программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2018- 2021 годы"
рабочая программа

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс. Цели программы:  Организация профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, через привлечение их к досуговой деятельности;  Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;  Способствовать недопущению и снижению уровня правонарушений среди учащихся. Задачи программы:  проведение диагностических методик изучения личности ученика;  проведение диагностики занятости учащихся во внеурочное время;  выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;  создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений;  совершенствование системы дополнительного образования через внеурочную деятельность  усиление взаимодействия семьи и школы по профилактике правонарушений;  создание системы повышения правовой грамотности для родителей, педагогов и учащихся;  усиление взаимодействия социально-педагогического коллектива с различными субъектами в профилактике правонарушений несовершеннолетних;  отслеживание результативности профилактической работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Профилактика безнадзорности и правонарушений

среди несовершеннолетних на 2018- 2021 годы»

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Концептуальные подходы и понятийный аппарат
  3. Основная часть
  4. Тематическое планирование
  5. Список литературы
  6. Приложения

1.Пояснительная записка

Сегодня  для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют антиобщественным и противоправным действиям подростков с целью последующих поисков методов и средств их устранения. С позитивными изменениями в обществе, протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков.

К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних в Березовском районе можно отнести следующие:

  • крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы;
  •  безработица;
  • появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности;
  • резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
  • падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе;
  •  крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости,
  • национальный экстремизм.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствует развитию личностных и волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания, приводит к асоциальному поведению, а в дальнейшем к безнадзорности и правонарушениям. Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. В свете этого одной из актуальных проблем современного российского государства (равно как и самого общества) является профилактика и борьба с правонарушениями и преступностью подростков и молодежи.

           Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

            Представленная программа позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подростков лишенных заботы и внимания со стороны взрослых, а особенно родителей, подростков, живущих в неблагополучных семьях.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются в  вечернее время.

 

МБОУ  «Саранпаульская СОШ»   обучается 410  учащихся . Создаются все условия для организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.              

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Для учащихся 1-8 классов организована внеурочная деятельность   по 5 направлениям:

  •  Спортивно- оздоровительное
  • Социальное
  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное
  • Духовно-нравственное

Для учащися 9-11 классов организованы  элективные курсы.

Благодаря вовлечению учащихся в различные кружки и спортивные секции, организации досуга детей, взаимодействию с семьями наших учеников, можно отметить следующие положительные результаты:

  • значительно уменьшилось количество  курящих детей.  На территории школы и  на пришкольном участке  за 2016-2017 учебный год  курящих детей не выявлено;
  • повысилась активность учащихся при проведении классных и  школьных мероприятий;
  • значительно сократилось количество опозданий и пропусков занятий по неуважительной причине.
  • улучшились итоговые оценки учащихся. Дети проявляют живой интерес к различным дисциплинам;
  • повысилась ответственность учащихся за выполнение поручений;
  • участие детей в различных спортивных и праздничных мероприятиях способствуют развитию дружеских отношений, поддержке, и взаимовыручке;
  • значительно развиваются личностные качества каждого ребенка, занимающегося в системе дополнительного образования;
  • создаются условия для общения учащихся во внеурочное время, что значительно сократило количество правонарушений несовершеннолетними;
  • у детей появилась устойчивая потребность в познании и творчестве, а так же в активном участии в различных школьных мероприятиях;
  • для многих учащихся процесс обучения становится личностно значимым;
  • дети получили прекрасную возможность интересно и плодотворно проводить свободное время.

                             

Социальный паспорт МБОУ «Саранпаульская СОШ» в 2018-2019 учебном году

 1.

