Программа социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»
рабочая программа
Цель программы: создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_detey_migrantov.doc | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор МБОУ «СШ №29» Зам.директора по ВР на заседании МО
_____________Т.В. Бачинина __________________ протокол №2 от 31.08.2021
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»
НА 2021 – 2022 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………...……………1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………...…………..2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…….………………………………………….. 4
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………...6
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..………7
- Основные направления деятельности…………………………...…7
- Формы работы………………………………………….…………...7
- Социально-педагогическое сопровождение………….....................7
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………9
- Срок выполнения программы……………………………………..9
- Этапы реализации программы…………………………………….9
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ….12
- Организационная работа…………………………………………..12
- Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов………………………………………………….12
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………...14
- КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………16
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | Комплексная программа социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ» |
Руководитель программы | Директор МБОУ «СШ №29» Т.В. Бачинина |
Адрес организации-исполнителя | Тюменская обл. г. Нижневартовск ул. Дзержинского 27а, тел.: 26-03-68 |
Разработчики программы | Директор МБОУ «СШ №29» Бачинина Т.В. Заместитель директора по ВР Громовая С.И. Социальный педагог МБОУ «СШ №29» Алиева Н.В. Педагог-психолог МБОУ «СШ №29» Цимбалистова Ю.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№29» Прокопьева Вера Владимировна Педагог-организатор Макаренко Ольга Николаевна |
Целевые группы | -дети-мигранты; -дети из семей мигрантов, имеющих проблемы в адаптации |
Цель программы | Создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество. |
Направленность | Социально-педагогическая |
Сроки реализации программы | 31.08.2021 — 31.05.2022 гг. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив МБОУ «СШ №29» |
Вид программы | Модифицированная |
Уровень реализации программы | Начальное общее образование, основное общее образование |
Ожидаемые результаты реализации программы | Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского языка), снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы. Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С проблемой адаптации детей мигрантов школа столкнулась совсем недавно. Основным составом обучающихся, прибывающим к нам в школу, являются дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. Администрации школы и педагогическому коллективу необходимо искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский коллектив школы обучающихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении из-за наличия у них языкового и социо-культурного барьера.
В настоящий момент в школе обучаются учащиеся более 50 национальностей.
Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не только не является не родным, но и не был языком обучения, он изучался как предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку для школ Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:
- сложность изучения учебного материала;
- трудности в общении со сверстниками и учителями;
- проблемы в адаптации.
Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.
Решением вышеуказанных проблем является создание комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов «Мир без границ» (далее – Программа), включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
Правовая основа программы
Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Указы Президента;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.
Задачи:
- Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
- Формирование культурной компетентности обучающихся.
- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
- Воспитание толерантного сознания обучающихся школы.
- Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Ожидаемые результаты:
Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского языка), снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы.
Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления деятельности:
- цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом и социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
- мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, коллажи и др.);
- совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.
2.2. Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
2.3. Социально-педагогическое сопровождение:
- помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
- вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
- индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание им систематической действенной помощи;
- организация коллективной деятельности, общения;
- ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
- проведение бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам адаптации обучающихся их числа мигрантов и семей-мигрантов.
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Срок выполнения программы
Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов будет осуществляться в течение 2021-2022 учебного года.
- Этапы реализации программы
Программа состоит из трех основных направлений: «Учебная мотивация», «Социально-психологическая адаптация» и «Культурная адаптация».
I направление: Учебная адаптация.
Предмет «ОРКСЭ» в рамках преподавания в начальной школе.
Направлен на формирование представлений обучающихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.
В рамках этого предмета проводятся: беседы с иеромонахом православной церкви, внеклассные уроки по религиозным праздникам разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и многонациональном обществе.
II направление: Социально-психологическая адаптация.
Беседы с социальным педагогом.
Направлены на правовое просвещение школьников, профилактику правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные уроки по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями УМВД.
Социальный проект «Терапия радостью» (для детей с ОВЗ)
Проект направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни класса и школы.
В рамках этого проекта проводятся: мастер-классы, внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семейный клуб «Семья + школа»
Одним из направлений работы клуба является социализация детей мигрантов через семейно-центрированный подход.
В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей: беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных праздниках, к работе Клуба выходного дня и т.п.
