рабочая программа "Путь в профессию"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Путь в профессиию» для учащихся 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной програмы основного общего образования МБОУ Прудковской СШ, программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессий» Г.В.Резапкиной, программы «Технология. Твоя профессиональная карьера» под ред. С.Н.Чистяковой.
Основной целью данного курса является – формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- Подготовить школьников к осознанию выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
- Обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- Обучить планированию профессиональной карьеры.
Планируемые результы
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- Психологические особенности личности;
- Самоопределение;
- Профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
- Классификация, типы и подтипы профессий;
- Профессиограмма;
- Профессиональная пригодность;
- Проектирование профессионального жизненного пути;
- Карьера, этапы построения карьеры;
- Личный профессиональный план;
- Конструктивное общение;
- Адекватная самооценка;
- Профпригодность и компенсация;
- Рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- Раскрывать психологические способности и профессиональные интересы
- Определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда
- Работать с профессиограммами
- Ориентироваться в типах и подтипах профессий
- Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его
- Разработать этапы профессиональной карьеры.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких как:
- Межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения
- Диагностические методики
- Комуникативность (ролевые игры, тренинг)
Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профессиональных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Содержание курса
I Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- Значение профессионального самоопределения
- Понятие личного профессионального плана
Учащиеся должны уметь:
- Определять предмет и задачи курса
- Составлять личностный профессиональный план
Учащиеся должны иметь представление:
- О смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности.
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
- Виды памяти и внимания
- Понятия психологических особенностей личности
- Понятие «мышление», особенности интеллектуальной сферы
- Понятие способности, виды способностей, условия их развития
- Типы интеллекта
Учащиеся должны уметь:
- Определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения)
III. Психология личности.
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
- Типы нервной системы
- Типы темперамента, понятие психотипов
- Понятие характера
- Понятие жизненного и профессионального самоопределения
- Понятие потребности, виды потребностей
- Особенности делового общения
- Понятие конфликта, пути разрешения и предотвращения конфликтов
- Особенности своей личности
Учащиеся должны уметь:
- Тип нервной системы, темперамента
- Использовать приемы делового общения, стили решения конфликтов
- Проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
Учащиеся должны знать:
- Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации
- Характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда
- Классификацию профессий, формулу профессий
- Понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами
- Подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере
Учащиеся должны уметь:
- Сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией
- Определять свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессий
- Анализировать информацию о профессиях
V Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо».
Учащиеся должны знать:
- Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» -«предпочитаю»
Учащиеся должны уметь:
- На основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор
Учащиеся должны иметь представления:
- О важности решения проблемы выбора профессии
VI Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- Понятие карьеры
- Этапы построения карьеры
- Понятие штатного расписания и должности
- Понятие профессионального роста
Учащиеся должны уметь:
- Составлять личный профессиональный план с учетом факторов, влияющих на выбор профессии
Учащиеся должны иметь представления:
- О необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Введение | 1 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 4 |
III | Психология личности | 3 |
IV | Мир профессий | 13 |
V | Профессиональное самоопределение | 8 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол- во часов | Дата |
I | Введение Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана. | 1 | 05.09 |
II. | Познавательные процессы и способности личности. | 4 | |
2.1 | Память. Внимание. | 1 | 12.09 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 19.09 |
2.3. | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 1 | 26.09 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 03.10 |
III | Психология личности | 3 | |
3.1. | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 10.10 |
3.2 | Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. | 1 | 17.10 |
3.3 | Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути предотвращения и разрешения конфликтов. | 1 | 24.10 |
IV | Мир профессий | 13 | |
4.1 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. | 1 | 31.10 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 1 | 14.11 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | 1 | 21.11 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек –человек» | 2 | 28.11 05.12 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | 2 | 12.12 19.12 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 2 | 26.12 16.01 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек – природа | 2 | 23.01 30.01 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек –художественный образ» | 2 | 06.02 13.02 |
V | Профессиональное самоопределение | 7 | |
5.1 | Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю» | 1 | 20.02 |
5.2 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу») | 2 | 27.02 06.03 |
5.3 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные возможности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. | 2 | 13.03 20.03 |
5.4 | Социальные проблемы труда, потребности и рынка труда в кадрах («надо») | 1 | 03.04 |
5.5 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 | 10.04 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 6 | |
6.1 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры | 1 | 17.04 |
6.2 | Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. | 1 | 24.04 |
6.3 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 1 | 08.05 |
6.4 | Промежуточная аттестация.Собеседование | 1 | 15.05 |
6.5 | Построение личного профессионального плана | 1 | 22.05 |
Урок-конференция «Моя будущая профессия» | 1 | 29.05 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...