15.05

6.5

Построение личного профессионального плана

1

22.05

Урок-конференция «Моя будущая профессия»

1

29.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...