Толерантность - основа успешной деятельности педагога-организатора
статья

Свирин Алексей Александрович

Толерантность – не может возникнуть в сознании подрастающего поколения естественным путем. Поэтому и необходимо создание наиболее благоприятных условий на стадии начала развития личности в в этом направлении на стадии как начального ,так и общего среднего образования. И только тогда ,все стадии толерантности ,постепенно сложатся в сознании подростка в одну целостную картину, лягут в основу дальнейшего совершенствования и развития личности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost1111.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Толерантность – основа уважения и понимания.»

Город Санкт-Петербург

ГБОУ лицей  №572

Педагог – организатор

Свирин  А . А.

Мы наблюдаем как последние двадцать лет   в  Российском обществе  произошли если не кардинальные , то весьма существенные изменения в  социальной , экономической , культурной ,в политических и национальных областях .

После вступления Российской Федерации на путь  демократических преобразований , привело к пробуждению в обществе на уровне всех его слоев  национального самосознания.

В условиях стремительного развития и демократизации общества , под  действием экономико –социальных аспектов ,это вызвало достаточно большую степень напряженности в межнациональных отношениях.

Это действие , достаточно быстро сказалось на процессе усвоения подрастающим поколением  образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, поскольку именно подростковый период  является наиболее восприимчивым к формированию в сознании , манерах поведения к различным группам людей с различными этническими группами.

Толерантность – не может возникнуть в сознании подрастающего поколения естественным путем. Поэтому и необходимо создание наиболее благоприятных условий на стадии начала развития личности в в этом направлении на стадии как начального ,так и общего среднего образования. И только тогда ,все стадии толерантности ,постепенно сложатся в сознании подростка в одну целостную картину, лягут в основу дальнейшего совершенствования и развития личности .

Также стоит отметить ,что формирование и развитие личности подростков зависит от того какие системы более влияют на его индивидуальный опыт.

Основными средами влияющими на формирование личностных качеств у подростков являются семья , школа и его неформальная среда общения.

Наибольшая роль в этом принадлежит конечно школе . Помимо основных функций обучения , она призвана воспитывать в детях уважительное отношение к культурным и национальным ценностям   . Конечно же именно в рамках  учебного процесса ,а также в внеклассной работе происходит  усвоение   подростком  системы ценностей  ,как духовных  так и культурных ,его приобщение к  различным национальным культурам ,традициям ,духовным ценностям ,осознание  этого ,а также формируется  уважение и понимание их.

В нашей гимназии проходят обучение  ребята разных национальностей .

Безусловно стоит отметить ,что подростки имеют друзей – другой национальности .  Конечно же , желание прийти на помощь , заинтересованность , общность интересов проявляется у представителей разных этносов. Неприязнь , непонимание, порой отвращение   это причины того что человек просто не знает  и не желает знать культуру другого человека.

И конечно ж е этническая толерантность это не просто приятие другого этноса по принципу « Как есть»,  она включает в себя такие понятия как готовность к сотрудничеству , проявление симпатии , установку на взаимо- уважительный диалог, целью которого является   большее взаимопонимание.

Надо с самого начала понимать ,что человек который с неприязнью относиться к  другой культуре , традициям , народу  он несчастен , он лишает себя общения в поликультурном обществе и остается счастливым лишь в  своем маленьком замкнутом круге , куда он сам себя этим загоняет.

Умение понимать , и в чем то уважать различия ,мотивы поступков, ценности других людей , зависят напрямую от способности самого человека понимать себя ,свои поступки и поступки других людей  по  отношению к нему.

Как правило в первую очередь  обучающее воздействие должно быть направленно на  гуманизацию отношений именно в детском  социуме ,с самой системе родительско –детских взаимоотношений , и они должны обеспечивать право каждой личности на  удовлетворение ее духовно – нравственных потребностей ,в соответствии с общепринятыми .

Школа  обеспечивает и должна обеспечивать  воспитание у детей толерантности на каждом этапе обучения и развития ребенка . В школьном сообществе прививаются гуманитарные ценности ,строиться толерантное поведение. Конечно же воспитание толерантной личности процесс очень трудоемкий и осуществляется всем социумом который окружает ребенка ,в частности  внутрисемейный отношений к другим  людям и культурам , обществу в целом, под влиянием сверстников, окружающих людей.

В школе это происходит под влиянием таких условий как :принятие общих правил поведения, каждому предоставлены одинаковые возможности для самореализации ,развития позитивности в общении и творчестве ,инициативы и самостоятельности , групповой сплоченности которая проявляется в создании различных детских  объединениях.

Мы прекрасно понимаем , что толерантность , это не просто  умение и желание понимать ,уважать   личность, но и является также признаком высокого  интеллектуального развития общества в целом. Она и есть одна из многих задач, который ставит нам текущее время. Основа – это право на отличие. Воспитание в школе и дома ставит  перед собой задачу  научить учащихся относиться к общечеловеческим ценностям.  Естественно, что это получается и при помощи знаний об этнографии , традициях , культурных наследиях , быта  как своего народа так и других народностей. В нашем городе существует множество музее в связанных с этнографией , отдельными страницами жизни разных народов и национальностей ,проходит через это и дают более полную картину художественные музеи, музеи истории. Безусловно работа данных музеев ,в частности пересекается с работой по созданию личности подростков. В нашем лицее организуются тематические экскурсии, направленные как на духовное так и на нравственное воспитание личности подростков. После посещения  данных объектов проводятся тематические викторины и конкурсы которые дополняют и вносят свою долю в процесс обучения и воспитания. Путем этого мы создаем  условия для включения всех детей в творческую деятельность, по их желаниям и интересам. Помимо конкурсов и викторин создаются мероприятия которые направленны на воспитание навыков толерантного поведения. Это как подготовка так и участие в различных праздниках как школьного так и городского , национально уровня . Участие в мероприятиях  направленных на помощь другим людям « День пожилого человека» , «Чистый город» и многих других, тоже способствует нравственному воспитанию. Также стоит отметить проведение различных выставок и мастер классов , где учащиеся реализуют свои совместные проекты. При организации данного комплекса мероприятий ,равно как и отдельных его частей снимается напряженность во взаимоотношениях , развиваются лучшие стороны характера детей , проявляются умения и навыки коллективизма и взаимопонимания, умения слушать ,проявляется личность каждого ребенка. На каждом этапе необходимо давать правильную и тактичную оценку действий ребенка по отношению как к нему самому ,группы  в которой он  состоит на данном этапе ,так и по отношению к другим ее участникам. Классное самоуправление тоже является немаловажной частью воспитания в детях таких качеств и навыков  как демократизм, сотрудничество , понимание ,самостоятельность, ответственность. Одной из важных форм  классного управления является классное собрание , большинство из них и посвящено формированию толерантности  ,поскольку затрагиваются вопросы посвященные разногласиям в коллективе и решениях по их урегулированию.

Роль в воспитание толерантной личности имеет также семья, и поэтому проведение собраний с родителями ,способствует выявлению и возможной корректировке отношений в семье, что положительно сказывается на дальнейшее развитие ребенка. Также для этого проводятся мероприятия в которых совместно принимают участие, как родители ,так и ребенок.

В конце вышесказанного мне хотелось бы отметить ,что работа по толерантности подростков в школе не связанна только с навыками их конкретного поведения , но и затрагивает и формирует в них целый ряд личностных качеств :умение уважать достоинства других , самооценка, собственного достоинства , понимание того ,что каждый человек индивидуален и многогранен. А толерантность это основа уважения и понимания.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует:  формированию современного,  цело...

Роль планирования в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь гра­мотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать вос­питательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспи...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...