Программа социального педагога "Путь к успеху"
рабочая программа

Авилова Алла Владимировна

Для социальных педагогов. Профориентационная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii.docx51.94 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение

«Воловский центр социальной помощи семье и детям -
«Исток»

                                                                    «Утверждаю»

                                                                         «_____»___________2018г.

                                                                         ______________________

                                                                                  Директор ОКУ «Воловский ЦСПСД»

                                                                          В.П. Акутин

Программа профориентации воспитанников

«Путь к успеху» 

Автор- составитель:

социальный педагог

Авилова Алла Владимировна

с. Набережное, 2018 г.

Пояснительная записка

      Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности.  От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности.

         Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании  детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные  центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение  выбора профессии, является   социальная  дезадаптации детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Немаловажную роль в выборе профессии играет знание стабильности спроса на профессии на рынке труда, знание экономики. Очень важно рассказать о правильном поиске работы, научить различным стилям общения, познакомить с учреждением по трудоустройству.

Помочь воспитанникам  ориентироваться в сложном мире труда призвана профориентационная программа «Путь к успеху». Данная программа  направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Программа представляет целостную систему профориентационной работы  с воспитанниками в реабилитационном Центре с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Цель программы:

Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Цели программы достигаются путем решения задач:

  1. Создать систему профессиональной ориентации в реабилитационном Центре для несовершеннолетних.
  1. Воспитать отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда.
  2. Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь
  3. Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
  4. Повысить уровень осведомленности о содержании деятельности профессий нашего региона путем проведения программных мероприятий (экскурсии, встречи с интересными людьми, которые достигли определенных успехов в жизни и профессии).

Программа построена  на основе принципов:

  • Системности и преемственности
  • Открытости (взаимосвязь реабилитационного Центра, школы, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии) 
  • Активности 
  • Дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости)

При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограничение временные рамки нахождения ребенка в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по различным причинам.

Целевой группой являются воспитанники социального реабилитационного Центра от 7 до 18 лет, программа реализуется в течение трёх лет (2018 – 2021 гг.)

Программа «Путь к успеху» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.

 Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа,  упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра,   экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.

Нормативно-правовое обоснование программы

-  Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

-Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.

-Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020.

Этапы реализации:

I.этап- подготовительный.

1. Разработка программы.

2. Определение возрастных групп.

3. Разработка информационно-методических, наглядных материалов.

4. Диагностика.

II.этап- реализация программных мероприятий.

           Реализация комплекса мероприятий по Программе.

III.этап- обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации воспитанников.

  1. Подготовка отчетных материалов об итогах работы по реализации программы.
  2. Подведение итогов работы (анализ анкет).
  3. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников.

Информационные ресурсы:

-СМИ, интернет-ресурсы;

-информационные издания (буклеты, брошюры).

Методические ресурсы:

-диагностические методики;

-методические разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий);

-наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.).

Контроль и управление программой

Контроль за реализацией Программы осуществляется заведующей стационарного отделения.

Система профориентации воспитанников по программе «Путь к успеху» предусматривает следующие направления деятельности:

.

  1. Диагностика и консультирование

         Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.

Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной  самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации.

       Медицинская диагностика заключается в  проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.

Медицинское консультирование  основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации  воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессии

  1. Профпросвещение

Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах

Ожидаемые результаты

Итогом  работы по программе «Путь к успеху» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению  с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

     В процессе реализации программы  предполагается достижение следующих результатов:

  1. Создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации  в условиях реабилитационного Центра для несовершеннолетних;
  2. Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
  3. Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
  4. Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
  5. Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда;

Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в реабилитационном Центре

Ответственный

Содержание работы

1.

Социальный педагог

(куратор профориентационной работы)

Координирует профориентационную работу в реабилитационном Центре

  • организация и контроль работы координационного совета по профориентации
  • создание информационно - методического банка
  • разработка инновационных моделей социального партнерства в организации системы профориентации
  • организует встречи воспитанников  с мастерами своего дела
  • организует  тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия, учебные заведения
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, занятия, игры и т.д.
  • содействует занятости и трудоустройству воспитанников

2.

