Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников
рабочая программа
Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_postshkolnogo_soprovozhdeniya_obuchayushchihsya.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
РАССМОТРЕНО Протокол от « » 201 г. № | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______201_ г. №____ |
Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников
Составители:
педагог – психолог Коновалова Н.В.
г. Нефтеюганск, 2018
Паспорт программы
Наименование программы | Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников « » |
Основания для разработки |
-Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;
-Приказ Минтруда России №515 о т 04.08.2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» с изменениями. |
Заказчик программы | Администрация школы-интерната |
Разработчик программы | Педагог – психолог Коновалова Н.В. |
Основные исполнители программы | Педагогический коллектив, обучающиеся, специалисты, родители, социальные партнеры. |
Социальные партнеры: | - Муниципальное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив»; - Муниципальное бюджетное учреждение центр физической культуры и спорта «Жемчужина Югры»; - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»; - Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского округа Югры «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж»; - МБУК Городская библиотека; - КУ Нефтеюганский центр занятости населения; - МГМУП «Универсал – сервис»; - ИП «Шкафы – купе от Федора» |
Сроки и этапы реализации программы |
|
Цель программы | Поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через прфессионально-трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. и потребностей рынка труда в специалистах |
Задачи программы |
|
Основные направления работы | - профориентация обучающихся; - постшкольное сопровождение (помощь в трудоустройстве выпускников); - помощь при адаптации обучающихся в условиях трудовой деятельности |
Ожидаемый результат |
|
Система контроля программы |
- мониторинг трудоустройства выпускников (сентябрь, февраль), приложение 1 |
Тип программы | социальная |
Вид программы | бессрочная |
Срок реализации | с г. |
Социальная адаптация и профессиональная ориентация выпускников с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью, являются сложными неоднозначными процессами, требующими поиска педагогических путей своей реализации. Это связано с глубинным качественным своеобразием дефекта обучающихся коррекционной школы, особенностями их психофизического развития, а также с состоянием обучения и воспитания. В КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 2017-2018 году 62 обучающихся с ОВЗ, 106 обучающихся имеющие статус ребенок – инвалид с ОВЗ.
Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников коррекционных классов, которые испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом причин:
− психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
− отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
− неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
− неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
− низким уровнем социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие имеющихся нарушений психофизического развития.
В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуальные психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Последовательность действий:
- год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству;
- год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);
- - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников).
Направления деятельности
№ п/п | Участники программы | Направление профориентационной деятельности |
Администрация школы - интерната | - координирует профориентационную работу в школе по направлению: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся; - организует работу педагогов по подготовке выпускников к сдаче квалификационного экзамена (подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов); - осуществляет анализ и коррекцию плана деятельности педагогического коллектива по данному направлению; - контролирует организацию встречи учащихся с выпускниками школы, средних профессиональных учебных заведений | |
Классный руководитель |
- проводит анализ уровня трудоустройства | |
Учителя – предметники |
- готовят к сдаче квалификационного экзамена: подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов | |
Библиотекарь |
- организует мероприятия, выставки книг о | |
Социальный педагог |
- организует и проводит индивидуальные и - оказывает выпускникам помощь в постановке на - совместно с классным руководителем проводит мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет | |
Педагог - психолог |
- оказывает помощь классному руководителю,
- проводит диагностику и консультации на этапе | |
Родители | - участвуют в родительских собраниях, мероприятиях, экскурсиях, беседах, консультациях; - участвуют в опросах (профориентационная направленность) | |
Обучающиеся, выпускники | - участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, анкетированиях, кружках, занятиях | |
Социальные партнеры |
|
Этап | Класс | Цель этапа | Мероприятия | Ответственные |
1 год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству | 9 - 12 | Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности | Анкеты «Кто я?», «Какой я?», «Как ты готовишься к выбранной профессии?» Беседы: «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», «Интересы и склонности в выборе профессий», «Подготовка к экзаменам и дальнейшее трудоустройство» Классный час «В наших руках, наше будущее», «Выбор профессии – дело ответственное» Индивидуальные беседы с родителями: «Права и обязанности родителей», «Дорога в будущее» Беседа с родителями о подготовке к экзаменам и дальнейшему трудоустройству Анкета мотивация выбора профессии Занятия по профориентации Беседа со специалистами ЦМИ, ЦЗН Родительское собрание «Учебные заведения округа» Дворники Рабочий зеленого хозяйства Портной Столяр – строительный Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий Младший обслуживающий персонал Столярное дело Швейное дело Дворник Экскурсии: в ЦМИ, ЦЗН; МГМУП «Универсал – сервис»; ИП «Шкафы – купе от Федора» | Классные руководители Педагог – психолог Учителя – предметники |
2 год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников) | 1 год после выпуска | Помощь в трудоустройстве, дальнейшем обучении выпускников | Оказание помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении, консультации родителей | Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители |
3 - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников) | 3 – 4 год после выпуска | Результативность трудоустройства, дальнейшего обучения | Мониторинг. Встречи с выпускниками, работодателями | Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители |
Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами являются:
• создание в школе – интернате системы профориентации, мотивирующей обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;
• изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы;
• овладение основами трудовых профессий.
Показатели эффективности реализации программы
Показателями эффективности реализации программы являются:
− количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
− количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;
− количество трудоустроенных выпускников.
Учебный год
№ | Планируемый результат | Фактический результат |
1. | Увеличение доли учащихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд | |
2. | Увеличение доли учащихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве | |
3. | Увеличение доли выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой | |
4. | Увеличение доли трудоустройстроенных выпускников, не являющихся инвалидами |
Мониторинг постшкольного и постдипломного сопровождения и адаптации выпускников КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья»
Численность выпускников 9 класса | Сведения о трудоустройстве | Причины, по которым не трудоустроены | Сведения о получении образования следующего уровня | Причины неполучения образования следующего уровня | Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ | ||
С ОВЗ и дети - инвалиды | Дети- инвалиды | Трудоустроено | Не трудоустроено | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Численность выпускников 12 класса | Сведения о трудоустройстве | Причины, по которым не трудоустроены | Сведения о получении образования следующего уровня | Причины неполучения образования следующего уровня | Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ | ||
С ОВЗ и дети - инвалиды | Дети- инвалиды | Трудоустроено | Не трудоустроено | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Список использованной литературы:
1. Информационно-методический материал к профориентационному курсу «Путь в профессию» (для учащихся 7- 9 классов образовательных школ).
2. Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.
3. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ/ Н.Х. Элмурзаева, Х.Б. Ганиева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 545-548.
4. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. – М., 2006.
5. Прощицкая Е.А. Выбирайте профессию. – М., «Просвещение», 2011г.
6. Твоя профессиональная карьера. 8-9кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М: Просвещение, 2018.
7. Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями/ Н. Н. Иванова // Молодой ученый. — 2014.— №1. — С. 531-532.
8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А. Блинкова, С.А. Игнатьева, Н.К. Горшунова. - М., 2012. – 304с.
Интернет-ресурсы:
− http://www.find-job.ru/
− http://som.fio.ru
− http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur
− http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html
− http://www.labirint.ru/books/201428/
− http://www.moeobrazovanie.ru/professions_oficiant.html
− http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/khochu-mogu-nado.html
− http://pedsovet.su/load/48-1-0-25339
− http://psylesson.ru/node/68
− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=mpi
− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=ddo
− http://onlinetestpad.com/ru
− http://festival.1september.ru/articles/310778/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Образец "Индивидуальная программа социального сопровождения (реабилитации и адаптации) несовершеннолетнего"
Основная цель работы с ребенком и семьей: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечени...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...
Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников
Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников...
Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников
Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников...
Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"
Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...
"Социальное сопровождение и адаптация обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ"
Социальное сопровождение инвалидов и их социализация....