Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск» (Из опыта работы)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Тарабрина Татьяна Борисовна

При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grotesk.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по изучению литературоведческого понятия «Гротеск»

(Из опыта работы)

Тарабриной Т.Б.

учителя русского языка

и литературы

МОУ «Оборонинская сош»

Мордово 2014

  1. Актуальность термина.

При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином.

  1. Литературоведческое понятие «Гротеск»

Гротеск (от итал. grottesco — причудливый) — разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т.п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагического[1].

Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл[2].

        Термин «гротеск» получил распространение в XV – XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими»  ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура.

        Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В.В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

  1. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск».

Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого».

         Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сформулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в поэме; сформулировать принципы описания живого («положительных элементов»); выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска.

        Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года[3]. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души... все эти Ноздревы, Манилов и «все прочие». С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность». Как проявляется этот контраст бессилия и силы, мертвого и живого в самом произведении?

        След гротескных образов мы ощущаем в особой подаче деталей портрета, обстановки, в особом развитии сравнений.

        Поисковая работа. 

Задание учащимся: Найти в тексте описание портретов чиновников города.

Ответ учащихся: Описание чиновников из VII главы «Мертвых душ». Войдя в гражданскую палату для совершения купчей, Чичиков и Манилов увидели «много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол...». Возрастающее количество синекдох совершенно заслоняет живых людей; в последнем примере сама чиновничья голова и чиновничья манера писания оказывается принадлежностью «светло-серой куртки». (Синекдоха (от греч. synecdoche) - вид метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении названия части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»; «все флаги в гости будут к нам» флаги в данном случае — страны)[4].

Исследовательская работа.

        Задание учащимся: Провести  сравнительный анализ описания портретов чиновников города с «знаменитым парадом» в «Невском проспекте» Гоголя.

Ответ учащихся: С другой стороны, эта картина, конечно, близка знаменитому параду «лучших произведений человека» на Невском проспекте: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых... ослепят хоть кого...» и т. д. Но в «Невском проспекте» эта пестрая мозаика явно соотнесена с той фразой, которая характеризует переживания Пискарева на балу: «...Ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». В «Мертвых душах» перед нами то же раздробление и обезжизнивание целого, но уже без всякого участия и даже упоминания «демона».

Интересна, с этой точки зрения, излюбленная Гоголем форма описания сходных, почти механически повторяющихся действий или реплик. В «Мертвых душах» эта форма встречается особенно часто.

Выборочное чтение:

Задание учащимся: Найти характеристики Чичикова, которые давали ему чиновники города.

Ответ учащихся: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек».

Вывод: 

Педантичная строгость фиксирования повествователем каждой из реплик контрастирует с их почти полной однородностью. В двух последних случаях примитивизм усилен еще тем, что каждый подхватывает одно слово предыдущего, как бы силясь добавить к нему нечто свое и оригинальное, но добавляет столь же плоское и незначащее. Это явная стилизация примитива.

Анализ эпизода «Посещение псарни Ноздрева».

От этих эпизодов и реплик нити ведут к сцене посещения псарни Ноздрева в IV главе «Мертвых душ»: «Ноздрев был среди их <собак> совершенно как отец среди семейства: все они, тут же пустивши вверх хвосты, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи. Обругай оказал такую же дружбу Чичикову и, поднявшись на задние ноги, лизнул его языком в самые губы, так что Чичиков тут же выплюнул».

Задание учащимся: Что хотел сказать Гоголь реакцией героев на дружественное расположение собак?

Ответ  учащихся: Реакция Чичикова на дружественное расположение собак, как видим, несколько иная, чем Ноздрева и других персонажей, что полно скрытого комизма. С одной стороны, Чичиков не раз оказывается весьма близок к животным, насекомым и т. д. «Да у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?» — говорит ему Коробочка.

А с другой стороны, случай на псарне Ноздрева не единственный, когда Чичиков оскорбился такого рода «дружбой». Проснувшись у Коробочки, Чичиков «чихнул опять так громко, что подошедший в это время к окну индейский петух... заболтал ему что-то вдруг и весьма скоро на своем странном языке, вероятно, «желаю здравствовать», на что Чичиков сказал ему дурака».

На чем основан комизм реакции Чичикова? Обычно человек не станет обижаться на животное и тем более на птицу, не рискуя попасть в смешное положение. Чувство обиды предполагает или биологическое равенство, или же превосходство обидчика.

Вывод:

Своей неожиданной репликой Чичиков сокращает эту дистанцию, словно допуская возможность оскорбления со стороны «индейского петуха».

Показательна такая деталь гоголевских персонажей, как глаза. Глаза — наиболее яркое воплощение духовности.

У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз.

Выборочное чтение:

Задание учащимся: Найти наиболее яркие описания глаз персонажей и сделать выводы.

Ответ  учащихся: В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не описываются, или подчеркивается их  бездуховность.

Опредмечивается то, что по существу своему не может быть опредмечено. Так, Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а применительно к глазам Собакевича отмечено то орудие, которое употребила на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза»

О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Это уже нечто одушевленное и, следовательно, более высокое, чем одеревенелый или опредмеченный взгляд (в той мере, в какой Плюшкин, как и Чичиков, несколько возвышается над другими персонажами). Но это не человеческая живость, а скорее животная; в самом развитии условного, метафорического плана передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.

Выводы:

                Контраст живого и мертвого, бессилия и силы имеет принципиальное значение для «Мертвых душ». Такой контраст омертвление живого — излюбленная тема гротеска, воплощаемая с помощью определенных и более или менее устойчивых форм (мотивов).

        Итак, в своей поэме Гоголь сумел показать контраст живого и мертвого, героев нелепых, неправдоподобных и вместе с тем типичных. Они широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жизни времен самодержавия и крепостничества.

        Благодаря использованию различных методов и приемов работы при анализе художественных произведений учащиеся  быстро находят различные литературоведческие термины.

Литература

1. Ю.В. Манн. Гоголь в школе.- М., «ВАКО» 2007. - С. 280

2. Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 40

3. Герцен. «Дневниковые записи».1842

4. Н.В. Гоголь «Мертвые души» - Л., «Детская литература».1986.- С. 13-17.

5. Н.В. Гоголь «Невский проспект».-Л., «Детская литература».1976.- С. 18-25.

6. Л.И. Темофеев «Словарь литературоведческих терминов».- М., «Просвещение»1974. – С. 60-62



[1] Ю.В. Манн. Гоголь в школе.- М., «ВАКО» 2007. - С. 280

[2]Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 40

[3] Герцин. «Дневниковые записи».1842

[4] Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

методическая разработка по теме "Проектная деятельность - из опыта работы" и презентация к выступлению

Выступление на психолого - педагогическом семинаре по теме "Проектная деятельность" и презентация к выступлению....

Методическая разработка "КСО на уроках математики" (Из опыта работы)

Методическая разработка  "Коллективный способ обучения на уроках математики как способ активизации познавательной деятельности учащихся" ( Из опыта работы)...

Работа над литературоведческими понятиями в 5 классе (из опыта работы)

В статье показана  работа  над  понятием у   литературный герой,  литературный  тип,  дается понятие   типичного в литераратуре. Показаны результаты ...

Выступление на районном методическом объединении "Первые результаты волонтерской деятельности. Из опыта работы образовательного учреждения"

Опыт волонтерского движения в образовательных учреждениях Кантемировского района Воронежской области...

Методическая разработка «Здоровый и крепкий ребенок» (из опыта работы)

Методическая разработка«Здоровый и крепкий ребенок»(из опыта работы)...