ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
статья на тему
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
- Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры.
- Особенности компетентности учащихся и процесса её развития.
- Пути и средства совершенствования процесса развития социальной компетентности учащихся.
- Национально – региональный компонент в содержании урока (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrk.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан – это Родина для всех народов, живущих в нём. Многообразие народного творчества, своеобразие искусства составляют культуру Татарстана.
Известный русский этнограф Ю. В. Бромлей даёт целостное определение культуры: «… Культура – это всё, что создано и создаётся человеком, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от, привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культуру обогащают, умножают в поле, у мольберта, за станком, за пишущей машинкой, повседневный труд сливается в ней с подвигами героев и прозрением гениев.
Это лестница, по которой наши далёкие предки поднялись от животного к человеку. Лестница, которую человечество неустанно строит – трудно, страстно, в печали и радости. И культура живёт, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди являются создателями культуры и одновременно – её созданиями». Следовательно, и мы с вами являемся частью культуры и призваны творить её.
Сегодня, в новых социально-экономических условиях, одной из главных целей общеобразовательной школы является достижение учащимися такого уровня нравственного развития и информационной осведомленности, которые позволили бы им включиться во все возможные деятельности постиндустриального общества с максимальным успехом. Гарантом подобной возможности должно выступать предоставление школам полноценного и качественного образования и воспитания на основе национально-региональных предпосылок, народной педагогики с учетом мировой цивилизации в образовании.
Школа как основной компонент образовательной системы должна иметь базовый аспект, содержащий главные ценности национальной культуры, доступные и целесообразные для познания и усвоения растущей личностью в школьном возрасте. В нем должно осуществляться воспитание любви к своему Отечеству и своему народу, уважение к людям другой национальности и их культуре.
Образовательная деятельность в школе должна опираться на знание учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры, к изучению народного творчества и искусства, на привитие интереса у детей и взрослых к занятиям народными промыслами, наличие тесных контактов и взаимодействия с окружающим социумом.
В современном мире интенсивность и плотность контактов между представителями разных стран и культур увеличивается. Расширение информационного пространства, усиление миграции населения, межнациональный и межконфессиональный напряжённости ведёт к изменению социальной среды воспитания подрастающего поколения. Потребность молодёжи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетентности учащихся для успешной интеграции в социуме.
Социальная компетентность как интегративное, формируемое на основе общей культуры качество личности характеризует уровень её социализации, проявляющийся, в адекватности эффективности решения задач в разнообразных ситуациях общения и социального взаимодействия, в соответствии с принятыми в социуме нормами. Проблема определения «социальной компетентности» и особенностей её развития носит междисциплинарный характер.
Проблема развития социальной компетентности школьников – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Ориентация современного общества на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение социальных проблем должна наметить в практике школьного образования приоритеты воспитания. Школа призвана стать фактором развития социальной компетентности личности, позволяющей жить в современном обществе.
Современное общество требует, чтобы выпускники школы были грамотными людьми, стремящимися к самообразованию, умеющими пользоваться приобретенными знаниями для познания мира, для решения новых познавательных задач. Выпускник школы должен обладать коммуникативными умениями и навыками, исполнять разные социальные роли, уметь самоопределиться в сложном мире. Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его социальной компетентности.
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
Российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Компетентностный подход, как известно, отличается от других прежде всего применением присвоенного знания на практике.
“... Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно”, - сказал Н. Сладков. Использование на уроках НРК призваны как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности - это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает.
Богатая история Республики Татарстан - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Одним из приоритетов современной образовательной политики является содействие формированию и развитию творческой индивидуальности личности и ее нравственно-духовного потенциала. Задачей каждого учителя является организация учебной деятельности, которая способствует не только формированию у учащихся представлений о физической картине мира, но и формированию их личности. Ведь всестороннее развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала в соответствии с лучшими культурно-историческими традициями общества и техническими достижениями человечества является высшей целью образования.
Для её достижения используется национально-региональный компонент, который дополняет, конкретизирует и углубляет знания, предусмотренные федеральной программой, и расширяет возможности используемых в учебной процессе методов познания, формируя у учащихся чувство принадлежности своему народу. Здесь особо важное значение приобретает методика отбора учебного материала, ибо важно умение выделить из многообразия материала то, что имеет наибольшую педагогическую ценность. В частности, можно использовать своеобразие природно-географического положения РТ, социально-экономические условия, традиции и национальный образ жизни народов республики, профориентационный материал.
Творчески работающие учителя умело используют художественные произведения, фольклор, народное искусство для воспитания у детей чувств подлинной любви к своей земле и своему народу.
Необходимо формирование национально-культурологической компетенции педагога. Введение элементов национальной культуры в содержание уроков, занятия учащихся техническим творчеством и исследовательскими работами по широкому кругу прикладных отраслей региона усиливает их интегративный потенциал и способствует формированию личности с высоким уровнем интеллектуальной культуры и духовности.
Национально-региональный компонент в школьной программе является необходимым педагогическим средством претворения в жизнь Закона об Образовании. Этот закон предполагает полное использование творческой силы, традиций и обычаев каждого народа в сохранении и всестороннем развитии культуры и языков народов России, а также в социально-экономическом, духовно-нравственном развитии общества.
Целесообразно изучение дисциплин или модулей по национально-региональному компоненту увязывать с изучением татарского языка, с овладением исторической терминологией, лексикой.
На уроках татарского языка и литературы ученики знакомятся с биографией и творческим наследием писателей, поэтов, наизусть заучивают стихотворения, выписывают цитаты, например, Г. Тукая, М. Джалиля, А. Алиша и др., слушают музыку татарских композиторов. Также знакомятся с именами и произведениями татарских художников.