1

кол-во семей

292

в них учащихся

411

2

семей, находящихся в ТЖС

111

в них детей

131

3

многодетные семьи

84

в них детей

156

4

неполные семьи

73

в них детей

93

5

неблагополучные семьи

5

в них детей

9

6

малоимущие семьи

52

в них детей

64

7

безработные семьи

54

в них детей

72

8

семьи, пострадавшие от ЧАЭС

0

в них детей

0

9

семьи беженцев и переселенцев

0

в них детей

0

10

учащиеся, состоящие на внутришкольном учете

6

11

учащиеся, состоящие на учете в КДН

4

от 7-13 лет

2

от 14-15 лет

2

от 16-18 лет

0

12

учащиеся, состоящие на учете в ПДН

4

от 7-13 лет

2

от 14-15 лет

2

от 16-18 лет

0

13

дети жертвы-насилия

0

14

дети-инвалиды

9

15

из них на индивидуальном обучении

4

16

дети, проживающие в интернате

1

17

дети, состоящие на диспансерном учете

23

18

дети, оставшиеся без попечения родителей

3

19

дети-сироты

5

20

дети, проживающие в патронатных семьях

0

21

дети, проживающие в детском доме

0

22

дети, проживающие в приюте

0

23

дети с девиантным поведением

6

 

Нормативно-правовая база профилактики правонарушений несовершеннолетних

  • Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).
  • Страсбургская декларация. Деонтологический Кодекс. Принята 21 октября 1990 года
  • Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении н/летних (Пекинские правила, принятые Генеральной ассамблеей ООН 29.11.1985 года).
  • Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г, вступила в силу 25 декабря 1993 года
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, в ред. от 27.07.2010.
  • Семейный Кодекс РФ
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011).
  • Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996 года, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011.
  • Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
  • Жилищный Кодекс РФ.
  • Трудовой Кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Федеральный закон от 08.01.98 №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  • Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних (утверждена на заседании КДНиЗП при правительстве ХМАО-Югры).
  • Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 15.04.2014г. №409 «Порядок и периодичность предоставления информации о несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам  занятия в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры».
  • Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
  • Положение о Комитете образования администрации Березовского района
  • Уставы ОУ.

2.Концептуальные подходы и понятийный аппарат

          Понятийный аппарат специалиста по профилактике правонарушений несовершеннолетних, используемый в рамках данной программы, разработан доцентом КПН Косабуцкой С.А. на кафедре педагогики социального творчества Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

На основании анализа литературы и законных актов  можно выделить следующие определения профилактики:

  • использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
  • в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают  те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
  • научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов

В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

  • Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
  • Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
  • Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная,   третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение  еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений  профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.              

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

             К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка.

Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.

 Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

              На этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.

 Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий -  к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

           Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

          В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по  ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних,  ключевыми концептуальными положениями являются следующие:

  • центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
  • социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
  • интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
  • поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
  • создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;

Содержание социально-педагогической деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени:

  • собственно учебная деятельность;
  • культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени);
  • спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);
  • трудовая деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность;
  • учебно-исследовательская деятельность.                                    

               Все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени  направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

В программе сделан акцент на комплексный, системный подход, позволяющий исследовать профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:

  • как многоаспектную систему (А.В.Мудрик);
  • личностно-ориентированный подход, нацеленный на улучшение  положения ребенка и защиту его прав в соответствии с особенностями социального становления и существующими правовыми нормами (А.М.Нечаева);
  •  профилактическую работу с детьми «группы риска» (Л.В.Маленкова, С.В.Березин);
  •  концепции социально-психологических технологий  (М.А. Галагузова);
  • характеристику путей и средств профилактики  (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг);
  • особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя (Б.Н. Алмазов, B.C. Афанасьев, П.П. Блонский, А.Я. Гердт, М.Н. А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова);
  • возникновение причин противоправного поведения (С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.Я. Гиндинкин, Л.М. Зюбина,, А.И. Кочетов, Г.В. Морозов)
  • проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних

(В.К. Андриевский, А.С. Белкина, Н.И. Болдырев, М.И. Вейт, Г.В. Вершинина, В.И. Загвязинский, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, В.В. Коновалов, Н.Р. Косевич, Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанский, А. Бандура, Г. Кэплан, Р. Уолтере, Т. Шибутани )

  • особенности деятельности ОУ по профилактике правонарушений (Ю.В. Гербеев, Г.И. Забрянский, Н.Г. Кобец, Н.Д. Кузнецова, И.Б. Михайловская, М.С. Неймарк, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов, В.Д. Шадриков, Б.П. Буунк, Р. Мертон)
  • пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних  (С.А Косабуцкая, В.А.Ананьев, Я.В.Малыхина ).
  • изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя (Б.Н. Алмазов, А.Г. Асмолов, B.C. Афанасьев, П.Г. Вельский, П.П. Блонский, А.Я. Гердт, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, А.Е. Личко).

               Взаимосвязь указанных подходов строится на основе     объединения    теории и практики, что позволяет предположить практический результат данной программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» и способствовать значительному снижению совершений правонарушений и безнадзорности  детей. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени  направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

3.Основная часть.

 Цели программы: 

  • Организация профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, через привлечение их к досуговой деятельности;
  • Обеспечение единого  комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • Способствовать недопущению и снижению уровня правонарушений среди учащихся.

Задачи программы:

  • проведение диагностических методик изучения личности ученика;
  • проведение диагностики занятости учащихся во внеурочное время;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • создание  условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений;
  • совершенствование  системы дополнительного образования через  внеурочную деятельность
  •  усиление взаимодействия семьи и школы по профилактике правонарушений;
  • создание  системы повышения  правовой грамотности для  родителей, педагогов и учащихся;
  • усиление  взаимодействия социально-педагогического коллектива с различными субъектами в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • отслеживание  результативности профилактической работы.

Этапы реализации программы.

1.Организационный этап.

  1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН ОМВД по Березовскому району, КДН, ГИБДД.
  2. Организация работы Советов профилактик школ.
  3. Организация тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних  с привлечением различных субъектов профилактики.
  4. Планирование работы по профилактике правонарушений с  ДЮЦ «Поиск».
  5. Составление социального паспорта класса, школы, района.
  6. Ведение картотеки учащихся находящихся в социально опасном положении, обучающихся, стоящих на внутришкольном контроле,  и учете в  КДН.
  7. Проведение операции «Всеобуч» (выявление обучающихся, не посещающих школу).

 

п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственный

за выполнение

1

Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШК, учетах КДН и ЗП, ОДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы. Составление социального паспорта класса, школы.

сентябрь

Социальный педагог,

классные  руководители,  инспектор ПДН

2

Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям

социальной, психологической, юридической помощи.

сентябрь

Социальный педагог,

классные руководители,

органы опеки и попечительства, социальная защита.

3

Проверка семей учащихся, находящихся в социально - опасном положении по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях.

в течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН,  

4

Участие в проведении профилактических мероприятий,   направленных на

предупреждение  детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства уч-ся в

свободное от учебы время.

в течение года

Социальный педагог, службы и ведомства системы профилактики

5

Составление социально-психологических карточек уч-ся, состоящих на ВШК, ОДН, контроль за посещаемостью учащихся (Журнал контроля посещаемости)

в течение года

Социальный педагог,

педагог-психолог,

классные руководители

2.Аналитико-диагностический этап

1.Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ  и систематизация информации для выявления причин, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.  

2.Выявление подростков, склонных к совершению правонарушений.

3.Определение причин и условий, способствующих возникновению  данных отклонений в поведении.

4. Определение направления профилактической деятельности.

         На данном этапе  используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации.

Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование -  метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.

            Метод интервью предполагает заранее подготовленные  вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

  • использовать разговорный стиль общения;
  • учитывать возможности отвечающего;
  • создавать привычную для респондента среду обитания;
  • учитывать временный фактор (достаточное количество времени);
  • устранять влияние третьих лиц.

Диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

Заместитель директора по УВР

классные руководители

социальный педагог

   2

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений

в течение года

классные руководители

социальный педагог,

педагог-психолог

     3

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН

в течение года

классные руководители

социальный педагог,

педагог-психолог

 4

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН (анкетирование)

в течение года

классные руководители

социальный педагог

 5

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

март-май

классные руководители

социальный педагог

По итогам реализации диагностического этапа  проводится  анализ полученной информации.

3.Деятельностный этап

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, принимать  существующие  правила нравственности.

Внеурочная  деятельность учащихся должна быть наполнена интересным и увлекательным содержанием.Чем больше ребенок будет занят во внеурочное время, тем меньше у него будет времени на совершение правонарушений.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств ребенка. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком в будущем станет  наш учащийся. С этой целью школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему

На этом этапе реализуется несколько направлений деятельности:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы  воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ОДН;
  • классные часы по пожарной безопасности, ПДД;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  • «День открытых дверей» для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
  • Проведение родительского всеобуча.
  • Родительский лекторий .

