Научные публикации
статья

Аксенова Наталья Ивановна

Данный материал опубликован в различных научных сборниках и использован для выступлений на конференциях и семинарах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы совершенствования взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию семейных ценностей

Воспитывает всё:

люди, вещи, явления,

но, прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте родители и педагоги.

                     А.С.Макаренко

Семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка  нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Как однажды совершенно верно заметил академик Лотман: «Интеллигентный и культурный человек может вырасти только в интеллигентной и культурной семье».

На сегодня остро встают вопросы культуры общения между родителями и детьми, духовного развития в некоторых семьях. Заметно усилилось негативное влияние средств массовой информации, в которых пропагандируются насилие, вседозволенность, цинизм, пошлость, а также идея несовременности традиционной семьи. Темы духовно-нравственного воспитания в семье, ценности семейного воспитания  поднимаются крайне редко.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышение психолого-педагогического уровня родителей;

Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;

Наша школа осуществляет следующие задачи:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Изучение условий семейного воспитания и корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

3. Правовое просвещение.

4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

5. Формирование представление о ЗОЖ.

6.Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

7. Взаимодействие с родительским комитетом.

Ожидаемый результат:

Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: педагогов,психологов, родительской общественности, родителей, органов власти.  

Отсутствие жестокого обращения в семье.

Снижение факторов риска потребления ПАВ (психоактивных веществ) в семьях.    

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей несовершеннолетних обучающихся школы.

Создание благоприятных условий для духовно-нравственного здоровья семьи, детей.

В годовом плане воспитательной работе предусмотрено направление «Семья - моя главная опора» - формирование ценности семьи

Взаимодействие семьи и школы является важнейшим фактором в формировании воспитательного пространства. Общая цель семьи и школы – воспитать гармонично развитую личность. Задача школы – сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.

Цель:

Создание условий для развития семейных ценностей, культуры коммуникации в межэтническом мире, развитие кроссвозрастных сообществ

Завуч по воспитательной работе проводит следующие мероприятия:

  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей для родителей
  • Всемирный день Матери
  • Мероприятия, посвященные Дню матери в России - тематические классные часы
  • Открытый городской конкурс исследовательских и творческих работ «Суровый приказ

выполняя» Школьный этап

  • Районный конкурс «Профессия моей семьи» Школьный этап
  • Итоговая конференция по проектам учебных предметов
  • Отчетный концерт творческих коллективов ГБОУ
  • Акция «Память поколений», посвященная Победе в Великой Отечественной войне»
  • Урок Мужества «Победная формула войны»
  • Акция – «Бессмертный полк»
  • Встречи с представителями родительской общественности

Социальный педагог осуществляет План мероприятий по  совершенствованию системы семейного воспитания

  • Проведение бесед, направленных на формирование ЗОЖ
  • Лекции для родителей «Правила безопасности Вашего ребенка»
  • Беседы, направленные на повышение правовой грамотности родителей/законных представителей, профилактику правонарушений, преступлений, безнадзорности, предупреждение проявлений экстремизма
  • Профориентационная работа

  Педагог-психолог исходя из своей программы выполняет ряд мероприятий.

  • Проведение групповой консультации «Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению»
  • Психологическое консультирование .
  • Общешкольные собрания для родителей выпускников.
  • Профориентационная работа
  • Психологическая подготовка выпускников и их родителей к ГИА

Классные руководители выполняют запланированный ряд мероприятий по теме.



Предварительный просмотр:

Современные методы формирования у школьников естественной мотивации к освоению новой области знаний и компетенций в контексте ФГОС.

Экономика будущего - экономика знаний, главным ресурсом которой станут информация и интеллект, а самыми перспективными сферами инвестиций - образовательные технологии и производство информации.

Александр Кириллович Гладилин, д.х.н., профессор

Проектная работа является ключевым направлением современного образования. Для учащихся 9-х классов, участвующих в реализации ФГОС ООО, проектная и исследовательская деятельность уже является обязательной.

Рассмотрим метод проектов как способ развития познавательной активности.

Многолетние  исследования  И.Г.  Морозовой,  Г.И.  Щукиной,  Т.А.  Куликовой доказали, что  познавательные  способности  не  являются  имманентно  присущим человеку от рождения, они складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируются в социальных условиях его существования.

Учебные программы в эпоху информационного общества должны решать задачи развития навыков критического мышления, коммуникации, творческой изобретательности, способности к выстраиванию межличностных отношений. Развить указанный набор компетенций можно в рамках проектной работы, включающей коллективное решение сложных задач.

Достаточное количество часов  внеурочной деятельности позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

В настоящее время актуальным становится использование во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. Значимым и интересным для школьников является организация работы по созданию диалоговых тренажеров (интерактивных заданий), обеспечивающая сочетание различных видов познавательной деятельности.

Искусство диалога — в умении говорить на языке собеседника. Как и любому навыку, деловому общению можно научиться. В e-Learning для этого используют диалоговые тренажеры.

Диалоговый тренажер — интерактивное упражнение, которое, по сути,  копирует разговор с человеком. Он помогает отработать навыки общения, проверить знания ранее изученного материала и т д.

Диалоговый тренажер включает в себя мультимедийность, интерактивность и обратную связь.

Преимущества диалоговых тренажеров:

  1. тематическое единство (сюжет игры и зависимость реплик персонажей)
  2. визуализация персонажей, которая может позволять слушателю давать ответы не от собственного лица, а быть в роли какого-то персонажа. А также каждый персонаж имеет свои эмоции (радость, грусть, сожаление и т.д.) и реакцию на ответ (похвала, рекомендации и т.п.)
  3. отработка навыков в безопасной игровой среде: можно ошибаться, так как это своего рода тренировка
  4. разбор допущенных ошибок, это пояснения выбранного ответа или разбор на очных занятиях / уроках

Диалоговые тренажеры - это отличный инструмент в необычной форме представить информацию по теме и закрепить знания.

