Работа с семьей как часть целостного воспитательного процесса в школе-интернате.
статья
из опыта работы с семьей в условиях школы-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_kak_chast_tselostnogo_vospitatelnogo_protsessa_v_shkole-internate.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю. И. Цыбуля
Воспитатель
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
г. Алексеевка, Белгородской области
Работа с семьей как часть целостного воспитательного процесса в школе-интернате.
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Семья и школа – союзники, они всегда должны идти навстречу друг другу. Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии личности каждого ребенка. Для учебно – воспитательного процесса родительское воспитание имеет большое значение. Духовно – нравственное просвещение родителей – одно из важных и в то же время одно из сложных направлений. Интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не воспитания и духовности.
Главная задача семьи - выполнение родителями функции воспитателя. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. В целом следует отметить, что родители и семья являются традиционно главным институтом воспитания; они не односторонне влияют на ребёнка а взаимодействуют с ним. Ребёнок в семье учится речи, приобретает первый социальный опыт и внутренние установки, которые став таковыми, служат верным компасом в повседневной жизни. Всякая семья есть не просто сожительство, но почти всегда сотрудничество; семья представляет как бы простейший элемент общества, она живет замкнутой хозяйственной жизнью, имеет своё отдельное жилище и т. д. Всё это при нормальных условиях ведёт к тесному сотрудничеству всех членов семьи; на почве общей жизни, на основе деловой помощи друг другу вырастает забота друг о друге, умение считаться с особенностями каждого члена семьи, взаимная уступчивость, формируются моральные ценности и такие нравственные качества как толерантность, доброта, милосердие, почитание старших и т.д.
В календарно-тематическом планировании школы-интерната, где мы работаем воспитателями, предусмотрена работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Работа с родителями рассматривается как постепенный и непрерывный процесс получения ими нужной им информации. Между воспитателями и родителями установились партнёрские отношения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. В своей работе мы создаём атмосферу общности интересов педагогического и родительского коллективов, устанавливаем эмоциональное взаимопонимание. Важное место в работе воспитателей школы - интерната занимает просвещение родителей, которое осуществляется через проведение родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций, распространение памяток и оформление стендов. Чтобы родители могли разобраться в жизненных ситуациях с позиций духовно – нравственного воспитания мы проводили консультации на тему:
- «У ребенка день ангела», где рассказали о правильном проведении праздника.
- «Праздник Рождества Христова», где предложили родителям стихи, песни, игры, викторины.
- «Праздник Светлой Пасхи в семейном кругу», где рассказали о древних обычаях, которые сохранились до наших дней: рецепта куличей, украшение пасхальных яиц, подарки близким людям.
С родителями были проведены родительские собрания на темы:
- «Роль духовно-нравственного воспитания в семье»
- «Роль православных ценностей в формировании семейных традиций»
- «Семья – основной источник базовых ценностей воспитания».
Привлекая родителей и детей к совместной работе воспитателями были организованы выставки на темы:
- «Новогодние поделки»
- «Игрушки на елку»
- «Рождественская композиция»
- «Пасхальная радость».
В школе была организована выставка рисунков «Моя семья», а также выставка семейных фотографий на тему «Моя родословная». Дети рассказывали о своей семье, родственниках, составили свою родословную.
Благодаря проделанной работе и объединению усилий педагогов школы-интерната и родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей установились благоприятные партнерские отношения, атмосфера общности интересов педагогического и родительского коллективов, установились эмоциональное взаимопонимание и доброжелательное решение возникающих проблем. Родители приобрели знания способствующие возрождению традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.
Библиографический список
1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учеб. пособие/Шнейдер Л. Б. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
2. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Сост. П. А. Лебедев .- М.: Академия, 2001.
3. Духовно – нравственное воспитание школьников/Игнатьева Е. Е. – Ж. «Воспитание школьников»,
№ 9 -2010.
4. Воспитательные возможности семьи. Сборник научных трудов. М., 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28
Данный тренинг разработан для родительского собрания в школе- интернате №28, где обучаются дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию, или дети не смогли обучаться в условиях обычных обще...
«Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28»
Тренинговые занятия разработаны с целью включения родителей в процесс воспитания детей....
Внеклассная работа по немецкому языку как часть учебно-воспитательного процесса
В статье рассказывается о системе внеклассной работы по немецкому языку....
Доклад "Работа с семьей как часть целостного воспитательного процесса в школе-интернате."
Работа с родителями воспитанников школы-интерната...
Отчет по теме самообразования "Применение медиатехнологий в воспитательном процессе санаторной школы-интерната с целью активизации познавательного интереса воспитанников"
laquo;Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». ...