Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск» (Из опыта работы)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grotesk.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по изучению литературоведческого понятия «Гротеск»
(Из опыта работы)
Тарабриной Т.Б.
учителя русского языка
и литературы
МОУ «Оборонинская сош»
Мордово 2014
- Актуальность термина.
При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином.
- Литературоведческое понятие «Гротеск»
Гротеск (от итал. grottesco — причудливый) — разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т.п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагического[1].
Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл[2].
Термин «гротеск» получил распространение в XV – XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура.
Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В.В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
- Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск».
Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого».
Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сформулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в поэме; сформулировать принципы описания живого («положительных элементов»); выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска.
Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года[3]. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души... все эти Ноздревы, Манилов и «все прочие». С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность». Как проявляется этот контраст бессилия и силы, мертвого и живого в самом произведении?
След гротескных образов мы ощущаем в особой подаче деталей портрета, обстановки, в особом развитии сравнений.
Поисковая работа.
Задание учащимся: Найти в тексте описание портретов чиновников города.
Ответ учащихся: Описание чиновников из VII главы «Мертвых душ». Войдя в гражданскую палату для совершения купчей, Чичиков и Манилов увидели «много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол...». Возрастающее количество синекдох совершенно заслоняет живых людей; в последнем примере сама чиновничья голова и чиновничья манера писания оказывается принадлежностью «светло-серой куртки». (Синекдоха (от греч. synecdoche) - вид метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении названия части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»; «все флаги в гости будут к нам» флаги в данном случае — страны)[4].
Исследовательская работа.
Задание учащимся: Провести сравнительный анализ описания портретов чиновников города с «знаменитым парадом» в «Невском проспекте» Гоголя.
Ответ учащихся: С другой стороны, эта картина, конечно, близка знаменитому параду «лучших произведений человека» на Невском проспекте: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых... ослепят хоть кого...» и т. д. Но в «Невском проспекте» эта пестрая мозаика явно соотнесена с той фразой, которая характеризует переживания Пискарева на балу: «...Ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». В «Мертвых душах» перед нами то же раздробление и обезжизнивание целого, но уже без всякого участия и даже упоминания «демона».
Интересна, с этой точки зрения, излюбленная Гоголем форма описания сходных, почти механически повторяющихся действий или реплик. В «Мертвых душах» эта форма встречается особенно часто.
Выборочное чтение:
Задание учащимся: Найти характеристики Чичикова, которые давали ему чиновники города.
Ответ учащихся: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек».
Вывод:
Педантичная строгость фиксирования повествователем каждой из реплик контрастирует с их почти полной однородностью. В двух последних случаях примитивизм усилен еще тем, что каждый подхватывает одно слово предыдущего, как бы силясь добавить к нему нечто свое и оригинальное, но добавляет столь же плоское и незначащее. Это явная стилизация примитива.
Анализ эпизода «Посещение псарни Ноздрева».
От этих эпизодов и реплик нити ведут к сцене посещения псарни Ноздрева в IV главе «Мертвых душ»: «Ноздрев был среди их <собак> совершенно как отец среди семейства: все они, тут же пустивши вверх хвосты, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи. Обругай оказал такую же дружбу Чичикову и, поднявшись на задние ноги, лизнул его языком в самые губы, так что Чичиков тут же выплюнул».
Задание учащимся: Что хотел сказать Гоголь реакцией героев на дружественное расположение собак?
Ответ учащихся: Реакция Чичикова на дружественное расположение собак, как видим, несколько иная, чем Ноздрева и других персонажей, что полно скрытого комизма. С одной стороны, Чичиков не раз оказывается весьма близок к животным, насекомым и т. д. «Да у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?» — говорит ему Коробочка.
А с другой стороны, случай на псарне Ноздрева не единственный, когда Чичиков оскорбился такого рода «дружбой». Проснувшись у Коробочки, Чичиков «чихнул опять так громко, что подошедший в это время к окну индейский петух... заболтал ему что-то вдруг и весьма скоро на своем странном языке, вероятно, «желаю здравствовать», на что Чичиков сказал ему дурака».
На чем основан комизм реакции Чичикова? Обычно человек не станет обижаться на животное и тем более на птицу, не рискуя попасть в смешное положение. Чувство обиды предполагает или биологическое равенство, или же превосходство обидчика.
Вывод:
Своей неожиданной репликой Чичиков сокращает эту дистанцию, словно допуская возможность оскорбления со стороны «индейского петуха».
Показательна такая деталь гоголевских персонажей, как глаза. Глаза — наиболее яркое воплощение духовности.
У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз.
Выборочное чтение:
Задание учащимся: Найти наиболее яркие описания глаз персонажей и сделать выводы.
Ответ учащихся: В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не описываются, или подчеркивается их бездуховность.
Опредмечивается то, что по существу своему не может быть опредмечено. Так, Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а применительно к глазам Собакевича отмечено то орудие, которое употребила на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза»
О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Это уже нечто одушевленное и, следовательно, более высокое, чем одеревенелый или опредмеченный взгляд (в той мере, в какой Плюшкин, как и Чичиков, несколько возвышается над другими персонажами). Но это не человеческая живость, а скорее животная; в самом развитии условного, метафорического плана передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.
Выводы:
Контраст живого и мертвого, бессилия и силы имеет принципиальное значение для «Мертвых душ». Такой контраст омертвление живого — излюбленная тема гротеска, воплощаемая с помощью определенных и более или менее устойчивых форм (мотивов).
Итак, в своей поэме Гоголь сумел показать контраст живого и мертвого, героев нелепых, неправдоподобных и вместе с тем типичных. Они широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жизни времен самодержавия и крепостничества.
Благодаря использованию различных методов и приемов работы при анализе художественных произведений учащиеся быстро находят различные литературоведческие термины.
Литература
1. Ю.В. Манн. Гоголь в школе.- М., «ВАКО» 2007. - С. 280
2. Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 40
3. Герцен. «Дневниковые записи».1842
4. Н.В. Гоголь «Мертвые души» - Л., «Детская литература».1986.- С. 13-17.
5. Н.В. Гоголь «Невский проспект».-Л., «Детская литература».1976.- С. 18-25.
6. Л.И. Темофеев «Словарь литературоведческих терминов».- М., «Просвещение»1974. – С. 60-62
[1] Ю.В. Манн. Гоголь в школе.- М., «ВАКО» 2007. - С. 280
[2]Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 40
[3] Герцин. «Дневниковые записи».1842
[4] Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты развития коммуникативных компетенций учащихся (из опыта работы по учебному комплексу С.И.Львовой).
Из опыта оработы по учебному комплексу Львовых....
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)
В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....
методическая разработка по теме "Проектная деятельность - из опыта работы" и презентация к выступлению
Выступление на психолого - педагогическом семинаре по теме "Проектная деятельность" и презентация к выступлению....
Методическая разработка "КСО на уроках математики" (Из опыта работы)
Методическая разработка "Коллективный способ обучения на уроках математики как способ активизации познавательной деятельности учащихся" ( Из опыта работы)...
Работа над литературоведческими понятиями в 5 классе (из опыта работы)
В статье показана работа над понятием у литературный герой, литературный тип, дается понятие типичного в литераратуре. Показаны результаты ...
Выступление на районном методическом объединении "Первые результаты волонтерской деятельности. Из опыта работы образовательного учреждения"
Опыт волонтерского движения в образовательных учреждениях Кантемировского района Воронежской области...
Методическая разработка «Здоровый и крепкий ребенок» (из опыта работы)
Методическая разработка«Здоровый и крепкий ребенок»(из опыта работы)...