Формат диалогового тренажера является наиболее эффективным для обучения школьников иностранному языку. Обучающийся в безопасной игровой среде изучает речевые клише, применяет правильную аргументацию, работу с возражениями, техники взаимодействия с людьми через интерактивные диалоги.

Особенность тренажера — разветвленный сюжет, когда каждый выбор пользователя имеет последствия. 

В процессе обучения пользователь погружается в игровую среду, максимально приближенную к реальности, чтобы на практике отработать речевые, грамматические, навыки.

После прохождения кейса пользователь получает подробную обратную связь, которая помогает разобрать допущенные ошибки и избежать их в дальнейшем.

При проблемно-деятельностном подходе в обучении моделируются практические ситуации, в которых и проявляются ключевые факторы успешности в данном виде деятельности. Обучающая модель должна быть максимально приближена к реальной жизни.

Для достижения учебных целей необходимо создать естественную мотивацию к освоению новой области знаний. Мотивацию к тому, чтобы обучаемый добровольно стремился прикладывать усилия для совершенствования. 
Получение удовольствия от самого процесса обучения является одним из мощнейших мотиваторов.

Использование диалоговых тренажеров во внеурочной деятельности способствует воспитанию и образованию поликультурной личности, готовой к активной социальной самореализации.

Внеурочная деятельность с применением диалоговых тренажеров обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде. Даёт положительный эмоциональный настрой. Вызывает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими..

Это и есть системно-деятельностный подход, который ведёт к достижениям и школу, и педагога, и ученика. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, поскольку одной из важных педагогических задач согласно требованиям ФГОС на современном этапе является повышение общекультурного уровня учащихся.

 Организация работы по созданию и применению диалоговых тренажеров – новая форма внеурочной деятельности у школьников, которая в настоящее время становится популярной, поскольку является основой для создания электронных курсов, а за ними будущее нашего образования.

Диалоговые тренажеры ( были заимствованы из корпоративного обучения в бизнесе) оптимально использовать как подготовку к деловым играм. К примеру, две группы детей создали  разные тренажеры имитирующие ситуации  в турагентстве, каждый применил диалоговый тренажер для себя, таким образом подготовился к участию в деловой игре по теме: «Работа в турагентстве».

iSpring Suite - это простая программа для быстрой разработки электронных курсов, тестов, диалоговых тренажеров, встраиваемая в MS PowerPoint.

Для того чтобы создать диалоговый тренажер в программе iSpring Suite не нужны какие-то дополнительные знания. Программой можно пользоваться как отдельной, так и встроенной в виде дополнительной вкладки в программу MS PowerPoint.

iSpring Suite имеет простой интерфейс и позволяет создавать электронные курсы, тесты, интерактивности, диалоговые тренажеры и скринкасты (записи с экрана).

Интерфейс iSpring Suite полностью аналогичен привычному интерфейсу MS PowerPoint. Интерфейс на русском языке и ее можно самостоятельно освоить. 

Дизайн. Программа iSpring содержит библиотеку фонов, персонажей, кнопок, объектов, которые можно использовать при создание электронных курсов. В блоге iSpring много полезных статей по педагогическому дизайну, инструкций и примеров. 

Все эффекты анимации, триггеры и переходы, созданные в презентациях MS PowerPoint, после конвертации полностью сохраняются в электронном курсе. Дополнительно к слайдам презентации можно добавить аудио- или видеосопровождение докладчика - в результате получится электронный курс, похожий на запись вебинара. Также можно дополнить курс тестами и тренажерами.

Интерактивные элементы. iSpring Suite позволяет добавлять на слайд следующие типы интерактивностей:

книга с эффектом перелистывания страниц,

алфавитный каталог,

ролики из Youtube,

записи экрана.

Отдельно стоит отметить встроенный редактор диалогов, который позволяет:

создавать нелинейные сценарии общения с пользователями,

настраивать оформление сцен (фон и персонажей),

записывать и добавлять озвучку для текста,

оценивать правильность выбранных ответов и выдавать результат прохождения тренажера.

Выводы

Подведем итог и выделим плюсы и минусы iSpring Suite:

Плюсы:

Интерфейс на русском языке

Самостоятельно изучение работы с программой

Быстрое создание электронных курсов, тестов, диалоговых тренажеров

Доступная цена по сравнению с другими программами

Скидки 40% - для государственных учебных заведений и их преподавателей

Большая библиотека контента

Обширный блог с видеоуроками и полезными статьями на официальном сайте

На официальном сайте представлены примеры курсов, разработанных с помощью iSpring Suite.

Минусы:

Платная библиотека контента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".

quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....

Научная публикация "Взаимодействие семьи и школы"

Научная публикация "Взаимодействие семьи и школы". Общий обзор проблемы, различные варианты бесед с родителями....

Научная публикация " Как успешно подготовить учеников к сдаче ЕГЭ"

В конце октября 2014 года мы с моим классом (9 "А") участвовали в открытом районном форуме "Навстречу профессии"!   На данном мероприятии более 500 школьников Красногвардейского ра...

Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"

Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...

Научная публикация «Лицейский театр, как центр коммуникативного воздействия»

За годы театральной педагогики я заметила, что театральная деятельность плодотворно влияет и на успешность школьного обучения. Дети, имея навык публичных выступлений, проявляют активность при подготов...

Научная публикация "Обсуждение гуманитарных проблем на уроках биологии в старших классах".

В данной статье рассматриваются возможности обсуждения гуманитарных проблем со старшеклассниками,- приемы создания на уроках ситуаций, в которых изучение биологических процессов и явлений связано с их...