Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
статья
Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_sosh_103.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы социального педагога МОУ «СОШ № 103» по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
На социального педагога в современной системе образования возложена ответственность за воспитание личности с социально - активной позицией, формирование у обучающихся законопослушного поведения.
Основная задача соц. педагога по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается:
- в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы;
- создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей;
- своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся.
1. Профилактика и просвещение
Профилактика в отношении несовершеннолетних, прежде всего, связана с ранним выявлением детей, имеющих отклонения в поведении, а также с просвещением учителей, родителей и самих несовершеннолетних.
Профилактическая работа социального педагога в данном направлении делится на три части:
- работа с обучающимися
- работа с родителями
- работа с педагогами
Организация профилактической работы с детьми многообразна: индивидуальные беседы, классные часы, тренинги, конкурсы, лектории, творческие проекты. Все эти формы работы носят профилактический характер и направлены на формирование законопослушного поведения.
Наиболее яркие и интересные мероприятия
1. Акции «16 дней против насилия», «Скажи, где торгуют смертью!»
Конкурсы: городской конкурс «Скажи наркотикам – нет!» городской конкурс «Право знать», всероссийский конкурс «Безопасность глазами детей»
2. Межрегиональный проект СГЮА «Школа юного юриста» (принимаем участие ежегодно с 2016 года).
Данная работа предполагала участие в 3 этапах.
1 этап. Моделирование судебного процесса. Участники получили предварительный сценарий данного процесса, имея право внести свои изменения. Хочется отметить, что ребята справились очень хорошо. Запись была сделана с первого раза, в сценарий внесли изменения. Оценку нашей работы получим в конце февраля.
2 этап. Участие в практической работе получившей название «Лаборатория криминалиста». Впервые наша команда на практике увидела работу криминалиста-эксперта и смогли стать участниками этой работы. Ребятам рассказали и показали процесс сложной работы криминалиста. Мы узнали как «откатывают» пальцы преступников (сами смогли так же участвовать в этом процессе), учились распознавать фальшивые купюры (выяснилось, что в основном подделывают 100 руб. банкноты), научились выявлять ««взяточников» (показали метод флюминсцентной лампы).
3 этап. Защита презентации по теме «Конституция - основной закон страны» (темы каждый год разные). Обучающиеся МОУ «СОШ № 103» представила видеоролик и защищала материал по данной теме. Результат 3 место в районе из 15 команд и новогодний подарок. (это 2018-2019 учебный год).
3. Встречи сотрудников различных ведомств с обучающимися МОУ «СОШ № 103»: сотрудниками ОНК УВД России (Наркоконтроль); УФСИН «Последствия совершения несовершеннолетними противоправных действий»; Прокуратуры; ПДН.
4. День правовой помощи детям, в его рамках для старшеклассников проводится правовой брейн-ринг «Ваше право».
5. Дистанционные формы работы через школьный сайт, школьную группу в контакте, дневник.ру, вайбер, mail-звонок
На сайте учреждения размещены социальным педагогом были размещены материалы дистанционных бесед на темы:
- дистанционная беседа "16 дней против насилия": что включают и почему это важно http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=27645
- Дистанционная беседа для несовершеннолетних и их родителей «Осторожно СНЮС!» http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=27430
- Памятка для детей об административной ответственности в период действия особого порядка, ограничивающего передвижение граждан http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=25860
- Профилактическая акция "Мы в ответе за свои поступки" http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=25850
Профилактическая работа с родителями:
Социальный педагог оказывает родителям помощь в воспитании и образовании ребенка через родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, а так же через организацию встреч с сотрудниками органов взаимодействия по профилактики правонарушений.