Педагог – психолог

  •  готовит пакет диагностических методик для изучения личности воспитанников, их  интересов и склонностей  к профессиям людей
  •  способствует формированию у воспитанников адекватной самооценки

Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников в реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.

1-4 класс

Психологические особенности возраста

К началу учёбы в школе начинает  формироваться  так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.

Учащиеся 2-4 –го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3-4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формируют нормы поведения. К 3-му классу возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо».

Задачи:

  • познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
  • создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
  • способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
  • информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
  •  создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.

На этом этапе  профориентационная деятельность   в основном носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, игра и др.  А также - практический характер, где  воспитанникам предоставляются возможности проявить себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы:  трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.

Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда

Содержание программы по профориентации воспитанников 1-4 классов

Профпросвещение

  1.  «В мире профессий» (ежегодно в январе)

Цель: расширение у воспитанников представления о мире взрослых, их профессиональной деятельности и формирование уважения к труду.

Форма проведения: вводное занятие.

  1.  «Больница» (ежегодно в феврале)

Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры, ознакомление с их обязанностями и трудовыми действиями, формирование понимания значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет врача, игра «Поликлиника».

  1.  «Кухня. Столовая» (ежегодно в марте)

Цель: ознакомление с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитание трудолюбия, уважения к труду.

Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и  столовую.

  1.  «Прачечная» (ежегодно в апреле)

Цель: ознакомление с профессией оператор по машинные стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.

Форма проведения: экскурсия на прачечную.

  1. «Почта» (ежегодно в мае)

Цель: ознакомление детей с сельской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.

Форма проведения: экскурсия на  почту.

  1. «Магазин» (ежегодно в июне)

Цель: ознакомление с профессиями работников торговли.

Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.

  1.  «Все профессии важны, все профессии важны» (ежегодно в июле)

Цель: закрепление представлений о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма проведения: игровая программа.

  1. «Угадайте, кем я буду» (ежегодно в августе)

Цель: демонстрирование полученных представлений детей о профессиях, пробуждение к любознательности, интереса к деятельности взрослых, способствование выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Форма проведения: выставка рисунков.

Диагностика воспитанников.

1. «Представления о труде взрослых» (ежегодно в сентябре)

Цель: Изучение уровня информированности детей о труде взрослых

2. «Палитра интересов» (ежегодно в октябре)

Цель: выявление направленности интересов ребенка

Форма проведения: анкетирование.

Консультирование

Социальный педагог проводит консультации для родителей или лиц, их заменяющих. (ежегодно в ноябре)

Форма проведения: индивидуальное консультирование.

          Подведение итогов

Подведение итогов работы за год, публикации материалов в СМИ, на сайте учреждения (ежегодно в декабре)

5-8 класс

Психологические особенности возраста

  В этом возрасте закладываются  основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

 Подражание  внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин»: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.

Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин»: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.

Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.

Дифференцированное отношение к различным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения  и профессионально ориентированные мечты.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

   Задачи:

  • содействовать  расширению представления о многообразии профессий;
  • выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
  •  воспитывать у детей уважение к труду;
  •  способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
  •  побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.

На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).

Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом,  социальным педагогом, инструкторами по труду.

На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности.  На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».

Содержание программы по профориентации  воспитанников 5-8 классов

Профпросвещение

1. «В мире профессий» (ежегодно в январе)

Цель: ознакомление с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Форма проведения: вводное занятие.

2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре» (ежегодно в феврале)

Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью сотрудников реабилитационного Центра, их значением для воспитанников.

Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.

  1. «Лабиринт профессий» (ежегодно в марте)

Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов.

Форма проведения: дискуссия.

  1. «Человек – человек» (ежегодно в апреле)

Цель: ознакомление с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

5. «Человек-техника» (ежегодно в мае)

Цель: ознакомление с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

  1. «Человек-знак» (ежегодно в июне)

Цель: ознакомление с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.

Форма проведения: профориентационная игра.

  1. «Человек - художественный образ» (ежегодно в июле)

Цель: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.

  1.  «Человек-природа» (ежегодно в августе)

Цель занятий: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.

Форма проведения: беседа, просмотр презентации.

9. «Путешествие по морям профессий» (ежегодно в сентябре)

Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии в  библиотеку, почтовое отделение, магазин.

