Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия
статья

Колпакова Анастасия Владимировна

Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия

 

Управление современной школой невозможно без деятельного участия в нем родителей как главных социальных партнеров школы в вопросах воспитания, образования учащихся. Особенно значимым является такое взаимодействие в вопросах, касающихся профилактики и недопущения правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ учащимися. В нашей школе весомую помощь подросткам и семьям, попавщим в трудные жизненные условия, оказывает Школа наставничества, созданная для оказания социально-психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся через взаимодействие с родителями. Наставники проводят свою работу во взаимодействии с родителями несовершеннолетнего или его законными представителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы, инспектором по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, членами КДНиЗП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия

 

        Управление современной школой невозможно без деятельного участия в нем родителей как главных социальных партнеров школы в вопросах воспитания, образования учащихся. Особенно значимым является такое взаимодействие в вопросах, касающихся профилактики и недопущения правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ учащимися. В нашей школе весомую помощь подросткам и семьям, попавщим в трудные жизненные условия,  оказывает Школа наставничества, созданная для оказания социально-психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся через взаимодействие с родителями. Наставники проводят свою работу во взаимодействии с родителями несовершеннолетнего или его законными представителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы,  инспектором по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,  членами  КДНиЗП.

        

I. Цели, задачи работы Школы наставничества

1.1. Целью работы Школы наставничества является:

 содействие учащимся, находящимся в трудных жизненных условиях, в развитии, образовании и формировании у них морально-нравственных ценностей,  патриотизма и ответственности перед обществом и государством, содействие в реализации и защите их законных прав и интересов в обществе, а также оказание помощи семьям в вопросах воспитания и образования учащихся.

1.2. Основными задачами работы Школы наставничества являются:

-осуществление мер по защите прав и законных интересов учащегося; находящегося в трудных жизненных условиях;

- обеспечение права  на образование учащихся, находящихся в трудных жизненных условиях;

-оказание помощи семьям, находящимся в трудных жизненных условиях, в воспитании и образовании детей;

-проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися, находящимися в трудных жизненных условиях, в целях предупреждения антиобщественных действий, совершения общественно опасных деяний, преступлений;

- взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений  по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего.

Работа наставника предполагает  тесное сотрудничество и взаимодействие специалистов, сопровождающих подростка, попавшего в трудные жизненные условия и его семью: заместитель директора, школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя – предметники, родители подростка - и на этапе диагностики и  на этапах планирования и реализации  программы индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения.

2.Направления деятельности наставников в работе с учащимися, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях

  • Установление психологического (эмоционального) контакта с несовершеннолетним.
  • Диагностика трудностей, проблем, особенностей воспитания, потребностей и уровня социальной адаптации учащегося, попавшего в трудные жизненные условия.
  • Установление психологического (эмоционального) контакта с членами семьи несовершеннолетнего, диагностика внутрисемейных отношений.
  • Составление программы индивидуальной работы с учащимся и его семье, реализация программы.
  •  Посещение несовершеннолетнего по месту жительства
  • Проведение бесед с несовершеннолетним и его законными представителями с целью выяснения положительных личностных качеств, существующих ценностных ориентиров.
  • Проведение бесед с несовершеннолетним и его законными представителями, с целью корректировки поведения несовершеннолетнего, негативных моментов в воспитании со стороны родителей.
  • Организация посещений психолога, иных специалистов, с целью корректировки негативных  личностных качеств и развития положительных, привития положительных ценностных ориентиров.
  • Организация взаимодействия с отделением по делам несовершеннолетних и другими субъектами системы профилактики в оказании помощи несовершеннолетнему.
  • Оказание помощи законным представителям в воспитании несовершеннолетнего.
  • Содействие регулярному посещению несовершеннолетним образовательного учреждения, беседы с педагогами, контроль успеваемости, поведения.
  •  Оказание содействия в организации занятости, досуга в свободное от учебы время,  посещение совместно с несовершеннолетним учреждений досуга (театр, кинотеатр, цирк и т.п.).
  • Организация вовлечения несовершеннолетнего в занятия спортом.

3.Особенности социально-педагогической работы наставника  с семьями учащихся,  находящимися в трудных жизненных условиях

Действуя в интересах ребенка, наставник оказывает необходимую помощь и поддержку семье. Он установает контакты с семьей; выявляет проблемы и трудности в семье; стимулирует членов семьи к участию в совместной деятельности по воспитанию и образованию ребенка; устанавливает связи со специалистами — психологом, медицинским работником, а также с представителями межведомственных структур, общественностью.

Основные направления работы наставника с семьей

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания и образования   детей.

3. Оказание практической помощи и поддержки семье в решении внутрисемейных проблем, оказывающих негативное влияние на воспитание, образование и психологическое состояние ребенка.

Задачи работы наставника с семьей

  1. Диагностирование и определение  проблем, оказывающих негативное

воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию ребенка.

На данном этапе совместно с социально- психологической службой школы наставники осуществляют диагностику внутрисемейных проблем с помощью таких методик, как

-опросник «Анализ семейной тревоги»;

-тест-опросник родительского отношения;

-опросник «Анализ семейного воспитания».

    2. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

3. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

4. Организация просветительской работы по овладению родителями знаниями в области семейного воспитания.

 Этапы работы  наставника с неблагополучной семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

   

 1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества: 

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшим социальным окружением семьи.

2-й этап. Изучение семьи:

  1. изучение микроклимата в семье, стилей воспитания;
  2. уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия.
  3. изучение взаимоотношений между взрослыми в семье через посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий;
  4.  консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос.

3 этап. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

Формы и методы работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и пути их реализации.

1. Семья, где родители злоупотребляют алкоголем: индивидуальные беседы, консультации, игротерапия, индивидуальная работа: психопрофилактика, психологическое просвещение; круглые столы, совместное планирование деятельности и работа по изменению ситуации;

2. Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений: тренинги, семинары, «круглые столы», консультирование, почта доверия, индивидуальные беседы, посещения на дому, лектории по вопросам семьи, уголки для родителей с новинками литературы;

3. Неполная семья, где ребенок испытывает недостаток в общении с одним из родителей. Наставник обращается к школьному психологу для оказания  психологической помощи по коррекции детско-родительских отношений.

4. Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

       5-й этап. Наблюдение за семьей. 

Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.

Изучение микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов взаимодействия с неблагополучной семьёй: аналитическая справка наставника  по выполнению программы работы с подопечным ребенком, попавшим в трудные жизненные условия для отчета о работе на Совете профилактики.

4. Методическая и профилактическая работа в деятельности наставника с семьей:

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности, составление программы работы с семьей.

Кроме того, в работе с неблагополучными семьями используются такие  методы, как: метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые наставник ориентирует родителей, следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей, повысить их мотивацию учебной деятельности и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

      В нашей школе существует практика шефской помощи:  по рекомендации общешкольного родительского комитета школы некоторые родители, работая   вместе с наставниками, оказывают   шефской помощь   неблагополучным семьям и подросткам. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили  новым содержанием существование их семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.

XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников.  Количес...

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

   В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а н...

Система работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся. Цель: создать условия для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей с ЗПР. Задачи:  выявлени...

Индивидуальный план работы с несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию

В настоящее время в обществе , несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности. Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются ...

Примерная программа работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...

Нетрадиционные методы работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении трудная задача социального педагога. Как правило, родители, относящиеся к данной категории,  идут на контакт с большим трудом. Они нео...