В 2020-2021 году социальный педагог активно в своей работе использовал дистанционные формы работы с родителями. Были подготовлены и проведены дистанционные беседы на темы:
• "Скажи коррупции - нет! "Антикоррупционное просвещение обучающихся и родителей (законных представителей) http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=27554
• «Здоровая семья - здоровая страна. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Консультация для родителей» http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=27432
• Дистанционная консультация для родителей «Чем занять ребенка на летних каникулах в условиях эпидемии COVID-2019» http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=26219
• Дистанционная беседа для родителей «Безопасное лето» http://www.shkola103.saredu.ru/news/?id=26021
2.Работа социального педагога с группой риска.
Работа с детьми состоящими на учете ВШУ и ПДН. На основании проведенной диагностической работы составляется банк данных о несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении, и нуждающихся в повышенном социально - педагогическом внимании. На каждого ребенка состоящего на учете ВШУ и ПДН заведено наблюдательное дело, а также составлен индивидуальный план работы.
Несовершеннолетние состоящие на учете ВШУ и ПДН включаются в общие мероприятия, которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение. Различные игровые тренинги, практикумы, тематические акции, мероприятия профориентационного характера для старшеклассников. Все эти формы работы носят профилактический характер и направлены на формирование законопослушного поведения.
Профилактической мерой является также привлечение несовершеннолетних состоящих на учете ВШУ и ПДН к трудовой деятельности в свободное от учебы время временное трудоустройство в летние каникулы.
С целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений и безнадзорности проводятся занятия на выработку активной жизненной позиции и формирования нравственных ценностей – «Жизненные ценности», «Подросток в мире вредных привычек», «Уголовная административная ответственность несовершеннолетних», «Безопасный Интернет». Проводится анкетирование – «Круг моих интересов» и др.
Проводится работа по профориентации. Для изучения профессиональной направленности используются различные диагностические методики: «Профессиональные намерения», «Будь готов», анкетирование.
Работа с семьей СОП. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Все эти проблемы в настоящий момент обострила пандемия коронавируса.
Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций и их своевременное предупреждение и нейтрализация.
Кроме педагогических проблем социальный педагог решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Большую роль в эффективности работы с семьями СОП и детьми стоящими на учете ВШУ и ПДН имеет своевременное взаимодействие с полицией, социальной службой, опекой и КДН. Успех выхода семьи из кризисной ситуации, в этом случае зависит не только от грамотных действий социального педагога.
Обязательным для работы с семьями СОП является социальный-патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которое в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявить противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
На ряду с патронажем, занимающий важное место в деятельности социального педагога занимают консультации. Консультирование - предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающие затруднения при решении жизненных задач.
3. Результаты работы социального педагога
Профилактическая работа социального педагога с несовершеннолетними, дала свои результаты, с 2017-2018 года снизилось количество учащихся состоящих на учете ВШУ и ПДН. На 1 января 2021 на учете в ПДН состоит 1 человек (2018-4 человека); на учете ВШУ – 3 человека (2018-10 человек). За это время изменилась возрастная группа учащихся, требующая пристального внимания социального педагога. Если три года назад это были учащиеся 7-9 классов, то в настоящее время нарушителями дисциплины и юными правонарушителями являются учащиеся 4-6 классов. И здесь хорошие результаты дает работа с родителя, не только индивидуальные беседы, но групповое консультирование, участие социального педагога в родительских собраниях. Именно в плане предупреждения правонарушений и не повторения противоправных поступков в будущем имеет работа школьного совета по профилактике асоциального поведения.
За это время изменилась ситуация и с семьями СОП. Их количество выросло. В 2018г в МОУ «СОШ № 103» таких семей не было, сейчас их 5.
Две семьи уже состояли на учете, когда дети поступили на обучение к нам в школу. Три семьи были поставлены на учет в 2020-2021 году. Это результат социального мониторинга и работы с группой риска социального педагога совместно с классными руководителями и сложная социально-экономическая ситуация в стране.
Я намерена продолжать работу по профилактике правонарушений обучающимися школы, но скорректировать свою работы в соответствии с требованиями текущего момента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"
Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....
Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...
Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...
Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних...
Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"
Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска". С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....