урок
план-конспект урока

Семенова Александра Васильевна

Конспект  открытого урока

по предмету «Окружающий природный мир»

Тема урока.

«Золотая осень».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zolotaya_osen.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект  открытого урока

по предмету «Окружающий природный мир»

Тема урока.

«Золотая осень».

Учитель:

Семенова  А. В.

                                                                               Дата проведения:

                                                                                      12.10.2018г

                                     Г. Петергоф

по предмету «Окружающий природный мир»

Тема урока    «Золотая осень».

Учитель Семенова Александра Васильевна

Цель:

Расширять представление  детей о времени года «Осень».

Задачи:

  • побуждать к высказываниям малоговорящих детей;

  • расширять словарный запас по теме «Осень»,  активизировать в речи детей слова листопад, осенние листья, разноцветный;

  •  развивать эмоциональную отзывчивость у детей;

  • совершенствовать чувственный опыт детей при тактильном обследовании предметов;
  • воспитывать коммуникативные качества.

      Предварительная работа.

  1. Наблюдения в  природе  во время прогулок.
  2. Рассматривания картинок в книгах, иллюстраций с изображением картин природы.
  3. Разучивание игр, дидактических упражнений, физкультминуток.
  4. Слушание аудиозаписей звуков природы.

Оборудование:

1.Картинки с изображением природы осенью.

   2.Одежда летняя и для осени.

     3.Ёмкости для воды.

     4. Листики с деревьев (природный материал).

   5. Камушки.

   6. Диск с записью песенок - приветствия и прощания.

   7. Ткань – туча.

    8. Влажные салфетки

    9. Полотенце.

   10. Колокольчик.

    11.Ёмкость с водой.

    12.Губка.

    13. Сюрпризная коробочка.

    14. Письмо.

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность  учащихся.  

1.Вводная часть.

1).Организационный момент.

2) Ритуал-приветствие.

Цель.

Учить детей взаимодействовать во время совместного выполнения действий в ходе проведения ритуала-приветствия.

Учитель просит детей пройти в класс.

Сегодня у нас необычное занятие.

Посмотрите, сколько у нас гостей. - Вы рады их видеть?

А гости рады видеть вас.

- Дети улыбнитесь и поздоровайтесь с   нашими гостями!

Давайте покажем им,  что вы умеете делать.

Начинаем  наш урок.  

Учитель.

включает запись песенки

Ритуал-приветствие «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх - плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Всем привет!

- Дети входят в класс.

- Да.

- Кивком головы дети здороваются с гостями, улыбаются, и кто как может,  говорят:

- Здравствуйте!

Ученики под музыку вместе с  учителем исполняют

Ритуал-приветствие «Здравствуйте!»

- Хлопают в ладоши.

- Топают ногами.

- Лёгкие шлепки по щёчкам.

- Мигают глазками.

- Посылают друг другу «воздушный поцелуй».

- Щелкают зубками

- Нажимают на носик

- Обнимают друг друга

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность   учащихся.  

3).Сюрпризный момент.

4)Психологический настрой на урок.

- Пройдите, дети,  на свои места.

 Ребята, в нашем классе появилась необычная коробочка. И письмо. Здесь написано:  «Для учеников 5 «Г» класса.

 (Дети вместе с воспитателем обследуют коробку)

 - Какая коробка?  (красивая, большая, блестящая…)

 - В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней? Не открывается, почему то.

А,  слушайте. Здесь ещё написано:  -  Это  подарок.

 Коробочка откроется в конце урока, если ученики  выполнят все задания.

- Хотите, чтобы коробочка открылась?

-Тогда старайтесь. Выполняйте все задания и хорошо себя ведите.

А чтобы всё запомнить и правильно выполнять задания надо, чтобы:

Наши глаза внимательно смотрели.

Наши уши внимательно слушали.

Наши руки нам помогали.

Наши ноги нам не мешали.

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность   учащихся.  

2. Основная  часть.

1). Введение в тему.

2).Дидактическое упражнение

Тёплые ладошки.

Цель. Совершенствовать чувственный опыт детей при тактильном обследовании предметов.

Начинаем наше занятие. И говорить мы сегодня будем об осени.

- Закончилось лето.       Наступила осень.

Учитель на доску прикрепляет карточку: «Осень». Идёт первый месяц осени  -Сентябрь.