Тема

  Содержание

Ответственные за проведение

Профориентация 

школьников

 

  • профориентация, её цели и задачи;
  • правильный и ошибочный выбор профессии.
  •  занятость населения, ситуация на местном рынке труда;
  • важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

Классные руководители,

Заместитель директора

по УВР,

Социальный педагог

По профилактике правонарушений и преступлений

 

  • права и обязанности семьи.
  •  права, обязанности и ответственность родителей.
  •  нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
  •  права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
  •  причина детских суицидов
  • свободное время и развлечения учащихся. 

Классные руководители,

Заместитель директора

по УВР,

Социальный педагог

Специалисты ЦСЗН

Профилактическая работа с педагогическим коллективом

Цель:        

  • информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

за выполнение

1

Участие в заседаниях педагогического совета школы, МО классных руководителей.

по плану работы школы

Социальный педагог

2

Ознакомление с деятельностью социального педагога в школе, его правами и обязанностями

3

Информирование о состоянии работы с учащимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении

4

Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями «группы риска».

5

Проведение индивидуальных консультаций.

в течение года

6

Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики

в течение года

7

Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия

в течение года

4.Оценочный этап

Цель:

  • Определение эффективности профилактической деятельности.

На этом этапе  работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится с учащимися методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Задача возлагается на классных руководителей, социального педагога, психолога(при необходимости).

План мероприятий  МБОУ «Саранпаульская СОШ»

по профилактике правонарушений и безнадзорн6ости несовершеннолетних

Даты проведения

Название мероприятия

Ответственные

ежемесячно

  • Мониторинг состояния посещаемости занятий и успеваемости учащимися школы
  • Заседание Совета по профилактике
  • Собеседование с учащимися, состоящими на ВШК, и их родителями
  • Обследование социальных условий воспитания учащихся группы риска

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

сентябрь

1.Единый профилактический день (собеседования со школьниками группы риска по итогам летних месяцев).

2.Формирование банка данных – социальной картотеки, в которую включаются:

  • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;
  • опекаемые дети;
  • дети-инвалиды;
  • судимые родители;
  • семьи, имеющие статус беженцев;

3.Работа с базой «Неблагополучные семьи и дети».

4.Сбор сведения о подростках, прекративших обучение в ОУ.

5.Привлечение детей «группы риска» к участию в мероприятиях посвященных  Дню Учителя.  

6.Анкетирование родителей в рамках родительских собраний с целью выявления проблем в воспитании контингента учащихся школы.

7. Заседание Совета по профилактике

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

      Октябрь

Единый профилактический день

  1. Заседание Совета по профилактике по теме «Анализ успеваемости и посещаемости занятий учащимися на начало учебного года»
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на начало года).
  3. «Твои права и обязанности»  
  4. Планирование занятости школьников в период осенних каникул (классные часы)
  5. Беседа соц. педагога на тему: «Законы школьной жизни» (4-5 класс).
  6. Проведение в 6 классах: Урок мужества, Урок толерантности: глухие…
  7.  «Беду отведи до удара» лекция, 10 класс.

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Библиотека школы

ЦСЗН

Ноябрь

  1. Месячник по профилактике правонарушений:
  • рейды в семьи;
  • классные часы
  • индивидуальная работа с детьми и их родителями;
  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом

2.Лекции: ко Дню народного единства «Набат над Москвой» для 9-11 классов; Ко Дню Матери «Живой любви глубокие черты» для7-10 классов;

К Международному дню толерантности «Жизнь с непохожими людьми - диалог о толерантности»  для 7-11 классов.

3.Заседание Совета по профилактике «О необходимости привлечения в организацию внеклассных мероприятий детей, состоящих на учете, контроле и принадлежащих к «группе риска».

4. Беседа соц. педагога на тему: «Основы безопасной жизнедеятельности или как уберечь себя от несчастий. Культура поведения на переменах» (6 класс).

5.Участие в городской профилактической программе «Соревнование классов, свободных от курения» (ноябрь-апрель)

6. Классные часы, посвященные профилактике правонарушений: «УДО. Занятие по интересам найдет каждый».

