Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".
статья по биологии по теме
"Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль информационной образовательной среды в обучении биологии.
Н.В.Корунова
Биологические знания – компонент человеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. Феномен интеграции в образовании многогранен. Основным требованием современного урока является учебная деятельность, которая проходит в развивающей среде. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания. В этом аспекте большое значение приобретают информационно – коммуникационные технологии, которые обладают развивающим потенциалом. ИКТ дает возможность для обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.
Особенностью современного образования является информация, вследствие чего образовательная среда стала информационной, включая в себя комплекс информационно – образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, ИКТ – оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной образовательной среде.
Использование на уроках информационной образовательной среды способствует значительному повышению интереса к предмету, позволяет ученикам работать самим, получая при этом не только знания, но и опыт работы с современными и интересными компьютерными программами. Самостоятельное проведение учащимися лабораторных работ, экспериментов с использованием компьютерной техники поддерживает интерес к изучению биологии, повышает активность на уроке, позволяет вовлечь большее количество учеников в работу. Кроме того, ребята получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные, осуществлять сбор и обработку информации, быстро и качественно получить результаты исследования и провести анализ.
Использование информационной образовательной среды повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимый характер;
- более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- существенное повышение мотивации интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков.
Использование информационной образовательной среды на уроках биологии позволяет обогатить методику и технику выполнения многих учебных экспериментов, ознакомить учеников с современными методами научных исследований.
Возможность самостоятельно изучать новый материал с использованием компьютера. Каждый ученик имеет возможность выбрать свою образовательную траекторию, спланировать, в каком порядке, как именно он будет изучать новый материал. Изучение нового материала осуществляется через видео – фрагменты , слайд – шоу, таблицы, фотографии, рисунки, схемы. Информационное поле для изучения нового материала очень большое. Использование информационной образовательной среды на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету; отражать существенные стороны биологических объектов, выдвигать на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы. На уроках биологии могут быть использованы следующие методические приемы с использованием информационной образовательной среды:
1.Построение урока с применением программных мультимедиа средств :обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
2.осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов.
3.Организация и проведение лабораторных практикумов с визуальными моделями.
4. Обработка результатов эксперимента.
5.Разработка методических программных средств:
- web-сайтов учебного назначения;
-использование internet -ресурсов;
-коммуникационные технологии:дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.
Традиционные методы обучения биологии включают три этапа. для каждого из этих этапов можно включить свои дидактические полиграфические материалы.
На первом этапе (объяснения) можно использовать рисунки , фотографии, слайд -шоу, видеофрагменты, 3Dрисунки и модели, анимации.
На втором этапе (закрепление) можно использовать задания с выбором ответа, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео,анимации, задания с реакцией на ответ,интерактивные задания.
На третьем этапе (контроля) можно использовать задания с выбором ответа, тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно - диагностические тесты.
Важным направлением в использовании информационной образовательной среды является Интернет.В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитие науки, нет исторических справок об основных этапах развития биологических дисциплин не достаточно материала о современных открытиях.Необходимую информацию школьники находят в интернете.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Вот так коротко я рассказала о том. что дает моим ученикам использование на уроках информационной среды. которая помогает не только учить, но и развивать у учеников самостоятельность мышления, готовить их к осознанной работе с широким полем информации, что позволит им в дальнейшем не только сохранить интерес к получению знаний, но и успешно применить их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная площадка по теме «Использование современных технологий на уроках естественнонаучного цикла»
Цель: внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417707-1394538210.jpg)
Презентация на тему:"Использование эффективных технологий на уроках биологии"
Считаю. что учитель без новаций - это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим са...
Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".
Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-210617-1365849804.jpg)
Использование современных технологий на уроках биологии.
Одной из форм текущего контроля успеваемости являются кейс-задания. Кейс-задания - основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1149680-1700908310.jpg)
Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»
Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/31/picture-1303793-1685516735.jpg)
Публикация на тему "Использование информационных технологий на уроке музыки”.
Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки. На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирован...