Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия
статья
Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия
Управление современной школой невозможно без деятельного участия в нем родителей как главных социальных партнеров школы в вопросах воспитания, образования учащихся. Особенно значимым является такое взаимодействие в вопросах, касающихся профилактики и недопущения правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ учащимися. В нашей школе весомую помощь подросткам и семьям, попавщим в трудные жизненные условия, оказывает Школа наставничества, созданная для оказания социально-психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся через взаимодействие с родителями. Наставники проводят свою работу во взаимодействии с родителями несовершеннолетнего или его законными представителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы, инспектором по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, членами КДНиЗП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия
Управление современной школой невозможно без деятельного участия в нем родителей как главных социальных партнеров школы в вопросах воспитания, образования учащихся. Особенно значимым является такое взаимодействие в вопросах, касающихся профилактики и недопущения правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ учащимися. В нашей школе весомую помощь подросткам и семьям, попавщим в трудные жизненные условия, оказывает Школа наставничества, созданная для оказания социально-психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся через взаимодействие с родителями. Наставники проводят свою работу во взаимодействии с родителями несовершеннолетнего или его законными представителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы, инспектором по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, членами КДНиЗП.
I. Цели, задачи работы Школы наставничества
1.1. Целью работы Школы наставничества является:
содействие учащимся, находящимся в трудных жизненных условиях, в развитии, образовании и формировании у них морально-нравственных ценностей, патриотизма и ответственности перед обществом и государством, содействие в реализации и защите их законных прав и интересов в обществе, а также оказание помощи семьям в вопросах воспитания и образования учащихся.
1.2. Основными задачами работы Школы наставничества являются:
-осуществление мер по защите прав и законных интересов учащегося; находящегося в трудных жизненных условиях;
- обеспечение права на образование учащихся, находящихся в трудных жизненных условиях;
-оказание помощи семьям, находящимся в трудных жизненных условиях, в воспитании и образовании детей;
-проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися, находящимися в трудных жизненных условиях, в целях предупреждения антиобщественных действий, совершения общественно опасных деяний, преступлений;
- взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего.
Работа наставника предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие специалистов, сопровождающих подростка, попавшего в трудные жизненные условия и его семью: заместитель директора, школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя – предметники, родители подростка - и на этапе диагностики и на этапах планирования и реализации программы индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения.
2.Направления деятельности наставников в работе с учащимися, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях
- Установление психологического (эмоционального) контакта с несовершеннолетним.
- Диагностика трудностей, проблем, особенностей воспитания, потребностей и уровня социальной адаптации учащегося, попавшего в трудные жизненные условия.
- Установление психологического (эмоционального) контакта с членами семьи несовершеннолетнего, диагностика внутрисемейных отношений.
- Составление программы индивидуальной работы с учащимся и его семье, реализация программы.
- Посещение несовершеннолетнего по месту жительства
- Проведение бесед с несовершеннолетним и его законными представителями с целью выяснения положительных личностных качеств, существующих ценностных ориентиров.
- Проведение бесед с несовершеннолетним и его законными представителями, с целью корректировки поведения несовершеннолетнего, негативных моментов в воспитании со стороны родителей.
- Организация посещений психолога, иных специалистов, с целью корректировки негативных личностных качеств и развития положительных, привития положительных ценностных ориентиров.
- Организация взаимодействия с отделением по делам несовершеннолетних и другими субъектами системы профилактики в оказании помощи несовершеннолетнему.
- Оказание помощи законным представителям в воспитании несовершеннолетнего.
- Содействие регулярному посещению несовершеннолетним образовательного учреждения, беседы с педагогами, контроль успеваемости, поведения.
- Оказание содействия в организации занятости, досуга в свободное от учебы время, посещение совместно с несовершеннолетним учреждений досуга (театр, кинотеатр, цирк и т.п.).
- Организация вовлечения несовершеннолетнего в занятия спортом.
3.Особенности социально-педагогической работы наставника с семьями учащихся, находящимися в трудных жизненных условиях
Действуя в интересах ребенка, наставник оказывает необходимую помощь и поддержку семье. Он установает контакты с семьей; выявляет проблемы и трудности в семье; стимулирует членов семьи к участию в совместной деятельности по воспитанию и образованию ребенка; устанавливает связи со специалистами — психологом, медицинским работником, а также с представителями межведомственных структур, общественностью.
Основные направления работы наставника с семьей
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания и образования детей.
3. Оказание практической помощи и поддержки семье в решении внутрисемейных проблем, оказывающих негативное влияние на воспитание, образование и психологическое состояние ребенка.
Задачи работы наставника с семьей
- Диагностирование и определение проблем, оказывающих негативное
воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию ребенка.
На данном этапе совместно с социально- психологической службой школы наставники осуществляют диагностику внутрисемейных проблем с помощью таких методик, как
-опросник «Анализ семейной тревоги»;
-тест-опросник родительского отношения;
-опросник «Анализ семейного воспитания».
2. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
3. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
4. Организация просветительской работы по овладению родителями знаниями в области семейного воспитания.
Этапы работы наставника с неблагополучной семьей
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшим социальным окружением семьи.
2-й этап. Изучение семьи:
- изучение микроклимата в семье, стилей воспитания;
- уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия.
- изучение взаимоотношений между взрослыми в семье через посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий;
- консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос.
3 этап. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
Формы и методы работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и пути их реализации.
1. Семья, где родители злоупотребляют алкоголем: индивидуальные беседы, консультации, игротерапия, индивидуальная работа: психопрофилактика, психологическое просвещение; круглые столы, совместное планирование деятельности и работа по изменению ситуации;
2. Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений: тренинги, семинары, «круглые столы», консультирование, почта доверия, индивидуальные беседы, посещения на дому, лектории по вопросам семьи, уголки для родителей с новинками литературы;
3. Неполная семья, где ребенок испытывает недостаток в общении с одним из родителей. Наставник обращается к школьному психологу для оказания психологической помощи по коррекции детско-родительских отношений.
4. Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
5-й этап. Наблюдение за семьей.
Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.
Изучение микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов взаимодействия с неблагополучной семьёй: аналитическая справка наставника по выполнению программы работы с подопечным ребенком, попавшим в трудные жизненные условия для отчета о работе на Совете профилактики.
4. Методическая и профилактическая работа в деятельности наставника с семьей:
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности, составление программы работы с семьей.
Кроме того, в работе с неблагополучными семьями используются такие методы, как: метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые наставник ориентирует родителей, следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей, повысить их мотивацию учебной деятельности и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
В нашей школе существует практика шефской помощи: по рекомендации общешкольного родительского комитета школы некоторые родители, работая вместе с наставниками, оказывают шефской помощь неблагополучным семьям и подросткам. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили новым содержанием существование их семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.
XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников. Количес...
Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а н...
Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Особенности профилактической работы с подростками...
Система работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся. Цель: создать условия для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей с ЗПР. Задачи: выявлени...
Индивидуальный план работы с несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В настоящее время в обществе , несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности. Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются ...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Нетрадиционные методы работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении трудная задача социального педагога. Как правило, родители, относящиеся к данной категории, идут на контакт с большим трудом. Они нео...