статья "Путешествие в Страну Говорилию (коммуникативно-речевое развитие детей с ограниченными с ОВЗ)
статья
Статья "Путешествие в Страну Говорилию (коммуникативно-речевое развитие детей с ОВЗ) посвящена проблеме живого общения и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья в условия реабилитационного отделения в социальном центре. В статье описан опыт работы с детьми с ОВЗ в форме коммуникативно-речевого тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kommunikativno-rechevoe_razvitie_deteyts_s_ov.docx (27.51 КБ) | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в Страну Говорилию» (коммуникативно-речевое развитие детей с ограниченными возможностями).
В условиях современных процессов общественной жизни, в условиях инклюзивного образования, интегрирования детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников проблема коммуникативно-речевого развития встает на одну из важнейших позиций в рамках вопроса о социальной зрелости как умения « адаптироваться и общаться в любом малом сообществе людей». Проблему коммуникативного развития детей с речевым недоразвитием необходимо рассматривать с позиции разработанной М.И. Лисиной «концепции о генезисе общения как коммуникативной деятельности». Коммуникативное развитие это «длительный, цикличный и качественно неоднородный процесс, который происходит через постепенную смену форм общения» (М.И. Лисина) ребенка со взрослыми и сверстниками, внутри которых происходит становление и развитие коммуникативных умений и навыков.
Иными словами, под коммуникативно-речевым развитием следует понимать процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом адекватные коммуникативной ситуации средства и способы выражения мысли и отношений.
Обогатить детей, имеющих речевые дефекты, средствами общения и научить их способам выражения мыслей и отношений - является важным звеном в системе педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Для педагогов не должно быть самоцелью введение ребенка в социум. Нужно запустить в детях механизм к саморазвитию, к самопознанию, помочь им постичь неизведанное, суметь невозможное, ощутить этот мир и получить личный опыт взаимодействия с ним.
В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексном центре социального обслуживания (далее КЦСОН) «Импульс» г. Урай контингент детей разнообразен и по типам заболеваний, и по возрасту, и по уровню интеллектуальных и познавательно-речевых возможностей, а также по психолого-личностным особенностям.
В рамках программы «Лето наших возможностей» (2017г.) среди детей 1 и 2 оздоровительных смен логопедом выявлены 22 ребенка с недоразвитием речи - это 55% от общего количества детей, пребывающих в лагере. В рамках первичного обследования речевых возможностей и познавательного опыта разновозрастной категории детей была поставлена дополнительная задача: выявить уровень коммуникативного развития каждого ребенка для организации подгрупповых коммуникативно-речевых занятий. За основу была взята таблица «Уровни коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста», разработанная профессором Тюменского Государственного Университета А.А. Дмитриевым и Е.В.Ковыловой. Наблюдение за детьми осуществлялось по следующим критериям, отражающим внутреннюю структуру коммуникативной деятельности:
- Мотивационно-ценностный
- Когнитивный
- Деятельностный
- Оценочный.
На каждого ребенка заполнялась карта «Изучение коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста». Данные обследования обработаны в сводную таблицу.
В результате диагностических наблюдений выявлено:
- высокий уровень коммуникативного развития не имеет никто;
- уровень выше среднего имеют 8 детей (36%);
- уровень средний имеют 11 детей (50%);
- уровень низкий имеют 3 ребенка (14%)
У детей отмечена достаточно высокая мотивация общения и установка на овладение коммуникативными умениями. Но неблагоприятная картина вырисовывалась в «оценочном компоненте» - степень сформированности рефлексивных умений результатов своей коммуникативной деятельности у детей была достаточно низкой. А именно, по навыкам:
- не умеют самостоятельно познавать что-то новое»- 8 детей (36%);
- не умеют анализировать и контролировать свою деятельность» -10 детей (45, 5%);
- не умею выполнять самооценку – 9 детей (41%).
При планировании работы по развитию коммуникативно-речевых умений у детей, имеющих речевые недостатки, мы учитывали данные обследования. Как правило, у таких детей наблюдается низкая речевая активность, недосформированность звукопроизносительных навыков, малый объем лексико-грамматических средств языка, некачественный словарь, недостаточный уровень словесно-логического мышления и недоразвитие умений связного монологического высказывания.
Условиями проведения коммуникативно-речевых занятий для такой категории детей должны быть следующие:
- мотивация на активное общение;
- выполнение принципов коммуникативно-деятельностного подхода;
- условия активной стимулирующей игры;
- тематический принцип выбора лексического материала.
Также необходимо применение активных содержательных форм и методов психолого-педагогического воздействия для разновозрастной категории детей от 6 до 13 лет.
