Программа социального педагога "Путь к успеху"
рабочая программа
Для социальных педагогов. Профориентационная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsii.docx | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное учреждение
«Воловский центр социальной помощи семье и детям -
«Исток»
«Утверждаю»
«_____»___________2018г.
______________________
Директор ОКУ «Воловский ЦСПСД»
В.П. Акутин
Программа профориентации воспитанников
«Путь к успеху»
Автор- составитель:
социальный педагог
Авилова Алла Владимировна
с. Набережное, 2018 г.
Пояснительная записка
Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности.
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптации детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Немаловажную роль в выборе профессии играет знание стабильности спроса на профессии на рынке труда, знание экономики. Очень важно рассказать о правильном поиске работы, научить различным стилям общения, познакомить с учреждением по трудоустройству.
Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана профориентационная программа «Путь к успеху». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном Центре с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Цель программы:
Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Цели программы достигаются путем решения задач:
- Создать систему профессиональной ориентации в реабилитационном Центре для несовершеннолетних.
- Воспитать отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда.
- Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь
- Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
- Повысить уровень осведомленности о содержании деятельности профессий нашего региона путем проведения программных мероприятий (экскурсии, встречи с интересными людьми, которые достигли определенных успехов в жизни и профессии).
Программа построена на основе принципов:
- Системности и преемственности
- Открытости (взаимосвязь реабилитационного Центра, школы, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии)
- Активности
- Дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости)
При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограничение временные рамки нахождения ребенка в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по различным причинам.
Целевой группой являются воспитанники социального реабилитационного Центра от 7 до 18 лет, программа реализуется в течение трёх лет (2018 – 2021 гг.)
Программа «Путь к успеху» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.
Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.
Нормативно-правовое обоснование программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
-Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.
-Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020.
Этапы реализации:
I.этап- подготовительный.
1. Разработка программы.
2. Определение возрастных групп.
3. Разработка информационно-методических, наглядных материалов.
4. Диагностика.
II.этап- реализация программных мероприятий.
Реализация комплекса мероприятий по Программе.
III.этап- обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации воспитанников.
- Подготовка отчетных материалов об итогах работы по реализации программы.
- Подведение итогов работы (анализ анкет).
- Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников.
Информационные ресурсы:
-СМИ, интернет-ресурсы;
-информационные издания (буклеты, брошюры).
Методические ресурсы:
-диагностические методики;
-методические разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий);
-наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.).
Контроль и управление программой
Контроль за реализацией Программы осуществляется заведующей стационарного отделения.
Система профориентации воспитанников по программе «Путь к успеху» предусматривает следующие направления деятельности:
.
- Диагностика и консультирование
Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.
Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации.
Медицинская диагностика заключается в проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.
Медицинское консультирование основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессии
- Профпросвещение
Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах
Ожидаемые результаты
Итогом работы по программе «Путь к успеху» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:
- Создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях реабилитационного Центра для несовершеннолетних;
- Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
- Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда;
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в реабилитационном Центре
№ | Ответственный | Содержание работы |
1. | Социальный педагог (куратор профориентационной работы) | Координирует профориентационную работу в реабилитационном Центре
|
2. | Педагог – психолог |
|
Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников в реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.
1-4 класс
Психологические особенности возраста
К началу учёбы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.
Учащиеся 2-4 –го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3-4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формируют нормы поведения. К 3-му классу возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо».
Задачи:
- познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
- создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
- способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
- информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
- создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
На этом этапе профориентационная деятельность в основном носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, игра и др. А также - практический характер, где воспитанникам предоставляются возможности проявить себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.
Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда
Содержание программы по профориентации воспитанников 1-4 классов
Профпросвещение
- «В мире профессий» (ежегодно в январе)
Цель: расширение у воспитанников представления о мире взрослых, их профессиональной деятельности и формирование уважения к труду.
Форма проведения: вводное занятие.
- «Больница» (ежегодно в феврале)
Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры, ознакомление с их обязанностями и трудовыми действиями, формирование понимания значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет врача, игра «Поликлиника».
- «Кухня. Столовая» (ежегодно в марте)
Цель: ознакомление с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитание трудолюбия, уважения к труду.
Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и столовую.
- «Прачечная» (ежегодно в апреле)
Цель: ознакомление с профессией оператор по машинные стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.
Форма проведения: экскурсия на прачечную.
- «Почта» (ежегодно в мае)
Цель: ознакомление детей с сельской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Форма проведения: экскурсия на почту.
- «Магазин» (ежегодно в июне)
Цель: ознакомление с профессиями работников торговли.
Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.
- «Все профессии важны, все профессии важны» (ежегодно в июле)
Цель: закрепление представлений о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения: игровая программа.
- «Угадайте, кем я буду» (ежегодно в августе)
Цель: демонстрирование полученных представлений детей о профессиях, пробуждение к любознательности, интереса к деятельности взрослых, способствование выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Форма проведения: выставка рисунков.
Диагностика воспитанников.
1. «Представления о труде взрослых» (ежегодно в сентябре)
Цель: Изучение уровня информированности детей о труде взрослых
2. «Палитра интересов» (ежегодно в октябре)
Цель: выявление направленности интересов ребенка
Форма проведения: анкетирование.
Консультирование
Социальный педагог проводит консультации для родителей или лиц, их заменяющих. (ежегодно в ноябре)
Форма проведения: индивидуальное консультирование.
Подведение итогов
Подведение итогов работы за год, публикации материалов в СМИ, на сайте учреждения (ежегодно в декабре)
5-8 класс
Психологические особенности возраста
В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин»: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.
Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин»: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.
Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.
Дифференцированное отношение к различным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Задачи:
- содействовать расширению представления о многообразии профессий;
- выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
- воспитывать у детей уважение к труду;
- способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
- побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).
Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом, социальным педагогом, инструкторами по труду.
На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».
Содержание программы по профориентации воспитанников 5-8 классов
Профпросвещение
1. «В мире профессий» (ежегодно в январе)
Цель: ознакомление с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Форма проведения: вводное занятие.
2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре» (ежегодно в феврале)
Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью сотрудников реабилитационного Центра, их значением для воспитанников.
Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.
- «Лабиринт профессий» (ежегодно в марте)
Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов.
Форма проведения: дискуссия.
- «Человек – человек» (ежегодно в апреле)
Цель: ознакомление с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.
Форма проведения: беседа, профориентационная игра.
5. «Человек-техника» (ежегодно в мае)
Цель: ознакомление с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.
Форма проведения: беседа, профориентационная игра.
- «Человек-знак» (ежегодно в июне)
Цель: ознакомление с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.
Форма проведения: профориентационная игра.
- «Человек - художественный образ» (ежегодно в июле)
Цель: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.
- «Человек-природа» (ежегодно в августе)
Цель занятий: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.
Форма проведения: беседа, просмотр презентации.
9. «Путешествие по морям профессий» (ежегодно в сентябре)
Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Форма проведения: экскурсии в библиотеку, почтовое отделение, магазин.
10. «Кем быть?» (ежегодно в октябре)
Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.
Форма проведения: творческие задания.
Диагностика
- «Мир профессий» (ежегодно в ноябре)
Цель: выявление представлений школьников о мире труда и профессий.
Форма проведения: беседа.
2. «Палитра интересов» (ежегодно в ноябре)
Цель: выявление направленности интересов ребенка
Форма проведения: анкетирование
Консультирование
Социальным педагогом проводится консультирование воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих о процессе профориентирования младших подростков в условиях реабилитационного Центра. (ежегодно в ноябре)
Подведение итогов
Подведение итогов работы за год, публикации материалов в СМИ, на сайте учреждения (ежегодно в декабре)
9-11 класс
Психологические особенности возраста
Важнейшая задача этого возраста-выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник ещё сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии-осознания собственного «Я» (кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал ? кем я хочу стать?). Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее(полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.
Задачи:
- провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
- содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
- помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.
Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.
Программа профессиональной ориентации «Путь к успеху», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей.
Содержание программы по профориентации воспитанников 9-11 классов.
Профпросвещение
- «В мире профессий» (ежегодно в январе)
Цель: ознакомление подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.
Форма проведения: вводное занятие.
- «Профессии людей, работающих в нашем селе» (ежегодно в феврале)
Цель: ознакомление подростков со спецификой работы людей нашего города, значением их труда.
Форма проведения: дискуссия, презентация.
- «Секреты» выбора профессии» (ежегодно в марте)
Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».
Форма проведения: практикум.
4. «Классификация профессий» (ежегодно в апреле)
Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.
Форма проведения: дискуссия
5. «Путешествие по морям профессий» (ежегодно в мае)
Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.
- «Способности и профессиональная пригодность» (ежегодно в июне)
Цель: ознакомление подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях, обучение соотносить эти знания со своими возможностями.
Форма проведения: дискуссия.
7. «Самооценка, ее роль в жизни человека» (ежегодно в июле)
Цель: формирование у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.
Форма проведения: занятие – тренинг.
8. «Этот удивительный мир профессий» (ежегодно в августе)
Цель: уточнение и расширение знаний воспитанников о мире профессий; развитие познавательной активности, навыков группового взаимодействия, творческих способностей; воспитание уважения к труду, спрос на профессии на рынке труда региона.
Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества, экскурсия в центр занятости населения.
- «Ошибки в выборе профессии» (ежегодно в сентябре)
Цель: Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.
Форма проведения: профориентационная игра
- «Дороги, которые мы выбираем» (ежегодно в октябре)
Цель: ознакомление подростков с учебными заведениями Липецкой области.
Форма проведения: беседа.
Диагностика для воспитанников
1. «Карта интересов» (ежегодно в ноябре)
Цель: диагностика профессиональных интересов воспитанника
2. «Кем я хочу быть» (ежегодно в ноябре)
Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.
Форма проведения: анкетирование, тестирование.
Консультирование
Социальный педагог организует консультации по итогам диагностики и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими. (ежегодно в ноябре)
Подведение итогов
Подведение итогов работы за год, публикации материалов в СМИ, на сайте учреждения (ежегодно в декабре)
Список использованной литературы
1.Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель / И.П.Арефьев // Педагогика. – 2007. - №3. – С.65-68.
2.Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.
3.Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г.Грецов.- СПб.: Питер, 2009.-224 с.
4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов.- Москва: Изд-во Академия, 2010.-304 с.
5.Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию/ А.М. Кухарчук, В.В Лях., С.Г. Макарова –Минск: Изд-во Современная школа, 2008.-288 с.
6.Лобова, В.А Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы образования для учащихся 5-11 классов/В.А. Лобова, В.Н. Соловар-Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012.-45 с.
6.Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников.-Москва: МГППИ, 2001.-88 с.
7. Резапкина, Г.В. Профориентация старшеклассников/ Г.В. Резапкина.- Волгоград, 2007.- 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"
Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...
Программа внеурочной деятельности «Вектор успеха» Направление: социальное
Обучение пятиклассников в средней школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом завис...
Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)
Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)...
«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА
Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...