III направление: Культурная адаптация.
Социальный проект «Школьное радио»
Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ.
Социальный проект «Память» (работа школьного музея)
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.
В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница», работа с ветеранами ВОВ и боевых действий в «горячих точках», шефская работа над ветеранами. Осуществляется взаимодействие с Советом ветеранов города, Центром гражданского и военно-патриотического воспитания «Патриот».
Кружковая работа.
Направлена на создание театрально – игровой среды, которая путем включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
4.1. Организационная работа:
- планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа мигрантов;
- организация работы школьных кружков и секций;
- проведение тематических педагогических советов;
- педагогический всеобуч для родителей;
- социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
- ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
- вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
- Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов :
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением специалистов различных областей;
- классные часы;
- профориентационная работа;
- вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
- оказание помощи в трудоустройстве;
- охват организованным отдыхом детей-мигрантов в каникулярное время и содержательным досугом в течение всего года;
- выявление причин, способствующих дезадаптации в классном коллективе и в обществе в целом;
- посещение по месту жительства семей мигрантов;
- индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
- проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.
Организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений обучающихся-мигрантов в учебной деятельности, овладение навыками адаптации таких обучающихся к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди обучающихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
Проблемные занятия-размышления | ||
№ | Тема и форма мероприятия | Место проведения, исполнитель |
1. 2. 3. 4. | по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива; по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших); по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов); проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе | Педагог-психолог, кл.руководители Соц.педагог, кл.руководители, педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог, соц.педагог, учитель русского языка |
Оформление наглядной информации | ||
1. 2. 3. | Оформление стенда «Мир без границ» Оформление фотостенда «Как я умею отдыхать» Оформление фотостенда «Спорт и здоровье» | Соц. педагог, педагог-организатор, учитель русского языка Кл.руководители Кл. рук. Учитель физкультуры |
Творческая деятельность детей-мигрантов | ||
1. 2. 3. | Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки» Мини-сочинения «Мое будущее» Реализация социальных проектов | Кл.руководители; педагог-организатор Учителя русского языка и литературы. Кл.руководители, зам.директора по ВР. |
Игры, конкурсы, викторины | ||
1. 2. | Школьные Олимпийские игры Туристический слет | учитель физкультуры, Зам.директора по ВР |
Праздники, тематические вечера, беседы | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Лекция с элементами беседы «Мир без границ» (по формированию толерантного поведения) Консультации для родителей (законных представителей) детей-мигрантов. Праздник Дружбы народов Работа школьного клуба «Семья + школа» Ток-шоу «Россия- наш общий дом!» | Педагог-психолог Соц.педагог Зам.директора по ВР, педагог-организатор Зам.директора по ВР, соц.педагог, учитель русского языка Управляющий Совет школы |
- КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» укомплектована высококвалифицированными кадрами.
Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов на 2021-2022 уч.год:
- администрация школы;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- медицинский работник;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- педагоги дополнительного образования;
- Совет профилактики.
ЛИТЕРАТУРА
- Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
- Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Профилактика школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2011 г.
- Выступец Н.П. Использование креативного потенциала семьи школы для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы социализации в обществе // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2011 г.
- Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе.
- Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010.
- Малофеевский Д.В., Швырева К.Л. Специфика обучения в поликультурном пространстве //
- Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней общеобразовательной школы //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...
Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
При ежегодном увеличении количества детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в республике Коми отсутствует комплексная и системная помощь в их реабилитации и социальной адаптации...
Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".
Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...
Некоторые аспекты адаптации детей-мигрантов и их семей в условиях школы
В статье рассматриваются некоторые пути вхождения обучающихся-мигрантов в новую для них социальную и образовательную среду....
Примерная индиви-дуальная программа работы с детьми из семей мигрантов «мир без границ»
В настоящий момент развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры тесно связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом наб...
«Из опыта воспитательной работы по адаптации и интеграции детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в поликультурную среду класса»
Дети-мигранты относятся к наиболее сложной части населения, имеющего жизненные проблемы. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а следовательно, и разрушением нормальног...
Мероприятия в рамках реализации проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области»
Положение о проведении мероприятий, приуроченных к празднованию 100-летия со дня рождения М.Т. Калашникова среди учащихся 1-11 классов МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета (15.11.2019 г.), в р...