7.Диалог о полезных и вредных привычках .9 класс (профилактика ПАВ)

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Лекторы библиотеки

ЦСЗН

Декабрь

  1. Единый профилактический день (работа с семьями, уклоняющимися от воспитания детей).
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Классные часы, посвященные профилактике правонарушений учащихся в период зимних каникул.
  4. Беседа соц. педагога на тему: «Понятие административного правонарушения. Виды административных наказаний» (7 класс).
  5. Выступление  социального педагога на МО классных руководителей «Поощрение и наказание в воспитании ребенка», «Признаки и факторы выявления жестокого обращения с детьми».
  6. Заседание Совета по профилактике  «Профилактика правонарушений в 5-6 классах»

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Январь

1.Единый профилактический день (учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня).

2.Внесение изменений и дополнений в социальный паспорт школы на начало нового года.

3.Итоги контроля за посещаемостью школьников.

4.Беседа соц. педагога на тему: «Ответственность и формы ее реализации. Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8 класс).

5.Заседание совета по профилактике по текущим вопросам и успеваемости

7. Ко Дню снятия блокады Ленинграда: «Зоосад в блокадном городе» - лекция для 1-11 классов (проводит ДК)

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Февраль

  1. Профилактическая  работа по итогам зимних каникул (ПДД и здоровьесберегающие мероприятия)
  2. Беседа соц. педагога на тему: «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок» (9 класс).

3.Заседание Совета по профилактике

4. Планирование мероприятий ко Дню защиты Отечества(привлечение к проведению мероприятия детей из «группы риска»)

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Март

  1. Единый профилактический день.
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Планирование занятости учащихся в период весенних каникул ОДОД.
  4. Беседа соц. педагога  на тему: «Молодежные субкультуры и их виды» (10-11 кл).
  5. Заседание Совета по профилактике:  «Профилактика правонарушений среди учащихся в период весенних каникул и  праздничные дни»

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Апрель

  1. Месячник профилактической работы с детьми и подростками.
  2. Помощь в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве) учащихся из неблагополучных семей (9-е, 11-е классы).
  3. Собеседования со школьниками группы риска и их родителями по вопросу летней занятости.
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  5. Классные часы, посвященные  условиям успешного окончания учебного года (5-11 классы)
  6. К Международному дню интернета. Лекция: «Попавшие в сеть.  Игровая и компьютерная зависимость»  Для 9-11 классов;

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Май

  1. Анализ работы школы по профилактике правонарушений.
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на конец года).
  3. Проведение тематических родительских собраний, посвященных окончанию учебного года
  4. Мониторинг летнего отдыха школьников.
  5. Формирование летнего лагеря труда и отдыха. Привлечение в летний лагерь учащихся «группы риска».
  6. Заседание Совета по профилактике «Итоги работы Совета по профилактике по окончании учебного года».
  7. Лекторий: К Международному дню семьи «Тайна сия великая есть…»Для 8-10 классов;  К Дню Победы советского народа в Великой Отечественной Войне «Победные залпы 45-го» – видео-урок для 7-9 классов ( библиотека).

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Определение результативности:

  • снижение уровня  правонарушений среди несовершеннолетних;
  • выявление причин и условий совершения правонарушений несовершеннолетними;
  • вовлечение в досуговую деятельность детей «группы риска»;
  • повышение правовой грамотности родителей и педагогов в профилактике правонарушений.

Специалисты, привлекаемые к реализации программы:

В ОУ:

  • социальный педагог;
  • заместитель директора по УВР;
  • педагог-психолог;
  • классные руководители;
  • педагоги-предметники.

В районе:

  • специалисты Центра;
  • субъекты профилактики: ОДН, Опека и попечительство, Центр Занятости населения, Экспертный совет.

Условия реализации программы:

  • комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних;
  • развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися;
  • вовлечение  подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  • наличие помещений для проведения досуговой деятельности;
  • согласие родителей для привлечения детей во внеурочную деятельность;
  • желание подростков в участии мероприятий досуговой деятельности.

 

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня социальной адаптации учащихся;
  • Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми.
  • Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета.
  • Снижение  количества пропусков уроков по неуважительной причине.
  • Повышение правовой грамотности родителей и учащихся.
  • Повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.

Точки риска при реализации программы: 

  • недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков;
  • нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков;
  • невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности;
  • отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами;
  • отсутствие возможности образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей во внеурочное время и в каникулы.