10. «Кем быть?» (ежегодно в октябре)

Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.

Форма проведения: творческие задания.

Диагностика

  1. «Мир профессий» (ежегодно в ноябре)

Цель: выявление представлений школьников о мире труда и профессий.

Форма проведения: беседа.

2. «Палитра интересов» (ежегодно в ноябре)

Цель: выявление направленности интересов ребенка

Форма проведения: анкетирование

Консультирование

Социальным педагогом проводится консультирование воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих о процессе профориентирования младших подростков в условиях реабилитационного Центра. (ежегодно в ноябре)

Подведение итогов

Подведение итогов работы за год, публикации материалов в СМИ, на сайте учреждения (ежегодно в декабре)

9-11 класс

Психологические  особенности возраста

Важнейшая задача этого возраста-выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник ещё сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии-осознания собственного «Я» (кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал ? кем я хочу стать?). Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают  среднее(полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

          Задачи:

  • провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
  • содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
  • помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.

На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных  требованиях  рыночной экономики.

Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.

Программа профессиональной ориентации «Путь к успеху», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей.   

Содержание программы по профориентации воспитанников 9-11 классов.

Профпросвещение

  1. «В мире профессий» (ежегодно в январе)

Цель: ознакомление подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: вводное занятие.

  1. «Профессии людей, работающих в нашем селе» (ежегодно в феврале)

Цель: ознакомление подростков со спецификой работы людей нашего города, значением их труда.

Форма проведения: дискуссия, презентация.

  1. «Секреты» выбора профессии» (ежегодно в марте)

Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».

Форма проведения: практикум.

4. «Классификация профессий» (ежегодно в апреле)

Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: дискуссия

5. «Путешествие по морям профессий» (ежегодно в мае)

Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.

  1.  «Способности и профессиональная пригодность» (ежегодно в июне)

 Цель: ознакомление подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях, обучение соотносить эти знания со своими возможностями.

Форма проведения: дискуссия.

7. «Самооценка, ее роль в жизни человека» (ежегодно в июле)

Цель: формирование у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.

Форма проведения: занятие – тренинг.

8. «Этот удивительный мир профессий» (ежегодно в августе)

Цель: уточнение и расширение знаний воспитанников о мире профессий; развитие познавательной активности, навыков группового взаимодействия, творческих способностей; воспитание уважения к труду, спрос на профессии на рынке труда региона.

Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества, экскурсия в центр занятости населения.

  1. «Ошибки в выборе профессии» (ежегодно в сентябре)

Цель: Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Форма проведения: профориентационная игра

  1. «Дороги, которые мы выбираем» (ежегодно в октябре)

Цель: ознакомление подростков с учебными заведениями Липецкой области.

Форма проведения: беседа.

Диагностика для воспитанников 

1. «Карта интересов» (ежегодно в ноябре)

Цель: диагностика профессиональных интересов воспитанника

2. «Кем я хочу быть» (ежегодно в ноябре)

Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.

Форма проведения: анкетирование, тестирование.

Консультирование

Социальный педагог организует консультации по итогам диагностики и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими. (ежегодно в ноябре)

Подведение итогов

Подведение итогов работы за год, публикации материалов в СМИ, на сайте учреждения (ежегодно в декабре)

Список использованной литературы

1.Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель / И.П.Арефьев // Педагогика. – 2007. - №3. – С.65-68.

2.Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.

3.Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г.Грецов.- СПб.: Питер, 2009.-224 с.

4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов.- Москва: Изд-во Академия, 2010.-304 с.

5.Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию/ А.М. Кухарчук,  В.В Лях., С.Г. Макарова –Минск: Изд-во Современная школа, 2008.-288 с.
        6.Лобова, В.А Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы образования для учащихся 5-11 классов/В.А. Лобова, В.Н. Соловар-Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012.-45 с.

6.Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников.-Москва: МГППИ, 2001.-88 с.

7. Резапкина, Г.В. Профориентация старшеклассников/ Г.В. Резапкина.- Волгоград, 2007.- 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"

Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...

Программа внеурочной деятельности «Вектор успеха» Направление: социальное

Обучение пятиклассников в средней  школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом завис...

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)...

«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего с...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...