Тренинговый метод был выбран нами как оптимальная организационная форма. В разработке тренинга мы придерживались психологического подхода и делали основной акцент на результатах тренинга – позитивных изменениях в его участниках. Активное познание, а не пассивное созерцание действительности должно влиять на все психические процессы ребенка и развивать его всесторонне как личность.
Нами был разработан коммуникативно-речевой тренинг «Путешествие в Страну Говорилию».
Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и социализация детей с ограниченными возможностями через отработку лексико-грамматических средств языка и коммуникативных умений, правильного речевого поведения в кругу сверстников; актуализация словаря по тематике летнего отдыха.
Задачи:
- развивать правильное коммуникативно-речевое поведение детей с ограниченными возможностями (когнитивно-познавательный и оценочный компонет коммуникативной деятельности);
- развивать слухо-речевую память и словесно-логическое мышление;
- обогащать и актуализировать лексический запас речи;
- расширять опыт использования имеющихся у детей языковых средств общения;
- тренировать навык вербальных высказываний и ведения диалога на заданную тему.
Участниками тренинга стали 22 ребенка с ограниченными возможностями, дети-инвалиды с 6 до 13 лет, имеющие речевое недоразвитие.
Тренинг организован в форме комплексной познавательно-развивающей игры-путешествия. Занятия объеденены одним сюжетом – путешествие в Страну Говорилию по 8 маршрутам. Участники игры - дети « Говоруны»- на каждом занятии отправлялись в путешествие по определенному маршруту. Их проводник и наставник, педагог в роли Капитана Врунгеля, ставил определенные познавательно-речевые и развивающие задачи, которые решались в процессе выполнения специальных коммуникативно-речевых упражнений и дидактических игр.
Подбирая языковой материал для тренинга, определяя основные направления работы, мы учитывали их коммуникативную значимость. Основными направлениями логопедического воздействия были выбраны:
- Развитие моторных механизмов речи;
- Развитие когнитивно-поведенческого компонента коммуникативно-речевой деятельности.
-Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации.
-Обучение применению средств коммуникации в процессе общения.
Соответственно структурирован коррекционно-развивающий процесс, определены этапы каждой встречи, подобран и систематизирован языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
В течение 8 занятий-маршрутов «матросы Говоруны» учились не только красиво мыслить и говорить, но весело играть и дружить. Они осваивали правила красивой речи и общения, а также основы крепкой дружбы и секреты правильного социального поведения.
Используемый принцип коммуникативно-деятельностного подхода предполагает формирование коммуникативно-речевых умений не только в процессе речевой деятельности, но и в процессе осуществления предметно-практической и игровой деятельности, в различных коммуникативных ситуациях. При этом активизация вербальных и невербальных средств общения на занятии является для ребенка-логопата не самоцелью, а лишь средством для достижения цели, выдвинутой в ходе организованной логопедом деятельности.
Поэтому на каждом маршруте, будь то «Бухта слов-действий», «Город Звукоград», «Озеро сказок» или «Горы памяти» дети играли, выполняя при этом сложные языковые, познавательные и развивающие задачи. Выполняли кинезиологические упражнения для рук, проделывали пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику. Учились вслушиваться, всматриваться, наблюдать, замечать особенности ситуации, учились подражать с помощью жестов, мимики и движений. «Говоруны» учились не только разгадывать загадки на тему «Мир животных», но и сами загадывали загадки с помощью пантомимики. Дети придумывали стихи на заданные звуки, учились различать тонкие звуки насекомых, собирали «Буквенный конструктор», заучивали и четко проговаривали чистоговорки и стихи.
На фоне постоянного поддержания интереса к занятию, у детей от маршрута к маршруту начало просыпаться богатое воображение. На последнем маршруте, путешествуя по «Реке Мыслей» и по «Холмам рассуждений», Говоруны активно мыслили, свободно рассуждали, строили красивые мини-монологи.
Эффект активной стимулирующей игры, в форме которой проводился тренинг, заключается в том, что у детей с ограниченными возможностями в процессе выполнения игр-упражнений развивались тактильный, слуховой, зрительный, моторный анализаторы, активизировались межполушарные связи, тем самым усиливая компенсаторные возможности сохранных функций ЦНС. Значит «Путешествие в Страну Говорилию» имеет и коррекционную направленность.
Понятно, что за 8 занятий задача коммуникативно-речевого развития детей с речевыми недостатками не может быть выполненной. Но если увлекательное «Путешествие в Страну Говорилию» обогатило детей позитивными впечатлениями от увиденного и услышанного, наполнило их опыт новыми отношениями, принесло им удовольствие от игры и живого общения со сверстниками, значит они этот опыт смогут в дальнейшем использовать в своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....
Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...
Ценность театрального искусства в художественно – творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (презентация)
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...
Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...