                                                    Список литературы:

  1. Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений. Тамбов 2006.
  2. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних.  М.2004.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.2003.
  4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Юрист. 2007.
  5. Березин С.В. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара. 2001.
  6. Галагузова  М.А. Социальная педагогика. М.2000
  7. Нечаева А.М. Семейное право. Юрсайт. 2013
  8. Маленкова Л.В. Педагогические основы и методика деятельности. М. 2005.
  9. Черникова И.П. Полномочия подразделений по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений. М.2004
  10.  Осипова О.С. Девиантное поведение –благо и зло. М.2008
  11. Маленкова О.С. Воспитание: взаимодействие с семьей. М.:Пед.о-во России, Изд.Дом «Ноосфера».- 1999.
  12. Гилинский. Я. Глобализация, девиантность, социальный контроль: сборник статей /— Санкт-Петербург: ДЕАН, 2009. 
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология«АСТ/Астрель» 2008 .
  14. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006
  15. Забрянский Г.И. Вопросы ювенальной юстиции -> 2006 -> №4 (9) 2006 - Критика и анализ. Несовершеннолетние: преступность и противодействие (тезисы).
  16. Степанов.В. Г Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
  17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб: «Речь», 2010
  18. Макаренко А. С. Книга для родителей. — Pubmix.com, 2012.
  19. Бандура А.. "Современная зарубежная социальная психология", М., 1984
  20. Бочарова В.Г.Личность, семья и община становятся центром системы социальных служб// Соцальная работа,1992.-№1.
  21. Косабуцкая  С.А. Технология решения социальных проблем ребенка. – //Научное изд. Решение социальных проблем учащихся в ОУ. СПб,2012.//
  22. О.С.Осипова. Девиантное поведение – благо и зло. М.2008

Приложение №1

К программе

ПЛАН        

Совместной работы ОУ  и ОМВД по Березовскому района по профилактике правонарушений среди учащихся на 2016-2021 годы

№ пп

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Выявление подростков, склонных к совершению правонарушений, состоящих на учете в ОДН.

В течение года

Педагогический коллектив, социальный педагог,

инспектор ОДН

2

Закрепление за подростками, требующими повышенного внимания, общественных воспитателей из числа работников школы.

В течение года

Зам. директора по УВР

3

Выявление родителей, отрицательно влияющих на детей, не исполняющих родительские обязанности. Информирование о таких родителях ОДН.

В течение года

Педагогический коллектив,

социальный педагог,

 инспектор ОДН

4

Ведение внутришкольного учета учащихся, склонных к правонарушениям, и неблагополучных семей.

В течение года

Зам. директора

по УВР,

социальный педагог

5

Вовлечение трудных учащихся в предметные факультативы, спортивные секции, классные и обще школьные мероприятия.

В течение года

Педагогический коллектив

6

Проведение инструктажей учащихся о правилах поведения в общественных местах, по правилам дорожного движения

В течение года

Педагогический коллектив,

инспектор ОДН

7

Проведение лекций, бесед по профилактике правонарушений, преступлений среди учащихся

В течение года

Педагогический коллектив, инспектор ОДН

9

Заслушивать на Совете профилактики

классных руководителей   о работе с трудными подростками.

В течение года

Зам.директора по УВР

10

Изучение опыта педагогических коллективов ОУ по профилактике правонарушений

В течение года

Педагогический коллектив,

зам. директора по ВР

11

Своевременно реагировать на сообщения о совершении учащимися правонарушений.

В течение года

Зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ от 21 июля 2008 года

Закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихв Краснодарском крае» № 1539-КЗ...

Доклад на тему «О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в НРМОБУ «Пойковская СОШ №2 в 2014 - 2015 уч.году»

Доклад об организации и  состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в НРМОБУ «ПСОШ №2 в 2014-2015 уч.году...

Программа работы школы по единой методической теме в 2018 – 2021 годах «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Программа работы школы по единой методической теме "Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"...

Разрядные нормы, требования и их выполнение по виду спорта Спортивный туризм в 2018-2021 годы

Разрядные нормы, требования и их выполнение по виду спорта Спортивный туризм в 2018-2021 годы...