Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".
статья по биологии по теме

Корунова Наталья Владимировна

"Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Роль информационной образовательной среды в обучении биологии.

                                                                                                                                                   Н.В.Корунова

Биологические знания – компонент человеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.  Феномен интеграции в образовании многогранен. Основным требованием современного урока  является  учебная деятельность, которая проходит в развивающей среде. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам  строил свои знания. В этом аспекте большое значение приобретают информационно – коммуникационные технологии, которые обладают развивающим потенциалом. ИКТ дает возможность для обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.
Особенностью современного образования является информация, вследствие чего образовательная среда стала информационной, включая в себя комплекс информационно – образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, ИКТ – оборудование, коммуникационные каналы, систему  современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной образовательной среде.
Использование на уроках информационной образовательной среды способствует значительному повышению интереса к предмету, позволяет ученикам работать самим, получая при этом не только знания, но и опыт работы с современными  и интересными  компьютерными программами.  Самостоятельное проведение учащимися лабораторных работ, экспериментов с использованием компьютерной техники поддерживает интерес к изучению биологии, повышает активность на уроке, позволяет вовлечь большее количество учеников в работу. Кроме того, ребята получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные, осуществлять сбор и обработку информации, быстро и качественно получить результаты исследования и провести анализ.
Использование информационной образовательной среды повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимый характер;
- более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
 - существенное повышение мотивации интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков.
Использование информационной образовательной среды на уроках биологии позволяет обогатить методику и технику выполнения многих учебных экспериментов, ознакомить учеников с современными методами научных исследований.
Возможность  самостоятельно изучать новый материал с использованием компьютера. Каждый ученик имеет возможность выбрать свою образовательную траекторию, спланировать, в каком порядке, как именно он будет изучать новый материал. Изучение нового материала осуществляется через  видео – фрагменты , слайд – шоу, таблицы, фотографии, рисунки,  схемы.  Информационное поле для изучения нового материала очень большое. Использование информационной образовательной среды на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету; отражать существенные стороны биологических объектов, выдвигать на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы. На уроках биологии могут быть использованы следующие методические приемы с использованием информационной образовательной среды:
1.Построение урока с применением программных мультимедиа средств :обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
2.осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов.
3.Организация и проведение лабораторных практикумов с визуальными моделями.
4. Обработка результатов эксперимента.
5.Разработка методических программных средств:
- web-сайтов учебного назначения;
-использование internet -ресурсов;
-коммуникационные технологии:дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.
Традиционные методы обучения биологии включают три этапа. для каждого из этих этапов можно включить свои дидактические полиграфические материалы.
На первом этапе (объяснения) можно использовать рисунки , фотографии, слайд -шоу, видеофрагменты, 3Dрисунки и модели, анимации.
На втором этапе (закрепление) можно использовать задания с выбором ответа, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео,анимации, задания с реакцией на ответ,интерактивные задания.
На третьем этапе (контроля) можно использовать задания с выбором ответа, тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно - диагностические тесты.
Важным направлением в использовании информационной образовательной среды является Интернет.В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитие науки, нет исторических справок об основных этапах развития биологических дисциплин не достаточно материала о современных открытиях.Необходимую информацию школьники находят в интернете.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Вот так коротко я рассказала о том. что дает моим ученикам использование на уроках информационной среды. которая помогает не только учить, но и развивать у учеников самостоятельность мышления, готовить их к осознанной работе с широким полем информации, что позволит им в дальнейшем не только сохранить интерес к получению знаний, но и успешно применить их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка по теме «Использование современных технологий на уроках естественнонаучного цикла»

Цель: внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных ...

Презентация на тему:"Использование эффективных технологий на уроках биологии"

—Считаю. что учитель без новаций - это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим са...

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....

Использование современных технологий на уроках биологии.

Одной из форм текущего контроля успеваемости являются кейс-задания. Кейс-задания - основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения....

Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»

Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»...

Публикация на тему "Использование информационных технологий на уроке музыки”.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки. На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирован...