Доклад " Особенности воспитательной работы в детском доме"
консультация
Многие десятилетия проблемы детских домов не теряют своей остроты. Дети – сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, несмотря на всестороннюю заботу о них государства, остаются в значительной мере лишёнными необходимых контактов со взрослыми, испытывают дефицит родственного общения.
Зная это, мы, педагоги не должны ограничиваться формальными заботами о них, обеспечением пропитания и проживания. Необходимо главное – ежедневная забота о духовном развитии каждого ребенка.
Эту задачу можно решить только совместными усилиями всего коллектива детского дома, приобщать детей к семейной жизни. Что мы все и делаем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_oblastnoe_metod._obedinenie.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Преображение»
140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45, тел. 8(496)404-09-20, egordetdom@mail.ru
Выступление на методическое объединение воспитателей образовательных организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по теме «Особенности воспитательской работы в детском доме».
Подготовила:
Воспитатель Зуева О.А.
Многие десятилетия проблемы детских домов не теряют своей остроты. Дети – сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, несмотря на всестороннюю заботу о них государства, остаются в значительной мере лишёнными необходимых контактов со взрослыми, испытывают дефицит родственного общения.
Зная это, мы, педагоги не должны ограничиваться формальными заботами о них, обеспечением пропитания и проживания. Необходимо главное – ежедневная забота о духовном развитии каждого ребенка.
Эту задачу можно решить только совместными усилиями всего коллектива детского дома, приобщать детей к семейной жизни. Что мы все и делаем!
В каждой семейной группе нашего дома проходят ежедневные воспитательские часы, разработанные педагогами, и направленные на социализацию детей в обществе, подготовку к семейной жизни. Тематика воспитательских часов разработана в годовом планировании еженедельно по разделам:
Понедельник – «Мы за здоровый образ жизни»
Вторник – «Патриот»
Среда – «Я в мире людей»
Четверг – «Профориентация»
Пятница – «Самосовершенствование личности. Этикет»
Суббота – «Я умею»
Воскресенье – «Воспитание семьянина»
Система воспитания в детском доме - чрезвычайно сложный и многогранный процесс, который осуществляется непосредственно единым воспитательным коллективом педагогов, самими условиями, в которых протекает жизнедеятельность воспитанников; окружающей действительностью, её социальной средой.
Понятно, что такое множество факторов, прямо и косвенно влияющих на формирование личности воспитанника детского дома с одной стороны требует тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого ребёнка, с другой - не менее тщательного отбора средств, форм и методов воспитательной работы, которые были бы интересны и доступны всем и каждому, и тем самым, вызывали бы желание участвовать в разнообразной общественно полезной, творческой деятельности.
Особую роль в проведении воспитательной работы с детьми следует уделять налаживанию их взаимоотношений в самом широком смысле этого сложного понятия. Гуманные, дружеские, основанные на взаимопонимании и взаимопомощи отношения воспитанников и воспитателей детского дома, знание и понимание каждым педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника - важнейшие условия этой работы.
В процессе нашей работы в силу индивидуальных особенностей каждого ребёнка (у кого – то вспыльчивый характер, у кого – то медицинские особенности здоровья, у кого – то неприятности в школе, кто – то просто не в настроении) возникают конфликты. Самый верный способ уладить конфликт – это побеседовать о произошедшим с подростком, и именно ПОБЕСЕДОВАТЬ, а не отругать. Объяснить ребёнку, при этом выслушав его точку зрения, в зависимости от произошедшего, что, как он считает было сделано неправильно, и как можно было бы избежать конфликта.
Отношения людей, а тем более детей и взрослых – сложная психологическая категория, имеющая одну важную особенность. Как правило, ребёнок относится к педагогу в полном соответствии с отношением педагога к нему. Адекватная реакция детей на отношения взрослых позволяет надеяться, что позитивное отношение воспитанников к воспитателям и вообще ко всем взрослым) не такая уж неразрешимая задача. Не случайно Антон Семёнович Макаренко утверждал, что сочетание требовательности и уважения к личности ребёнка определяет успех воспитания.
Итак, первое, что определяет успешность воспитания – это формирование гуманных взаимоотношений педагогов, воспитанников, обслуживающего персонала.
Далее следует – здоровье детей. А как мы все знаем: основой здоровья физического является здоровье психическое. Только в атмосфере полной защищённости и доброжелательности, заботы, внимания, любви и ласки детский организм может развиваться оптимально. Дети не должны чувствовать неприязни к себе, её просто не должно существовать.
