Толерантность: учиться понимать и уважать друг друга
статья по психологии (10, 11 класс)
в данной статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, вероисповедания и другого взгляда на жизнь среди подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 159.922.4
ББК 88.58
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: УЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ И
УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА
ЧИРКОВА ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА
педагог-психолог ГБОУ «Центр образования» г. Улан-Удэ
e-mail: janna89021649881@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, традиции, народ, культура, школа
АННОТАЦИЯ: в данной статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, вероисповедания и другого взгляда на жизнь среди подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
TOLERANCE: LEARN TO UNDERSTAND AND
RESPECT EACH OTHER
ZHANNA CHIRKOVA V.
educational psychologist, STATE "Centre of education", Ulan-Ude
e-mail: janna89021649881@rambler.ru
KEY WORDS: tolerance, traditions, people, culture, school
ABSTRACT: the article deals with the problem of tolerant attitude to people of other nationalities, cultures, religions and other views on life among adolescents in the conditions of educational institutions, which is relevant for modern psychology.
«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский.
Сегодня особый интерес представляет проблема толерантного отношения к народу другой национальности и культуры. Современные молодые люди недоброжелательны, озлоблены и агрессивны. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм проникают в наши семьи и школу через средства массовой информации. В связи с этим основная цель воспитания в школьном коллективе должна быть:
развитие терпимости в человеке, способности к эффективной жизнедеятельности среди множества различных культур, умеющего понимать и уважать другие культуры, уметь жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
В последнее время в научно-педагогической литературе часто используется термин «толерантность». В переводе с разных языков это слово имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». В основе толерантности лежит признание права на отличие.
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) — это социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости».
16 ноября 1995 года в Париже была подписана «Декларация принципов толерантности» 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. В статье 3.2 говорится: «Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности».
Понятие «толерантность» впервые встречается в XVIII в. В своем «Трактате о веротерпимости» известный французский философ Вольтер писал, что «безумием является убеждение, что все люди могут одинаково думать об определенных вещах[1].
Итак, умение человека знать себя и правильно оценивать свою личность, хорошо и по доброму относиться к окружающим людям это и есть толерантность.
В нашем поселке Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия проживает около 7000 человек. Жители проживающие в поселке в основном это представители русской национальности и православного вероисповедания. Но в поселке также проживают люди других национальностей и вероисповеданий таких как буряты, эвенки, грузины, армяне. Все мы живет одной большой дружной семьей. Все уважают традиции и культуру друг друга, жители поселка дружно водят хоровод вокруг елки в новогоднюю ночь, танцуем ехор в Сагаалган (восточный новый год), печем блины, провожаем зиму и встречаем весну в праздник Масленица, почитаем старшее поколение и запускаем праздничный салют в небо на День Победы и многое другое, что говорит о доброжелательном отношении друг к другу среди жителей в нашем поселке.
В средней общеобразовательной школе обучается около 1000 детей. Старшеклассников 63 человека.
С октября по ноябрь 2018 года мною было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня толерантности среди учащихся 10 и 11 классов МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. К.М.Шелковникова».
Своим исследованием я хотела показать как новое поколение молодых людей относится к людям с разным социальным статусом, положением в обществе, с различным уровнем дохода, другой национальности и вероисповедания, к неформальным организациям.
Для этой цели был использован экспресс-опросник "Индекс толерантности". Содержание опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. Три субшкалы опросника диагностируют этническую толерантность, социальную толерантность, толерантность как черту личности.
Количественный и качественный анализ результатов данной методики позволил нам сделать следующие выводы.
Во-первых, у 92% молодёжи доминирует средний уровень толерантности. Такие результаты показали респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Во-вторых, лишь у 6% молодёжи высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.
Для качественного анализа аспектов толерантности было использовано разделения на субшкалы:
Субшкала «этническая толерантность». Выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Анализ показателей частных субшкал, указывает на то, что у молодёжи присутствуют явная дифференциация в результатах по видам толерантности. Так доминирует социальная толерантность (55%), затем ниже шкала «этническая толерантность» (30 %) и меньше всего по субшкале «толерантность как черта личности» (13%), так же хочется отметить, что нет дифференциации в результатах по видам толерантности у 2% опрошенных, у которых количество баллов по всем субшкалам равное.