В нашей школе на уроках удачно используются соревновательные, игровые элементы. Например, кто больше знает пословиц на конкретную тему, как можно ответить пословицей на ту или иную жизненную ситуацию, оформляются альбомы из пословиц по конкретной тематике. Воспитывающее значение имеет раскрытие содержания и разделение пословиц по смыслу: трудовая деятельность; языковая культура; уважительное отношение к старшим и др. Работа над народным творчеством продолжается и во внеурочное время.
Изучение творчества Ш. Галиева, К. Насыри помогает понять глубину содержания народного эпоса и воспитывает у учащихся главное качество – трудолюбие. Они узнают о том, что мусульмане ведут счет времени по лунным фазам, что жили они по восточному календарю с циклом в 12 лет и т.д. А вот картины выдающегося художника Л. Фаттахова “Сабантуй”, “Игеннәр өлгерде” помогают пробуждать у детей чувства национального достоинства, обогащают речь терминами национальной культуры, повседневной жизни. При изучении биографии писателей, драматургов, поэтов, художников применяю на уроках различные виды письменных работ. После изучения произведений учащиеся пишут сочинения, характеристики героям. Например: после рассказа Г. Исхаки “Сөннәтче бабай” пишут характеристику главному герою - Сөннәтче бабай. Также после прочтения в 8 классе повести “Туган ягым - яшел бишек” пишут сочинения. В 5 - 8 классах после прохождения сказок и отрывков мы ставим инсценировки. У детей эти занятия улучшают память, развивают выразительность, эмоциональный настрой учащихся. Например: Мажит Гафури “Сарыкны кем ашаган?”, Г. Камал “Беренче театр”.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть практическое владение языком является одним из главных задач обучения татарскому языку. Использование компьютерных средств обучения и Интернет – технологий позволяет более оперативно и более эффективно решать эти задачи, конкретные способы использования возможностей Интернета в изучении татарского языка следующие:
– участие в телекоммуникационных межрегиональных и республиканских проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных знаний), самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участвовать в конкурсах и олимпиадах);
– оперативная бесплатная публикация творческих работ учащихся.
– обучение на дистанционных курса.
Задача современного учителя - использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. Например:
применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;
переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;
участие в ученических конференциях - классных, школьных, муниципальных, областных и региональных;
организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
проведение уроков-экскурсий по всем учебным дисциплинам (например, в аптеку, на ближайший рынок, в магазин, на стройку и так далее);
реализация проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков;
проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;
сотрудничество с библиотекой;
размещение в Интернете своих творческих работ (поделки, мультфильмы, школьный спектакль, в том числе по программному материалу, и др.);
участие в районных, городских, областных олимпиадах.
В современных условиях обязательным компонентом целей и содержания обучения родному языку в средней школе должна стать межкультурная коммуникация, что подразумевает знакомство с особенностями материальной и духовной культуры носителей изучаемого языка, знание их национальной психологии, традиций, обычаев и норм поведения, специфики языковой картины мира. Это требует расширения культурологического контекста обучения, которое может быть достигнуто педагогически и методически целесообразного применения современных информационных технологий обучения, в частности, технологии гипермедиа.
Заключение
Современное образование возможно только в тесном взаимодействии с другими культурами. Формирование и развитие социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры способствует обогащению эстетической культуры учащихся, расширению их кругозора, воспитанию вкуса и уважения к достижениям творческого гения своего и других народов.
Перед учителями стоят следующие задачи: воспитывать ребенка в соответствии с требованиями здоровых человеческих отношений, широко используя при этом передовые идеи этнопедагогики; превращение школы в родной дом для каждого ребенка; научение школьника широко и дивергентно мыслить; воспитание в учениках упорства, прилежания, восприимчивости к новому, стремления к творческой деятельности; качественная подготовка лицеистов с твердым намерением стать учителями и самоотверженно служить отечеству. В современном образовании основными принципами в области общего среднего образования являются: развитие, гуманизация, демократизация, дифференциация, регионализация.
Основная задача, которая стоит перед школой, - повышение культурного уровня подрастающего поколения. Решать ее можно только приобщая школьников к сокровищнице национальной культуры.
Наши учителя ставят перед собой, в основном, следующие задачи: расширять границы национального в интеллектуально-понятийном и эмоционально-чувственном восприятии произведений художественной культуры; научить видеть, слышать, чувствовать широкие пласты многосоставной национальной традиции, находить черты самобытной культуры народов; научить понимать язык искусства, развивать эмоционально-чувственное восприятие художественных произведений.
Список использованной литературы:
Мухаметшина Р. Ф. Диалог русской и татарской культур. Казань. Издательство «Магариф». 2007.
Харисова Л. А. Культура народов Татарстана; Казань. Издательство «Магариф» 2005.
Национальное образование; Информация с образовательного портала Министерства образования и науки РТ.
Национально – региональный компонент в содержании урока. По материалам научно – практической конференции от 4 марта 2007 года СурГПУ.
Содержание.
Введение.
Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры.
Особенности компетентности учащихся и процесса её развития.
Пути и средства совершенствования процесса развития социальной компетентности учащихся.
Национально – региональный компонент в содержании урока (из опыта работы)
Заключение
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа№2 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
Учитель 2 квалификационной категории:
Хисамеева Зульфия Анваровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"
Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на РМО...
Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики
Формы и методы развития социальной компетентности...
Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.
Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...
Роль самоподготовки в развитии социальной компетентности учащихся специальной школы.
Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество ка...
Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся"
Способы развития социальной компетентности учащихся...