Прикрепляет вторую карточку с названием месяца – «Сентябрь».

Учитель:

- Тема нашего урока: «Встречаем  осень».

 Наступила  осень и природа изменилась.

Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе, которые происходят осенью.

Дидактическое упражнение

            Тёплые ладошки.

- Сильно- сильно потрите свои ладошки

друг о друга, чтобы они стали тёплыми.

Мы согрели свои ладошки. Они стали тёплыми.

 А солнышко согревает все вокруг своим теплом. Но с наступлением осени солнце в ясные дни светит ярко, но оно уже не такое горячее, каким было летом.

Поэтому в  природе начинают происходить изменения.

  Учитель  прикрепляет  картинку с изображением солнца.

Ученики  трут руки одну о другую, чтобы почувствовать тепло и дают руки   учителю, трогают ее теплые руки. Учитель в это время называет ученика по имени: "Ой, какие теплые ладошки у Вани».

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность   учащихся.  

3). Динамическая пауза «Ходит осень» 

4). Дидактическая игра.

«Что надеть нам на прогулку осенью»?

-  Учитель.

- Пойдёмте навстречу осени.Слушайте стихотворение и выполняйте вместе со мной.

- Ходит осень по дорожке.

- Промочила в луже ножки

- Льют дожди, и нет просвета

- Потерялось где-то лето.

Осенью на улице становится прохладно. И мы, когда выходим на прогулку одеваемся  потеплее.

Сейчас мы с вами поиграем.

 - Что надеть нам на прогулку осенью?

При переезде одежда перепуталась. Смешалась летняя одежда и осенняя.

- Здесь у меня  две коробки. В одну коробку мы сложим  летнюю одежду и уберём её на хранение.  А в другую соберём  одежду  для осени.  Потом разложим её  в шкафы и будем носить осенью. Нужно из  нескольких предметов выбрать  нужный.

 - Летнее платье и бадлон, джемпер, ветровка.

-  Джинсы и шорты, колготки.

-  Сапоги резиновые и босоножки.

-  Панамка и осенняя шапочка.

 осенью.

Ученики шагают

- поднимают руки вверх и машут листочками

- показывают листочками на ноги

- пожимают плечами, разводят руки в стороны.

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность  учащихся.  

5).Песня. «Осень в золотой косынке».

6). Беседа об осенних листьях.

- Вы правильно выбрали одежду для прогулки.

-   на доску прикрепляет

картинку с изображением детей на прогулке летом и осенью.

Выберите картинку,  где  девочка одета на прогулку осенью.

Итак, мы узнали, что осенью солнце греет слабо, становится холоднее, и люди выходя на улицу,  одеваются теплее.

- Пройдите, девочки на ковёр. Послушаем песню об  осени и поиграем.

 -  Учитель

включает запись песни

 «Осень в золотой косынке».  

Осень в золотой косынке

Приглашает нас гулять.

Шлёпать весело по лужам и листочки собирать.

 Прыг, скок, прыг, скок.

Перепрыгни лужицу

А вокруг а вокруг листики  закружатся.

-  Учитель.

-  Посмотрите, на эти

картинки.  Листья на деревьях меняют цвет. Они становятся красными, жёлтыми, коричневыми.

- Посмотрите, что тут у меня в коробочке? Опустите руки в коробочку. Приподнимите листья, легко пошевелите пальчиками.

- Слышите лёгкий шелест листьев?

- Листочки  тяжёлые?   -

- Листочки   лёгкие?

 Ученики  показывают нужную картинку. Летняя картинка убирается

- Ученики выходят на

ковёр, становятся в круг.

 Под музыку выполняют движения.

Ученики опускают руки в коробочку.

- Шевелят пальчиками, приподнимают листья.

- Да.

- Нет.

- Да.

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность  учащихся.  

7). Дидактическое упражнение.

«Играем с сухими листочками».

8). Дидактическое упражнение.

 «Дует ветер, ветерок и летит, летит листок».

Это ветер сорвал листья с деревьев.

Подул осенний ветер, и полетели листочки с деревьев, начался листопад.

Падают листики,

На земле лежат.

Падают листики –

Это листопад.

Ветер осенью становится холодным. Иногда он слабый. А бывает и очень сильным.

Дидактическое упражнение.

«Дует ветер, ветерок и летит,

летит листок»

Сейчас мы с вами поиграем с листочками.

Возьмите из коробки по одному листику.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

-  Листопад.

-  Оля,  ты  сколько листьев взяла?

 - Один. Показывает 1 пальчик.

- Правильно. Один.

  Аналогично опрашивается ещё несколько детей.

- Я буду читать стихотворение, а вы слушайте и смотрите на свои листочки. Любуйтесь.

Дети легко дуют на листья. Повторяют несколько раз.

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность   учащихся.  

9).Дидактическое упражнение

  «Ветер и туча».

10).Дидактическое упражнение  с губкой и водой.

11).Дидактическое упражнение  с камушками,  листиками и водой.

12).Закрепление.

13). Итог урока

-  Учитель.

демонстрирует иллюстрацию: туча, дождь.

Вдруг подует сильный ветер, нагонит тучи и пойдёт дождь. Вот посмотрите сюда.

 -  Учитель.

демонстрирует иллюстрации: туча, дождь.

Дидактическое упражнение

  «Ветер и туча».

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами поиграем с ветром и тучей.

- Ветер дует: У-у-у-у

- Повторите вместе со мной.

А теперь я буду читать стихотворение и чьё имя я назову – Встаёт под тучу

-  Учитель.

 читает стихотворение.

Ветер по лесу гуляет.

Ветер веточки качает.

Ветер тучи нагоняет.

Туча Ваню накрывает.

-  Учитель.

 с помощником накрывают тканью по очереди всех детей.

Когда все ученики побывают под тучей,  учитель

говорит:

- Бегите на свои места. А то дождь начнётся и вас замочит.

-  Учитель.

 подводит учеников к столу, на котором стоит тазик с водой.

- Сейчас мы с вами дождик устроим.

Здесь у меня два ведёрка. В красном горячая вода, а в синем холодная вода.

 Летом идёт тёплый дождь. И в лужах после дождя, и в речке вода тёплая. А осенью дождь холодный.   Вода в лужах в реке становится прохладной.

Воспитатель наливает холодную воду в горячую. Я смешала горячую воду с холодной. Вода стала тёплой. Таким бывает дождь летом. Опустите руку в  красное ведёрко.  Вода тёплая.

  Теперь опустите руку в ведёрко с холодной водой. Такие дожди идут осенью. Сейчас у нас осень. Поэтому дождь у нас будет холодный.

 -  Учитель

 читает стихотворение и

выполняет действия: опускает  губку в тазик с водой, а потом выжимает.

Мелкий дождь стучит по крыше,

То погромче, то потише.

Кап-кап (громко),

Кап-кап (тихо).

Но не просто дождь идёт,

Дождик песенку поёт:

Кап-кап (громко),

Кап-кап (тихо).

- Оля, возьми губку, опусти её в воду, а потом выжми. Говори вместе с водичкой:

- Кап-кап-кап.

После дождя  на дорожках образуются  лужи.

Ветер срывает с деревьев листья и бросает их в лужи.  

– Вы любите играть с водой?

Тогда давайте ещё  поиграем.

 Возьмите по камушку и положите в воду. 
– Что же  произошло с камушками?
- Камушки утонули?

- Камушки тяжёлые. Они утонули.– А что произойдёт с листиком, если я его положу в воду? Давайте посмотрим.
– Листик утонул?
– Листик лёгкий, поэтому он не тонет.
– Предметы тяжёлые тонут, а лёгкие плавают.

Наш урок подошёл к концу.

Вспомним,  о чём мы говорили на занятии.  

Учитель показывает

иллюстрации и даёт краткие пояснения.

- Подойдите к доске и покажите:

Идёт дождь.

Падают листья.

Дети на прогулке осенью.

-  Учитель.

Ребята, смотрите,  коробочка открылась. Значит, вы отлично  работали и хорошо себя вели

 и получили  подарок от осени.

Взрослые то поднимают ткань-тучу над ребёнком, то опускают низко. - Когда ткань – туча накрывает ребёнка – он приседает;

Когда поднимается вверх-тянет ручки вверх.

- Оля опускает  губку в тазик с водой, а потом выжимает. Говорит:

- Кап-кап-кап.

- Да.

- Нет.

- Ученики  показывают на картинках:

Идёт дождь.

Падают листья.

Дети на прогулке осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...