Также по каждой из трёх субшкал есть шкала баллов низкого, среднего и высокого уровня.
В субшкале «социальная толерантность» преобладает средний уровень (68%), в субшкале «этническая толерантность» преобладает средний уровень (77,8%) и в субшкале «толерантность как черта личности также преобладает средний уровень (91,7%).
Проанализировав анкеты и ответы на предложенные вопросы, прихожу к выводу, что у молодёжи толерантность находится на среднем уровне. Отсюда следует, что деление молодёжи на толерантных и интолерантных достаточно условно, так как каждый в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
После проведенной диагностики был организован социально-психологический тренинг на тему: «Толерантность: учится понимать и уважать друг друга». Целью тренинга была формирование толерантного отношения обучающихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей. Участники тренинга учащиеся 10-11 классов. Методы используемые в работе: групповая дискуссия, игровое моделирование, рисование.
По окончании тренинга была проведена рефлексия, в ходе которой выяснилось что данный тренинг:
- помог учащимся больше узнать о термине толерантность, о том какие бывают толерантные и нетолерантные личности, научились анализировать ситуацию глазами другого человека;
- научил внимательно относиться к себе и другим людям, к личностным особенностям других людей;
- развил коммуникативные качества учащихся
- учащиеся смогли другими глазами посмотреть друг на друга.
В нашей школе формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве школы реализуется в различных мероприятиях проводимых в школе.
Во всех классах проводятся классные часы, на которых изучаются игры, сказки, загадки разных народов, детей знакомят с традициями, обычаями людей проживающих рядом, отражающих национальный состав республики, в которой мы проживаем.
История нашего района уходит своими корнями в 17 век. В 1648 году атаманом Василием Галкиным был основан Баргузинский острог. Уже в 21 веке в Баргузинском районе Бурятии вновь возрождается казачество.
Созданное в 1851 году Забайкальское казачье войско этнически однородным не было, оно состояло из русских, бурят, эвенков. Характерным для казаков было считать себя именно казаками.
В 2017 году в нашей Усть-Баргузинской средней общеобразовательной школе были открыты казачьи кадетские классы. В течение года ребята привыкали к новому статусу, были приняты торжественно перед строем в казаки кадеты, выступали на традиционных общешкольных сборах. Учебный год завершился совместным праздником с Баргузинской средней школой в целях преемственности. Было интересно увидеть, какие умения и навыки имеют кадеты Баргузинской школы. В 2018 году наши ученики уже учатся в 6 классе: приобрели форму, с достоинством носят погоны, введено традиционное для казаков приветствие учителям.
Хочется верить, что создание казачьих кадетских классов поможет в возрождении исторических и военно- патриотических традиций Российского государства и Забайкальского казачества, интеллектуального , культурного, физического и нравственного воспитания учащихся[2]. Казачьи кадетские классы в нашей школе. - 7 Сентября 2018 - Жизнь школы - Усть-Баргузинская школа. В этих целях для детей организована внеурочная деятельность по различным кружкам: «Строевая подготовка», «История казачества», «Традиции и обряды казачества», «Казачья песня».
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.[3]
В нашей школе проходят мастер классы по бурятской национальной борьбе. Этот уникальный красивый вид спорта пользуется большой популярностью в Бурятии.
Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.
Список литературы
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
- Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
- Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
- История. Все для учителя. Пилотный выпуск, август, 2011 г.
- Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
- Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
- Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
- Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
- Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
- Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
- Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.
[1] Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
[2] Казачьи кадетские классы в нашей школе. - 7 Сентября 2018 - Жизнь школы - Усть-Баргузинская школа
[3] Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся понимать друг друга.
Интегрированное занятие по познавательному развитию и развитию речи....
Тренинг "Учимся понимать друг друга"
Тренинг "Учимся понимать друг друга"...
Открытое занятие «Учимся понимать эмоции друг друга» для 1 класса
Цель занятия: Развитие эмпатийных чувств у детей младшего школьного возраста, понимание друг друга, развитие групповой сплоченности....
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе....
Толерантность - учимся понимать друг друга.
Цели и задачи внеклассного мероприятия:Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).Формировать у учащихся толерантност...
Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»
Целью данного классного часа является расширение представления детей о правилах этикета; развитие умения правильно оценивать себя и других; формирование навыков...
«Толерантность – учимся понимать друг друга».
познакомить студентов и обучающихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей....