Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
рабочая программа (6, 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_uchashchihsya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 17» города Магнитогорска
455016, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Тихвинский, 2а; тел. 48 83 46, e-mail: schmag17@mail.ru
_________________________________________________________________________________
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
Социальный педагог:
Федорова Е.А.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе остро стоит вопрос детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Безнадзорные дети - это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но эти связи находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации нарушению нормального процесса социализации ребенка.
В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает общее состояние и уровень развития страны.
В России, переживающей глубокие трансформационные процессы и неконтролируемые последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Кризис семьи и семейного воспитания, ее социальное неблагополучие крайне негативно влияют на формирование личности ребенка. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья в большинстве случаев не выполняет своих воспитательных функций, успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. Родители зачастую заняты работой, своими проблемами и им не до проблем своих детей. Поэтому дети вынуждены искать понимания среди своих сверстников, на улице, в сомнительных компаниях и еще где угодно, кроме семьи. Так они попадают в категорию безнадзорных детей, и становятся более подверженными негативному влиянию асоциальной, а порой и преступной среды. Именно поэтому все большие масштабы приобретает детская и подростковая преступность.
Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны. Осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием асоциальной среды.
В последнее время в нашей стране к положению детей приковано пристальное внимание. Происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в Российской Федерации требований о правах ребенка.
Цель программы: совершенствование и повышение эффективности функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений в школе.
Задачи программы:
1.Формирование и реализация программы по улучшению профилактики правонарушений и бродяжничества среди обучающихся;
2.Помощь школьному коллективу в проведении мероприятий по профилактике правонарушений.
3.Развивать и внедрять новые технологии воспитания обучающихся, искать ресурсы для этих целей за пределами школы.
4 Совершенствовать формы работы с родителями в целях улучшения микроклимата в семье обучающегося «группы риска».
Программа включает работу по следующим направлениям:
- профилактическое;
- коррекционно-реабилитационное.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости детей в свободное время и т. п.
Коррекционно-реабилитационная работа с безнадзорными обучающимися предполагает оказание ему оперативной социально-педагогической помощи:
- постановку на внутришкольный учет;
- диагностику его состояния, личностных особенностей;
- разработку и реализацию программы работы по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности-труда, игры, познания;
- подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи;
- коррекцию, реабилитацию семейных отношений.
В работе с детьми, склонными к правонарушениям и бродяжничеству необходимо реализовывать следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка.)
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.)
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
- индивидуально-профилактическая работа с родителями: вызовы в школу, на группу профилактики, социально-педагогический патронаж семьи;
- взаимодействие со службами системы профилактики города, привлечение к работе различных специалистов.
В школе проводится работа с родителями по профилактике и коррекции семейного неблагополучия, ведущей к социальной дезадаптации ребенка. (В соответствии со ст.65 Семейного кодекса Р.Ф.)
1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
2. Осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании;
4. Взаимодействие со специалистами различных учреждений по проблемам семей.
С обучающимися проводится работа по борьбе с прогулами и ликвидации пробелов в знаниях:
- по школе издан приказ «О всеобуче»;
- установлен ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков;
- в школе ведется журнал всеобуча. В случае пропуска занятий учеником , у родителей выясняются причины отсутствия;
- установлен контроль со стороны социального педагога за поведением учащихся, склонных к пропускам занятий;
- принимаются меры к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка;
- осуществляется посещение данных семей, организовываются выездные заседания Группы профилактики;
- на Совете профилактики в присутствии инспектора ПДН своевременно обсуждаются случаи правонарушений и пропусков занятий среди обучающихся;
- со стороны классных руководителей проводится ежедневный контроль за успеваемостью детей «группы риска»;
- проводятся дополнительные индивидуальные занятия с отстающими обучающимися.
Структура совместного взаимодействия специалистов школы по работе с детьми «группы риска»
Специалист | Основные задачи |
Классный руководитель | - Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с обучающимися; - делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; - ведет работу по индивидуальной программе развития и воспитания обучающегося «группы риска»; - организует и координирует комплексную работу по профилактике правонарушений, пропусков занятий и коррекции поведения школьников. - проводит работу с родителями. |
Социальный педагог | - Изучает особенности поведения ребенка в школе и жизнедеятельность ребенка вне школы; - организует индивидуально-профилактическую и коррекционную работу по профилактике правонарушений и фактов бродяжничества среди обучающихся; - привлекает к работе специалистов различных учреждений: инспектора ПДН, КДН, ООиП, ЦСОН и др. - взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей; - оказывает социально-педагогическую помощь детям, попавшим в экстремальную ситуацию. - осуществляет патронаж семей обучающихся. - проводит работу с обучающимися и их родителями в Группе профилактики. |
Психолог | - Изучает личность обучающегося и коллектива класса; - анализирует адаптацию ребенка в среде; - выявляет дезадаптированных обучающихся; - изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками; - подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; - выявляет и развивает интересы и способности школьников; - осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. - проводит индивидуальную и групповую работу с родителями. |
Медицинский работник | - Исследует физическое и психическое здоровье обучающихся; - организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем; - разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; - взаимодействует с лечебными учреждениями. - проводит консультации для родителей. |
Исходя из решаемых задач, в школе используются следующие формы работы:
- Комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально- психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных обучающихся, так и класса в целом;
- Оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;
- Просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;
- Предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;
- Проведение социального закаливания обучающихся с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;
- Психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния обучающихся, нервно-психических и психосоматических нарушений.
- Организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для полного раскрытия их возможностей;
- Совместные семинары и заседания Группы профилактики для обучающихся и их родителей с привлечением инспектора ПДН, посвященные проблемам правонарушений и фактов бродяжничества среди несовершеннолетних.
Формы совместной коррекционной работы:
1. Информирование обучающихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы;
2. Проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы семейного неблагополучия, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
3. Выявление причин фактов безнадзорности детей и правонарушений среди обучающихся;
4. Разработка программ коррекционной работы как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
5. Реализация разрабатываемых программ на уровне школы.
Развитие досуговой работы с детьми
Задачи:
-расширение сферы деятельности обучающихся в свободное время;
-пропаганда здорового образа жизни;
-развитие творческих способностей детей;
-профилактика преступности среди детей.
Направления развития досуговой работы:
Название программы | Направление кружка |
Вокальный мир | Художественно – эстетическое творчество |
Роботехника | Моделирование |
Театральный мир | Художественно – эстетическое творчество |
Программа «Футбол» | Спортивное |
Мастерская чудес | Рукоделие |
Пропаганда здорового образа жизни.
В пропаганда здорового образа жизни используются следующие мероприятия:
-беседы и лекции медработника (нарколога, психоневролога, школьного врача);
-проблемная беседа или дискуссия;
-тренинговые занятия «Учись говорить «Нет!»;
-классные часы с просмотром видеофильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
Преступность — большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних — зло,...
Анализ работы по профилактике правонарушений Обучающимися 7-г класса 2014-15учебныйгод
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся была направлена на выполнение цели- создание условий для воспитания образованной личности,владеющей жизненно необходимым запасом...
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра...
Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"
Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкогол...
«Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся »
В статье рассматривается вопрос влияния внеурочной деятельность на творческие способности обучающихся...
Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.
Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...