Толерантность - учимся понимать друг друга.
классный час (5 класс)

Иванова Ирина Геннадьевна

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

  1. Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).

  2. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

  3. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

  4. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

  5. Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Толерантность: учимся понимать

друг друга»

(4 класс)

Мероприятие  подготовила

социальный педагог

МБОУ «Верхнеачакская СОШ им А.П.Айдак»»

 Иванова Ирина Геннадьевна

Верхние Ачаки,  2015

Тема:  Толерантность: учимся понимать друг друга

Цель:  дать определение толерантности;

определить качества толерантного человека;

продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого  отношения к сверстникам и взрослым людям;

Оборудование:  карточки с надписями (названия, понятийный аппарат), карточки с положениями из мировых религий (для работы в парах), конверты для работы в группах (в каждом конверте – список  с различными человеческими качествами), «волшебный стул» и «волшебная палочка», музыкальное сопровождение (детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг»). 

Ход занятия

            Учитель

Я рада всех вас приветствовать! Сегодня у нас необычное занятие. И расположились вы сегодня не так, как всегда. Мы с вами разделились на 3 группы. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Ребята, посмотрите друг на друга, мы все такие разные: блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, умные и не очень. Но несмотря на свои отличия мы должны уважать и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Мы сегодня поговорим о толерантности.

Учитель

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному (карточки с определениями прикрепляются  к доске).

В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском языке  толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует  как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель

Сейчас мы поработаем в группах. У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

Учитель

Передайте эти мысли своими словами.

Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества. Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать толерантность?

Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением (работа в группах).

Итак,  давайте попробуем. У вас на столах для каждой группы  лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать  качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку (на группы класс разбивается по рядам, конверт кладет на первую парту каждого ряда-группы).

Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.

Учитель

Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с  качествами,  которые чаще всего встречаются, крепятся на доску, на дерево толерантности)

       Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Человек не может жить один. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? ( Ребята высказывают своё мнение, говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не могут выслушать друг друга до конца, не уступают в играх товарищам).

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

Учитель

Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».  

Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на «волшебный стул» и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг; мне нравится, как ты смеешься и шутишь; ты здорово помогаешь другим.

     Учитель

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:

  • Вам понравилась эта ига?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Были комплименты одинаковыми или разными?
  • Почему разные?

           -    Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

 - Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в игру «Поднимите руку, у кого…»

 - тёмный цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

- карие глаза;

– любит мороженое ;

- чья фамилия заканчивается на –ов;

- читал «Приключения Буратино»;

- кто ходит в кружок рисования к Линде Юрьевне

«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

 Творческая работа. «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.

После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе.

Учитель

А напоследок вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила… 

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо. 

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой. 

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался.

И бороду сбрил. 

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном. 

Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда. 

Да, ребята, всегда нужно помнить, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

К сожалению не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свою точку зрения,  и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.

И помните, что на земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны уметь договариваться между собой

        Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что мероприятие  оставило  глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.

В память о нашем классном часе я хочу подарить вам символ толерантности-цветок толерантности.

Приложения

Карточки с определениями понятия «толерантность»:

В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском языке  толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует  как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи.

Карточки с положениями из мировых религий

(для работы в парах):

  • Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

Конверты для работы в группах (в каждом конверте – список  с различными человеческими качествами):

Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Карточки с надписями качеств толерантного человека

толерантность,  снисходительность, доброта, уважение, понимание, миролюбие, сострадание, великодушие, сердечность, равенство, милосердие, сотрудничество, терпимость, прощение, диалог.

Литература:

1. Булгакова М.Н. Воспитание толерантности/ Справочник заместителя директора школы, - ЗАО «МЦФЭР», 2008.-№8

2. www.tolerance.ru/  Толерантность – гармония в многообразии

3. Рожков М.И., Байбородова Я.В., Воспитание толерантности у школьников. Ярославль 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся понимать друг друга.

Интегрированное занятие по познавательному развитию и развитию речи....

Тренинг "Учимся понимать друг друга"

Тренинг "Учимся понимать друг друга"...

Открытое занятие «Учимся понимать эмоции друг друга» для 1 класса

Цель занятия: Развитие эмпатийных чувств у детей младшего школьного возраста, понимание друг друга, развитие групповой сплоченности....

Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»

Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе....

Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»

Целью данного классного  часа  является  расширение  представления детей о правилах этикета; развитие  умения правильно оценивать себя и других; формирование  навыков...

Толерантность: учиться понимать и уважать друг друга

в данной статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, вероисповедания и другого взгляда на жизнь среди подростк...

«Толерантность – учимся понимать друг друга».

познакомить студентов и обучающихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и пол­но познавать себя и других людей....