Конфликтные ситуации, происходящие на глазах детей, кого бы они не касались, отрицательно влияют на детскую психику и нередко являются примером негативного поведения самих воспитанников. Если по отношению к детям проявляется грубость – она станет свойственна и воспитанникам. Если воспитатель кричит на детей – крик станет обычным и в обращении воспитанников.
Следующее, что определяет успешность воспитания – это организация режима дня. Как создать ребёнку комфортное состояние в группе, определить круг его обязанностей, приучающих к личной гигиене, к наведению чистоты и порядка в своём доме, к развитию различных умений мастерства (шить, вязать, мастерить, чинить, готовить и т.д.), необходимых будущему семьянину, умению провести свой досуг. Во всём этом нам помогает режим дня, он есть у нас в каждой семье. Мы стараемся его придерживаться, хотя порой отклоняемся от него. Например: Дошкольник. Его режим дня – подъём, утренние процедуры, завтрак, занятия, прогулка, обед, тихий час, полдник, ролевые игры, по возможности прогулка совместно с другими детьми, ужин, игры по интересам, вечерние процедуры, подготовка ко сну, сон. Но со школьниками так не получается.
Старшие дети нуждаются в дополнительной подготовке домашнего задания, а именно подборке материала к школьным докладам, сообщениям, а это увеличивает время на самоподготовку воспитанника, которую контролирует педагог, что выходит за рамки режима дня.
У большинства новоприбывших детей нет навыков самоподготовки домашнего задания, поэтому прежде всего мы выясняем реальные учебные возможности и способности детей, определяем пробелы в их знаниях и исходя из этого, ведём работу по выравниванию знаний совместно с дефектологом, логопедом.
В связи с выпуском старших воспитанников, устройством детей в замещающие семьи, восстановление в правах биологических родителей и возвращение ребёнка в биологическую семью происходит непрерывное обновление каждой семейной группы. Однако установленный в группе порядок, традиции передаются и сохраняются. Предметом особой заботы в семье является формирование нравственной атмосферы, отношений заботы друг о друге, внимания и оказания необходимой помощи. Малыши и средние по возрасту дети, с помощью старших быстро осваивают навыки личной гигиены, ведение домашнего хозяйства, поддержание чистоты и порядка.
Доброй традицией в нашей семейной группе стало ознакомление вновь поступивших детей с заповедями воспитанника нашего дома. «Заповеди воспитанника» в нашей семье висят на стене и мы используем их не только для ознакомления поступивших детей, но систематически в процессе нашей работы для разрешения сложных ситуаций, при проведении бесед, круглых столов.
Также еженедельно по субботам в нашей семье проходит «Недельный отчёт», в форме круглого стола. У детей это вошло в привычку, они готовятся к нему, делятся впечатлениями о произошедшем за неделю в школе и дома.
И всё же продуманный режим дня в условиях семьи в детском доме позволяет с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей разумно сочетать их труд и отдых, учебные занятия и развлечения.
И в завершении своего выступления хочу сказать о правилах, которым мы учим своих воспитанников.
- Жить в детском доме – это значит любить свой дом, уважать своих товарищей и взрослых, которые помогают в ваших делах.
- Любить свой дом – это значит беречь и умножать всё его содержимое, но делать это в пределах разумного, соблюдая чувство меры.
Вряд ли можно говорить об уютной комнате, в которой только на потолке нет ковра. Никакими коврами и одеждами нельзя заменить человеческого тепла. Никакими подарками – подношениями нельзя заменить искреннего человеческого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План учебно-воспитательной работы МБОУ ДОД Дома детского творчества
в материале представлен один из вариантов плана работы на учебный год учреждения дополнительного образования детей...
доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»
В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...
"Методика воспитательно-профилактической работы в детском доме"
Ранняя профилактика необходима в работе со всеми возрастными группами, но особое внимание привлекают младшие подростки 10-12 лет. Ребенок еще не совершал преступление, но существуют "индикаторы", по к...
Доклад: «Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускника...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...
Презентация к докладу " Особенности воспитательной работы в детском доме"
Презентация наглядно показывает нашу ежедневную работу....
Организация воспитательной работы воспитанников детского дома по духовно-нравственному направлению
Организация воспитательной работы воспитанников детского дома по духовно-нравственному направлению...