Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков
учебно-методический материал
Выступление социального педагога на методическом совещании о профилактике правонарушений среди воспитанников учреждений социального обслуживания населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_prof-ke_pravonarusheniy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска»
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков
Соц.педагог ОДиСРН
Вайнштейн А.В.
Иркутск 2016-02-14
Проблема правового воспитания ребёнка в настоящее время является очень актуальной в нашем учреждении. Ведь помимо среды, в которой находился ребенок до попадания в стационар, в том числе и здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций подростков. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в этот период активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика: в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
В соответствии с Конституцией РФ , 24 июня 1999г. был создан 120 Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В первой статье данного закона указаны основные понятия.
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Также в данном законе указано, что деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении четырнадцати категорий несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
В законе закреплены субъекты, на которых возлагается проведение профилактических мероприятий в рассматриваемой сфере – это:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- органы управления социальной защитой населения,
- федеральные органы государственной,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости,
- органы внутренних дел.
Кроме того, 28.12.2013 принято решение о возложении ряда профилактических функций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на:
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Мы, как люди, временно заменяющие родителей нашим воспитанникам, тоже осуществляем профилактическую работу. Главным образом, в настоящее время главной целью у нас является профилактика самовольных уходов. Так как этой теме уделяется очень много внимания, необходимо вести учет профилактических мероприятий, т.е. планировать и регистрировать мероприятия в своей документации.
Помимо профилактики самовольных уходов с детьми нужно работать и по профилактике девиантного, делинкветного (противоправного) поведения. Это может быть Совокупность различных методов, такие, как встреча с работниками правоохранительных органов, проведение вечеров, лекций, игр на правовую тему для подростков; воспитание у воспитанников сознательного отношения к выполнению законов и правил проживания в микросоциуме; индивидуальная работа с лицами, склонными к совершению уходов и правонарушений, то есть формирование правовых знаний, организация занятости подростков – досуговые секции по интересам, общественно-полезный труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении...
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...
Классный час "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков"
Данный материал поможет классным руководителям создать банк идей и предложений общественно значимых дел для реализации проблемы безнадзорности и правонарушений...
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями
Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...
РАБОТА СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Цели, задачи в работе Совта профилактики, обязанности состава педагогов. Планирование работы....
ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Цель программы: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...
Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...